Публикации

6.3. Преодоление конфликта

Главные факторы, позволяющие преодолеть конфликт, можно свести к следующему:

  • цель — успех общего дела, личные амбиции и претензии отбрасываются напрочь;
  • готовность всех сторон к деловому разрешению проблемы;
  • всегда искать достойный компромисс, который не ущемляет ничье достоинство и отвечает нравственным принципам.

Конфликт — явление управляемое, а в ряде случаев — направляемое.

Преодоление конфликта включает в себя следующие основные этапы:

  • выявление причин конфликта и целей, которые преследуют конфликтующие стороны;
  • устранение субъективных причин конфликта;
  • управление личностными причинами конфликта;
  • создание делового и объективного подхода к проблемам коллектива;
  • организация решения возникших трудностей.

Нельзя не согласиться с авторами известной книги «Руководить без конфликтов» В.Зигертом и Л.Ланг, что соблюдение простых правил поведения в конфликте позволяет легко его преодолеть без существенных потерь. Вот их перечень с нашими поправками и добавлениями.

  1. Признать права и мнения друг друга.
  2. Больше слушать партнера.
  3. Не стесняться демонстрировать понимание роли другого.
  4. Уметь заставить себя признать свою неправоту и извиниться.
  5. Уметь смягчить обстановку, разрядить ее с помощью юмора, вежливости.
  6. Быть честным, не применять закулисной борьбы.
  7. Выяснить восприятие конфликта другой стороной и постараться понять эту точку зрения.
  8. Отбросить неприязнь.
  9. Совместно четко определить предмет конфликта.
  10. Установить общие точки зрения.
  11. Определить, что разъединяет.
  12. Описать общими усилиями суть и содержание конфликта.
  13. Активно вместе искать общее решение.
  14. Открыто принять это решение.
  15. Неуклонно выполнять принятое решение, в своих действиях по данной проблеме постоянно поддерживать отношения с партнером.

Отсутствие последнего действия в какой-то момент приведет к новому конфликту, но доверие партнера получить будет уже очень трудно.
Возможны и другие пути решения конфликта, но его основой всегда может быть только разумный компромисс.

Так, на каком-то этапе может вмешаться третья сторона. Решение конфликта с ее помощью будет положительным лишь при обязательном выполнении следующих условий: эта сторона нейтральна в данной ситуации, все участники конфликта признают ее право на принятие решения. В противном случае любой результат будет лишь приостановкой конфликта и причиной нового.

Возможно и очень часто применимо, особенно со стороны руководителя, силовое решение. Что плохо в этом случае? Мнения и права участников явно принижены или попраны вообще, взаимная неудовлетворенность остается, корни и причины конфликта, как правило, не устранены, но сам конфликт остановлен и решение, какое бы оно ни было, принято. И это есть положительный результат. При этом руководитель должен обдуманно решить, а нужна ли победа одной из сторон, не несет ли его решение временное успокоение во вред делу и углубление проблемы. Силовое решение позволяет руководителю проявить свою власть, характер, эмоции, но это далеко не всегда равнозначно справедливости и объективности.

Похожие работы