Публикации

2.1. Что такое культурный человек

Культура поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

Соблюдая общие требования, необходимо выработать свой стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь — не сцена, и поэтому надо в своей жизни быть, а не казаться. «Быть» — это быть самим собой, таким, каким подсказывают собственные убеждения, собственная совесть, быть со своими недостатками и достоинствами.

Казаться — это подстраиваться под других, изворачиваться по обстоятельствам, играть кем-то написанную роль.

По-настоящему культурный человек живет по принципу «быть», как бы трудно это ему не давалось, он всегда естественен, ведет себя непринужденно, не заискивает и не лицемерит, его не смущают должность или общественное положение собеседника. Наоборот, тот, кто старается «казаться», в первую очередь пытается продемонстрировать свой, самим придуманный «авторитет», образ «умного и самого хорошего». Как это ни странно на первый взгляд, тем, кто живет по принципу «быть», труднее в жизни, более того, с ними труднее жить и работать, ибо честность, объективность, смелые суждения, невзирая на ... далеко не всем по вкусу. Куда проще соседствовать (в том числе и на работе) с недалеким подхалимом, двуличным трусом, имитатором, который сам ничего не может и с других много не требует.

Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что в большинстве случаев именно они самокритичны, ответственны за свои действия, способны сомневаться и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность.

Воспитанный человек — это не только образованность, не только правильные привычки, усвоенные в семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на постоянном, непрерывном самообразовании и самовоспитании, на уважении к другому человеку, на желании быть интеллигентным, в самом лучшем понимании этого слова.

Часто задается вопрос: какого мужчину, какую женщину назвать красивыми? Проводятся конкурсы «мисс» и «мистер», определяются внешние параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается конкурс, и вот первая красавица или красавец в улыбках и блицах фото- и видеокамер дает интервью — и что же?

Вся прелесть пропадает — ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной искренности. Сиюминутный лоск, внешний стандарт, предварительно навязанный зрителю — вот и все. Поэтому главное в красоте человека — обаяние, обаяние как внешнее проявление внутренней красоты.

Обаятельный человек — обязательно умный, деликатный, тактичный, он исключительно из тех, кто живет по принципу «быть», а не «казаться», его красота — в красоте его души.

Уместно спросить, а почему в обществе еще много внешне эффектных пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них социальный заказ как со стороны добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров, так и со стороны высокопоставленных циников. Цинизм, даже в сочетании с умом, знаниями, соблюдением правил поведения, несовместим с понятием истинной культуры и воспитанности. Основные проявления цинизма заключаются в наглом, бесстыдном поведении, откровенном презрении к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям и обществу в целом.

Придти к цинизму не так сложно: сначала — самовлюбленность, потом — самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и другого человека вообще, далее — просто безнравственность и ее апофеоз — цинизм.

Проблема же воспитанного, высококультурного, благородного человека — это доверчивость в сочетании с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно жить дрязгами и склоками, как можно жить без высокой литературы и подлинного искусства, ему непонятен смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат или псевдонауку.

<palign="left«>На чем же основывается поведение воспитанного человека?

Во-первых, на уважительном отношении к людям. Воспитанному человеку проще разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или против большинства.

Конечно, он видит недостатки и просчеты окружающих, но его надо долго убеждать в отрицательных качествах, ибо положительные начала в человеке — для него главное. И это во-вторых. То есть воспитанный человек готов к тому, что людям свойственны и достоинства, и недостатки.

В-третьих, воспитанный человек всегда постарается своим поведением, своими действиями обеспечить добрые взаимоотношения между коллегами. Однако по-настоящему честный человек не должен терпеть хамства, двуличия, бестолковости, наглости и обязан давать им отпор. Но этот отпор должен пресечь зло, а не разжигать его, должен быть направлен на ошибки и недостатки, а не на самого человека.

Культура поведения зависит не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.

Тактичность — одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому человеку может быть не по себе, что кто-либо может доставить ему неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов понять переживания другого и старается предупредить возможный инцидент, не применяет (по крайней мере первым) повышенных тонов, а тем более грубости.

Очевидной бестактностью будет демонстративное проявление своей неприязни, но и бестактно будет на людях чрезмерно изливать свою симпатию. Бестактно излишнее любопытство, тем более если оно проявляется в подглядывании и подслушивании. Тактичный человек сделает вид, что он не заметил неловкость, поможет другому в трудном положении, никогда не будет злословить и сплетничать. Особенно недопустимо смеяться над физическими недостатками и над проблемами, возникшими у коллеги или знакомого, обсуждать его личную жизнь.

Культурный человек неприметен в проявлении такта, он всегда считается с окружающими, но не приспосабливается к ним.

Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой является грубость.

Воспитанного человека отличает скромность, которая обязательно сочетается с требовательностью к себе. Но скромность не должна проявляться в застенчивости, в собственной недооценке, в боязни сказать что-либо, неумении отстаивать свои убеждения.

Культурный человек, будучи скромным и проявляя тактичность, обладает чувством собственного достоинства, высшим проявлением которого является понятие чести. «Честь имею» — так высшим образом оценивали в России уважающие себя люди. Для такого человека не приемлемы подлость и низкие поступки. Собственная честь, честь любимой женщины, честь и достоинство Родины для него превыше всего и в экстремальных условиях -выше и дороже самой жизни.

Воспитание в себе положительных качеств (а значит, сильной и обаятельной личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду и образованность, любовь к жизни и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности понимать прекрасное, потребности в постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими видами искусства.

Перед высококультурным и воспитанным человеком всегда стоит проблема выбора. Он не только не боится, а поощряет в себе сомнения и раздумья над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для него — нравственная проблема.

Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста — они всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина к себе, нежелание решать проблемы на основе высокой требовательности и самокритичности упрощают жизнь. Но в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут в полной мере реализовать себя и свои достоинства, страдает общее дело, а мелкий человек мельчает еще больше, личность его разрушается не в меньшей мере, чем у опустившегося человека. Недаром многие гиганты человеческой мысли всегда подчеркивали, что оказавшийся в силу обстоятельств внизу социальной лестницы человек может сохранить свою личность и достоинство, а поднявшийся наверх подонок и дурак этих качеств от своего положения не приобретет. Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли — боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».
А.П. Чехов

«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».
И. Гете

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков».
Г. Гегель

Похожие работы