Публикации

3.1. Речевой этикет - основа устного общения

Человеческая жизнь немыслима без общения, а устная речь — его важнейший элемент. Культура речи, безусловно, определяет уровень образованности и умение себя вести. Как только кто-либо заговорил — он создал первое мнение о себе, своих способностях и культуре. Культура речи — многогранный, сложный комплекс, являющийся составной частью общей культуры человека. Она включает и запас слов, и грамматическую структуру речи, и умение обходиться без грубости и вульгарности, и умение точно и понятно выразить свою мысль, а также соблюдать речевой этикет, под которым подразумевают проявление вежливости и уважительности в разговоре, с одной стороны, и соблюдение известных разрешений и запретов, с другой.

Речевой этикет включает и правила обращения, и употребление слов «пожалуйста», «благодарю», «будьте любезны,» исключает фамильярность и бранные выражения.

Важнейшими аспектами культуры речи являются интонации и тон разговора. Любую фразу можно произнести по-разному, придать необходимый или желаемый оттенок. Тон может выражать сиюминутное настроение человека, а может быть чертой характера. В большинстве случаев обидным и оскорбительным является не само выражение, а интонация, с которой оно было высказано. Самую разумную мысль можно выразить в грубой форме, менторском заносчивом тоне, а строгое замечание — спокойно и деловито. Умение владеть своим тоном — это обязанность воспитанного человека и необходимость в повседневной жизни. Однако человек, который любые фразы произносит монотонно, без всяких эмоций, вряд ли может считаться хорошим собеседником; такая манера вызывает настороженность и чувство невнимания к партнеру по беседе.

Главное качество в умении вести беседу — это не только общепринятые правила: не перебивать, дать высказаться полностью, предоставить возможность повторить свою мысль, доказать свою идею. В этом заключается внешняя часть уважения к собеседнику.

Основное проявляется в умении и желании понять собеседника, вдуматься в его фразы, настроиться на благожелательность к говорящему.

Слушать собеседника необходимо спокойно, глядя в лицо, проявляя интерес одобрительными жестами (легким кивком головы, например), короткими, уважительными замечаниями, часто просто одним словом. Употреблять колкости, едкие, обидные фразы можно только в исключительных случаях, с полной ответственностью за возможный поворот беседы и последствия во взаимоотношениях.

Надо быть внимательным к употреблению так называемых слов-паразитов. К сожалению, эти слова являются спутниками большинства даже очень образованных и культурных людей (можете обратить внимание на любопытный феномен — иностранцы, даже не очень хорошо знающие русский язык, легко втягиваются в употребление слов-паразитов), которые применяют с разной степенью частоты. Это слова: «там», «да», «так», «вот», «так сказать», «как говорится», «значит»; выражение своего отношения междометиями «ага», «угу», «гм», «ого», «э-э-э». Борьба со словами-паразитами — необходимый элемент самосовершенствования.

Никогда не обсуждайте с посторонними проблемы своих близких и своей семьи. Не превращайте беседу в поток самовосхваления, но и не утомляйте слушателей рассказами о своих проблемах и неудачах.

Будьте предусмотрительны и тактичны к собеседникам, особенно к женщинам, а также к людям с физическими отклонениями. Всегда к месту сказать любезность, комплимент женщине, но они должны быть корректными и ненавязчивыми, чтобы не превратиться в свою противоположность. Здесь также очень важна интонация.

Необходимо избегать обсуждения тех тем, которые Вам совершенно незнакомы, и тех вопросов, которые Вы не знаете. Никогда не говорите того, чего не знаете. Очень курьезно и даже глупо выглядит привычка выдавать свое сиюминутное мнение за глубокое знание предмета обсуждения и выверенные выводы; она уходит корнями в самовлюбленность, малограмотность и неуважение к истине и собеседнику.

Совершенно недопустима нецензурная брань, употребление мата в разговоре. К глубокому сожалению, в последнее время мат пришел на страницы газет и даже книг, на экраны кино и телевидения. Это свидетельство глубокого кризиса общей культуры, преобладания ограниченности, примитивности и распущенности в сегодняшнем обществе. Все выдающиеся мастера русского слова умели и свободно обходились в своем творчестве баз матерных выражений. М. Горький описал самый низ общества в пьесе «На дне» без бранных слов, то же нужно сказать о Толстом, Достоевском, Тургеневе, Чехове — список этот бесконечен. Иногда как контрпример приводят отдельные стихи А. С. Пушкина и других великих поэтов. Но это лукавый прием. Нет бранных слов в «Евгении Онегине», «Пиковой даме», «Руслане и Людмиле» и других пушкинских шедеврах. Так называемые эротические стихи, во-первых, нехарактерны, во-вторых, предназначены для интимного чтения, а не всеобщей декламации, кроме того, носят иронический и озорной характер.

Еще более убийственно употребление мата женщинами и девушками. Появились и укореняются две стороны этого безобразия. Одна из них — это своеобразный шик в разговоре взрослых женщин, они вдруг почему-то решили, что матерщина придает им какой-то особый эффект, а эффект-то один — распущенность и вульгарность; другая — в беспрерывном употреблении нецензурных слов в разговоре и разрешении их употреблять юношам и мужчинам как норме поведения. Обе эти стороны одного явления — упадок нравственности, полная немощность в выражении своих, чаще всего скудных, мыслей и чувств. Между прочим, это один из признаков того, что личность опускается и находится на пути к распаду, как всегда не замечая этого.

Необходимо отметить, что все религии и религиозные обычаи, в первую очередь православие, не допускают матерных слов и выражений. Кстати, подавляющее большинство нецензурных выражений основано на унижении человеческого достоинства и, в первую очередь, унижения женщины.

"Слово есть поступок".
Л.Н. Толстой

"Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения".
А. Сент-Экзюпери

Похожие работы