Публикации

5.2. Некоторые особенности профессиональной этики

Среди особенностей профессиональной этики в первую очередь отметим понятие долга. Долг — это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Долг может быть гражданский — его предусматривает конституция страны (например, воинский долг), долг может быть супружеский — его предусматривает кодекс отношений между мужем и женой, долг может быть служебным. Служебный долг — это обязанность перед фирмой, организацией, трудовым коллективом, в котором работает человек. Выполнение долга не должно зависеть от личных симпатий, собственных интересов, идеологических установок. Попытка найти оправдание невыполнению служебного долга есть не только нарушение профессиональной этики, но действие, которое может граничить с преступлением. Это очевидно на примерах служебного долга медика, пожарного, работника правоохранительных органов, военнослужащего. Однако и работник так называемых рядовых профессий обязан до конца и в полном объеме выполнять свой служебный долг не только в экстремальной ситуации, но и в повседневной жизни, что в большинстве случаев и позволяет избежать таких ситуаций.

Понятие корпоративности включает в себя особые отношения работников одной организации, отдела, бригады или специалистов одной профессии. Эти отношения доходят до определенной формы товарищества и даже братства. В этом смысле и определяется корпоративная этика — кодекс поведения работников данной фирмы или представителей отдельной специальности. В целом корпоративность является положительной, но, доведенная до крайнего выражения, может иметь негативные стороны. К ним возможно отнести высокомерие, нежелание признавать других, круговую поруку, замкнутость и некритичность к своим действиям.

Среди профессий, этика которых имеет особое значение, необходимо выделить ученых и педагогов. К ним со всей полнотой можно отнести заповедь врачей «Non nocere» — «Не вредить !»

Преподаватель обязан в своей деятельности думать о личности своего ученика, не унижать ее, а возвышать, не навязывать свои убеждения, а развивать жажду познания и умения анализировать. Преподавать — это значит учить и стимулировать стремление к знаниям, а не беспрерывно проверять и отторгать от учения.

Особое значение приобрела профессиональная этика научного работника. К сожалению, этот аспект человеческой деятельности по сей день не получил должного обсуждения и степени ответственности. Сверхкорпоративность ученых, их особая убежденность в собственной непогрешимости и особой роли в развитии цивилизации в подавляющем числе случаев спокойно соседствует с подыгрыванием политическим силам, безоглядным служением власть имущим и сокрытием всей истины от сообщества. Самые выдающиеся ученые, увенчанные наградами, славой и прочими атрибутами признанных гениев, дали возможность испытать ядерное и другое оружие на живых людях. Речь идет не только о варварских бомбардировках США в Японии, но и об учениях с применением ядерных, химических, биологических средств поражения с непосредственным участием в них людей в США, СССР и других странах.

Другая сторона безнравственности заключается в имитации собственных достижений, подгонки результатов эксперимента под желаемую гипотезу. Как катящийся снежный ком, обрастая все новыми «весомыми» добавками, сбивает все на своем пути такая лженаука. Ради степеней и званий, удовлетворения собственных комплексов лжеученые способны на подлог, плагиат, подлость по отношению к оппоненту. Под видом борьбы научных школ они не допускают в круг избранных, не дают возможность получить признание и доказать правоту тем, кто развивает и доказывает не угодную им точку зрения.

Непростые проблемы приходиться решать юристу-адвокату. Его профессиональный долг — вести защиту любого преступника. Адвокат, если личность преступника или совершенное им преступление вызывает полное неприятие, может отказаться от ведения дела, но если он принял дело, то обязан вести его со всем профессиональным умением. Нельзя забывать, что суд — это состязание обвинения и защиты и решение принимает другой юрист — судья, поэтому действия адвоката не могут быть аморальны только исходя из факта защиты обвиняемого.

Определенная сложность имеется и у менеджера, который, выполняя свой служебный долг и защищая интересы фирмы, вынужден прибегать к различным приемам и действиям, не всегда сочетаемыми с абсолютной моралью. Такая ситуация может возникнуть и на переговорах, и при проведении маркетинга, и во взаимоотношениях с коллегами.

Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая.

И только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм.

«Удовлетворение от содеянного зла равнозначно радости от содеянного подвига во имя добра. Однако творить злонамеренные разрушения куда легче, чем творческое создание новых ценностей на благо человечества».
Вс. Иванов

«Деятельность людей, освободивших себя от закона труда, всегда бывает пуста и бесплодна».
Л.Н. Толстой

«Законная цель наук есть познание истин, служащих к благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих зло в жизнь человеческую».
Л. Н. Толстой

Контрольные вопросы

  1. Как определяется профессиональная этика?
  2. В чем выражается профессионализм?
  3. Что такое служебная тайна?
  4. Обязательность трудовой дисциплины.
  5. Что такое долг?
  6. В чем заключаются особенности профессиональной этики медиков, ученых?

Похожие работы