Публикации

Русская культура от возникновения до XX века

Русская культура, ее сущность, особенности, место в системе мировой цивилизации, динамика развития, ее истоки и современное состояние — эти и многие другие вопросы волнуют людей, ей принадлежащих. Мыслители и ученые строят свои концепции, которые часто противоречат друг другу. Уже многие десятилетия ведутся споры о прошлом, настоящем и будущем России, российской духовности, «русской идее».

Русская культура — органическая часть мировой — сложилась в эпоху средневековых цивилизаций и была одной из них. Русская культура — европейская по своему характеру и географическому расположению — входит в восточноевропейскую группу, к которой также относятся типологически близкие украинская, белорусская, болгарская, сербская, румынская и другие православные культуры. Близка ей польская культура, также славянская, но католическая по религии.

Самобытность русской культуры определяется многими обстоятельствами этнического, географического, исторического характера, как внутренними процессами, так и внешними влияниями. Ее пограничное положение между Западом и Востоком, распространение сначала только на востоке Европы, а затем и в Азии определило евразийский характер русской (российской) цивилизации, наличие в ней различных культурно-этнических компонентов.

Русская культура, как и любая другая, испытывала и испытывает воздействия иных стран и народов, многое заимствовала у них и, в свою очередь, что-то давала им. Эти влияния были со стороны более близкого в цивилизационном отношении Запада и со стороны Востока (кочевого и оседлого), который постоянно «вторгался» в русское пространство, оставляя в нем «следы» своего пребывания. Главным внешним источником возникновения и развития нашей культуры на протяжении всего средневековья является Византия, греческая средневековая духовность. Это объясняется территориальной близостью двух сторон (одно время в Северном Причерноморье и в Крыму они непосредственно соприкасались), постоянными контактами в результате войн, торговли и т. д., высоким уровнем византийской цивилизации, стремлением императоров распространить ее влияние в соседние регионы.

Как уже отмечалось (гл. 4), восприятие элементов чужих культур часто сопровождается их переработкой (органическое заимствование). Это в полной мере касается Руси — России, где все иноземное, пришедшееся «ко двору», изменялось до неузнаваемости, а затем уже считалось своим. Открытость Европе и Азии с одновременным стремлением сохранить собственную самобытность, противодействие слишком сильной культурной экспансии — суть позиции нашей страны в системе мировой культуры. 1

Особенности отечественной культуры связаны с природно-географическими характеристиками Восточно-Европейской равнины с ее рельефом, девственными лесами и многочисленными реками, огромными, редко заселенными пространствами. Отсюда — простор и воля как одни из главнейших ценностей русского народа и в это же время — возможность экстенсивного развития со всеми негативными его последствиями, в дальнейшем проявившимися в полной мере.

1 Громов М. Н. Культура Древней Руси в системе мировой цивилизации // Цивилизации. Выпуск 2. — М., 1 993.

Русская культура всегда тяготела к художественному образу, иррациональному, была преимущественно созерцательной, эмоциональной, а не понятийно-логической, сциентистской. Это обстоятельство положительно повлияло на искусство и отрицательно — на состояние науки и философии. В этих областях наша страна резко отставала от Запада на протяжении всего средневековья. Профессиональные ученые у нас появились только в XVIII в.

Русская культура прошла длительный и драматически сложный путь развития, особенности которого определялись исторической судьбой страны, «изломами» ее истории; действием собственного социокультурного механизма разрешения внутренних противоречий духовной жизни. Этапы эволюции отечественной цивилизации — со средневековья и далее — в целом, но с некоторыми хронологическими поправками, совпадают с периодизацией всемирного культурно-исторического процесса.

Периодизацию отечественной культуры можно представить в следующем виде. Первый период — древнейший, до формирования государственности у восточных славян в IX в. Второй — эпоха средневековья — начинается с названного события и завершается в конце XVII в. Этот период включает три этапа: древнерусский (IX-середина XIII вв.),* этапы становления великорусской народности (середины XIII-конец XV вв.) и ее дальнейшего развития (конец XV-конец XVII вв.). Третий период — новое время (конец XVII начало XX вв.), четвертый — новейшее время (1917-1991 гг.), пятый — современный, или называемый по-другому, период (с августа 1991 г.).

Кроме того, в ходе развития русской культуры выделяются вехи, связанные с важнейшими общеисторическими событиями и " ломками" культурно-исторической парадигмы (И.В. Кондаков): 1) крещение Руси; 2) установление монголо-татарского ига; 3) образование русского централизованного государства и утверждение самодержавия; 4) религиозный раскол и начало реформ Петра I; 5) отмена крепостного права; 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) установление единоличной власти Сталина, начало советского тоталитаризма; 8) август 1991 г., падение коммунистического режима в Советском Союзе и распад СССР. 1 Первые три и частично четвертое события относятся к средневековью, остальные — к другим эпохам; их последствия для культуры будут рассмотрены в следующих главах.

* В нашей научной и учебной литературе определение «древнерусский», когда речь идет об искусстве, порой и о культуре в целом, используется применительно ко всему средневековому периоду. Во избежание путаницы здесь это определение будет связываться только с IX-серединой XIII вв.
1 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). — М., 1994. С.18.

Похожие работы