Публикации

ВВЕДЕНИЕ

Теория и история мировой и отечественной культуры (культурология) представляет собой одно из направлений общего гуманитарного образования студентов всех специальностей и форм обучения. Цель курса культурологии состоит в том, чтобы: 1) дать представление о культуре в единстве всех ее сторон, в сочетании теоретического и конкретно-исторического подходов, сформировать картину всемирного процесса развития культуры от истоков до наших дней; 2) показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации; 3) помочь сориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Актуальность проблем, связанных с культурой, сегодня повышается. Причина этого заключается в резком возрастании роли и сложности духовных процессов и явлений, их кризисном характере в мировом масштабе. Нынешний кризис российской культуры, ее бедственное состояние может рассматриваться как частный и особый случай этого глобального феномена.

Возрождение России немыслимо без сохранения и развития национальной культуры. Этому мешает тяжелейшее социально-экономическое положение страны, нищенский уровень финансирования духовной сферы, невостребованность многих ее компонентов, широкое наступление бездуховности. Все это затрудняет решение важнейшей проблемы - создание общества высокой культуры, состоящего из воспитанных и образованных людей.

Изучение культурологии, систематизация знаний и представлений о разнообразных проявлениях духовного развития человечества в определенной степени будут способствовать решению названной проблемы.

Думается, что не правы те, кто скептически относятся к этой дисциплине и даже, порой, отрицают ее право на существование. Важно понять специфику культурологии как именно гуманитарной общеобразовательной дисциплины, роль которой не может быть определена с помощью прагматических критериев. Культурология - не обычная дисциплина, а в определенной степени форма приобщения студентов к культуре, искусству, способ компенсации культурно-воспитательной работы, которая во многих вузах практически не проводится. Но дело не только в этом. Культурология оптимально вписывается в ту систему социальных и гуманитарных наук, которая сложилась в российских вузах. Она связывает воедино философию, историю, социологию, политологию, психологию, т.к. культура служит объектом изучения всех названных наук. Культурология их связывает, но не подменяет. Поэтому вопросы истории философии, социальной, политической и правовой мысли в пособии не рассматриваются, т. к. они изучаются в других курсах.

В предлагаемом учебном пособии материал излагается сжато, с учетом того небольшого времени, которым располагают студенты дистанционной формы обучения. Тем не менее, в нем содержится необходимый минимум материала, достаточный для усвоения основного содержания курса, которое отражено в зачетных и экзаменационных вопросах.

Текст учебного пособия структурирован по разделам, главам, параграфам, а также проблемам в рамках последних. Наиболее важные понятия, содержание которых студент должен знать, выделены курсивом.

Настоящее учебное пособие необходимо использовать в комплекте с программой курса, в которой, кроме краткого изложения его содержания, даются основные вопросы, примерные темы рефератов и списки рекомендуемой литературы к каждой учебной теме.

В основу предлагаемого пособия положен курс, ряд лет читаемый автором в Московском государственном индустриальном университете.

Желаю удачи в изучении теории и истории мировой и отечественной культуры и приобщении к духовной сокровищнице человечества!

Похожие работы