Публикации

3.2. Умение говорить и вести дискуссию

Деловое общение очень многообразно, оно влечет за собой разъяснение мнения и позиции в данном вопросе, указание руководителя и возражение подчиненного, простой обмен информацией и давление на собеседника, обеспечение приоритета собственного мнения и оспаривание аргументов партнера по переговорам.

Тема любой беседы должна быть обозначена заранее, и все ее участники должны быть к ней готовы. Если беседа — результат случайной встречи на приеме или банкете, просто в гостях, то тема такой беседы должна быть понятна и интересна для всех участников. Всегда надо считаться с настроением присутствующих, местом и поводом, по которому все собрались.

Прежде всего необходимо подготовиться к той беседе, которая Вам предстоит. Эта подготовка должна быть психологической, которая заключается в продумывании линии своего поведения, анализе предстоящей встречи, обсуждении особенностей и возможностей будущих собеседников и партнеров. Приступая к беседе, Вы должны:

  • знать, что и зачем Вы должны извлечь из переговоров, обсуждения, обмена мнениями;
  • выбрать, что и как говорить;
  • решить, каким образом подать свою главную мысль, просьбу или неприятное для партнеров сообщение;
  • определить, как себя повести, если услышите неожиданное от своих собеседников;
  • установить, что сделать, чтобы выиграть время или перенести переговоры.

Помните основные недостатки любой речи, будь то доклад или обыкновенный диалог:

  1. Недостаточное знание предмета разговора или доклада.
  2. Явление, которое называют «вата (каша) во рту». Все равно, какова причина, но слова звучат невнятно.
  3. Безразличное или неуважительное отношение к аудитории или собеседникам.
  4. Неумение быстро сориентироваться в своих и чужих мыслях и неумение высказать словами отношение к ним.
  5. Неумение или нежелание «завести» себя и слушателей.

Не стесняйтесь иметь конспект или тезисы, но приучайте себя как можно реже в них заглядывать, хотя их наличие — отличный способ готовиться и увидеть свои недостатки и пробелы. Пока не наберетесь опыта, репетируйте свои речи и выступления.

При подготовке к выступлению и переговорам, анализируя будущую аудиторию, в том числе просто собеседников, учитывайте возраст, образованность, особенности профессии или рода занятий, заинтересованность в предстоящий встрече.

В разговоре будьте самим собой, любая попытка подражать ведет к фальши, а любая фальшь рано или поздно начинает раздражать.

Готовясь к выступлению, развивая свое умение говорить, необходимо наращивать выразительность своей речи, используя метафоры, сравнения, образы, афоризмы.

Одним из важнейших аспектов речи является дискуссия. Дискуссия (от латинского discussio — исследование, разбор, рассмотрение) — это публичное обсуждение вопроса ради выявления мнения сторон и нахождения правильного решения.

Необходимо различать дискуссии, организованные с определенной целью, и возникающие стихийно неорганизованные споры и соответственно свое поведение в этих случаях. При этом учтите, что стихийный спор редко приводит к продуктивному результату, но может показать мнение участников и их отношение к вопросу.

Участвуя в дискуссии, помните, что это явление многогранное, требует знания предмета обсуждения и общей образованности, навыков полемиста, знания психологии и умения воздействовать на оппонента.

Если Вы и Ваши партнеры по спору хотите получить успешный результат, а не просто потягаться в словословии, предмет обсуждения необходимо определить четко и заранее. В ходе дискуссии он может уточняться, но не изменяться. Не надо терять время на то, что теперь модно называть процедурными вопросами, -дискутировать необходимо по существу. Нельзя позволить противнику увести Вас в сторону (помните — это углубляет конфликт).

Свою позицию необходимо тщательно продумать и подготовить, быть в ней уверенным и на этой основе твердым и обоснованным в своих доводах.

Все участники дискуссии должны придерживаться единой терминологии, одних правил и не допускать двусмысленности и неопределенности в своих высказываниях.

Но добиться успеха в отстаивании своих идей можно, только уважая позицию оппонента и стараясь ее понять и правильно оценить, однако ни в коем случае нельзя впадать в немедленное полное неприятие чужого мнения, как и, наоборот, в моментальное коренное изменение своей позиции.

Постарайтесь разобраться и запомнить основные законы логики, которые кратко можно свести относительно дискуссии к следующему:

  1. Каждое рассуждение должно иметь определенное устойчивое содержание.
  2. Не могут быть одновременно истинными два противоположных рассуждения об одном и том же предмете.
  3. В то же время одно из двух противоречащих рассуждений об одном и том же предмете истинно, и не может быть третьего промежуточного суждения (Конечно, имеются в виду рассуждения «да-нет.»).
  4. Всякое рассуждение, которое считается доказанным, должно быть обосновано другими уже доказанными рассуждениями.

Доказывать свою правоту необходимо и прямо, и косвенно, опровергая оппонента фактами и убедительной критикой, при этом допустим и юмор, и ирония, и даже сарказм. Эффективнейшим способом дискуссии является доведение точки зрения противника до абсурдной, бестолковой и безграмотной по своей сути, но этот прием не на все случаи жизни.

Снять напряженный момент можно остроумным замечанием, легким анекдотом, ироничным сравнением, но не в коем случае не должно быть обидных, тем более вульгарных или грубых, намеков и двусмысленностей. Но помните: неудачная шутка, примитивный юмор только осложняет ситуацию.

Сложным является тот момент, когда Вы исчерпали все свои доводы, но не достигли желаемого результата по одной простой причине — оппонент (или оппоненты) не хотят или не могут признать Вашей правоты. В этом случае целесообразно в той или иной форме высказать это противникам и дискуссию прекратить -она становиться бесполезной, так как у противоположной стороны амбиции (как правило, не подкрепленные умом и образованностью) берут верх над здравым смыслом. Такое же решение надо принять, когда убедились в том, что противная сторона ведет спор в никуда и применяет нечестные приемы.

Другая сложность — признать свое поражение и неправоту. Сделать это надо спокойно, с достоинством к себе и уважением к оппоненту.

«Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
Плутарх

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности».
И. Кант

Похожие работы