Публикации

6.4. Роль руководителя в конфликте

Говоря о регулировании и управлении конфликтами, имеют в виду не полное их исключение, а устранение тех, которые заранее несут негативный характер и возникают помимо интересов общего дела.

Психологический климат коллектива — сложнейшая и многогранная проблема, но именно решение этой проблемы и есть главный залог успеха в предупреждении нежелательных конфликтов.

Коллектив всегда состоит из разных людей, с разными характерами и наклонностями, с разными способностями и разной степенью трудолюбия и ответственности. Объединить этих людей может только общая цель, заинтересованность каждого работника в своем труде и успехе фирмы, искреннее и грамотное руководство.

Психологический климат коллектива подразумевает постоянный деловой настрой и доброжелательное отношение друг к другу. Это возможно лишь при условии атмосферы взаимного уважения и терпимости, взаимопомощи, но и при условии личной независимости.

Каждый член такого коллектива занимается своим делом, и занимается добросовестно, при этом успех и деловой престиж коллектива прежде всего.

Роль руководителя является основополагающей и определяется его нравственной позицией.

Главными заповедями в работе с людьми являются:

  • нет плохих исполнителей — есть плохие руководители;
  • работать надо с теми, кто есть, а не мечтать о тех, кто мог бы быть.

Гласность внутри трудового коллектива — обязательный компонент успеха, она может обеспечиваться различными путями, среди которых доска объявлений, собрания сотрудников, печатная информация. Свой обязательный вклад в успех дела и состояния коллектива руководитель должен внести, обязательно выполняя следующие правила:

  • наиболее полно использовать достоинства каждого работника, а значит, очень хорошо знать своих сотрудников;
  • продвижение по должностной лестнице проводить только по деловым качествам и с учетом принципа некомпетентности;
  • уважать всех сотрудников и платить по труду, а наказывать за дело, невзирая на личность, но определяя меру с учетом ценности и достижений работника;
  • нейтрализовывать скандалистов, доносчиков, убирать из коллектива недостойных, неумелых, зарвавшихся;
  • не задерживать в развитии и росте молодежь, не передерживать на одном месте «постоянного» руководителя; его потенциал всегда ограничен;
  • исключить из своей практики «любимчиков» и «нелюбимчиков», симпатизировать достойным;
  • если конфликт между двумя переходит все границы, уйти (не обязательно совсем) должны оба;
  • сочетать демократизм с авторитарностью, не допуская произвола и самостоятельно и четко решая вопросы и принимая решения;
  • интересы дела, принципиальность и собственные честность и порядочность должны быть основополагающими;
  • осуществлять контроль постоянный, действенный, но не унижающий достоинство подчиненного;
  • не бояться увидеть в подчиненном или коллеге более умного, грамотного и умелого работника;
  • особое внимание уделять женщинам, понимать различия между мужским и женским характерами, особенности женского коллектива, проблемы женщины-матери и супруги.

Совершенно недопустимы сплетни. Конечно, возможно обсудить своего коллегу, но это обсуждение должно носить деловой и доброжелательный характер. Еще более недопустимо поощрять сплетни, делать их основой для своего отношения к человеку. Сплетник должен всегда быть остановлен в своем увлечении, всегда знать негативное к себе отношение.

Необходимо отметить основные требования к самому руководителю:

  • умение и склонность к работе с людьми;
  • необходимая компетентность, знание своего дела, опыт работы в данной области;
  • положительные человеческие качества;
  • повышенная работоспособность;
  • постоянное повышение своей квалификации и расширение кругозора;
  • умение находить общий язык и с руководителями, и с подчиненными;
  • наличие авторитета среди руководителей такого же и более высокого уровней;
  • умение сочетать интересы всего коллектива с интересами отдельных групп и сотрудников.

Необходимо учитывать, что огромную роль в жизни коллектива играют стрессы. Стрессовые состояния, которые вызываются различными экстремальными воздействиями на человека, оказывают огромное внимание на уровень и качество общения.

Конфликт сам по себе неизбежен, но возможно исключение его отрицательных последствий, только надо этого по-настоящему желать и действовать для этого.

Контрольные вопросы

  1. Что такое конфликт?
  2. Почему неизбежен конфликт в коллективе?
  3. Как различаются конфликты?
  4. Какие основные группы причин вызывают конфликты?
  5. Что надо сделать для преодоления конфликта?
  6. В чем заключается роль руководителя в конфликте?
  7. Какие требования предъявляются к личности руководителя?

Похожие работы