Публикации

1. ВВЕДЕНИЕ

Общение людей является основой человеческого общества. Учебный курс «Деловая этика» ставит своей целью изучение основных положений делового общения в обществе.

Общение — сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия конкретных личностей и различных групп людей. Деловая этика определяет правила и формы общения и поведения в целом в коллективе и деловых отношениях.

Изучение курса позволит студенту познать основные положения культуры поведения в обществе, отдельные разделы этикета, понятие культуры устной речи и деловой переписки. Отдельное внимание уделено конфликтам в коллективе, профессиональной этике, проведению различных деловых мероприятий.

Более подробное изучение указанных проблем рассматривается различными науками: психологией, социологией, лингвистикой и другими, а также в дальнейшем учебными дисциплинами «Управление персоналом» и др.

Учебное пособие снабжено афоризмами, справочным материалом; после каждой главы приведены контрольные вопросы, а в конце пособия приведены контрольные тесты и список литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ

Любое общество живет по правилам, которых оно достойно и которые оно вырабатывает само. Между тем, мировая цивилизация в ходе своего развития установила нормы поведения и взаимоотношения людей, ставшие классическими, т.е. обязательными на все времена и определяющими понятия нравственности и морали.

Под нравственностью понимают совокупность принципов и норм поведения людей; совокупность же принципов и норм поведения людей по отношению друг другу принято определять как мораль. Часть философии, объектом изучения которой является нравственность, мораль как формы общественного сознания и как виды общественных отношений, называется этикой. К числу этических категорий относятся понятия «справедливость», «смысл жизни», «свобода воли», «долг», «достоинство», «совесть», «честь», " счастье«.

Термин «этика» также относится и к более узким и конкретным понятиям, в том числе к нормам поведения какой-то общественной или профессиональной группы или к сфере деятельности.

В этом смысле рассматривается проблема взаимоотношений между людьми в их трудовой деятельности — этика делового общения, которая включает в себя и общие проблемы этики, в том числе культуру поведения и взаимоотношений в коллективе, и этикет.

Культура поведения, являясь частью общей культуры человека, выражает, с одной стороны, объективные достижения в развитии общества, взаимоотношение идеи благородной морали и гуманизма, а с другой — субъективные особенности данной общественной формации, национальных и других традиций.

Поэтому объективно человечество стремится к высокой культуре, и к высокой культуре поведения в частности, но субъективно уровень культуры зависит от каждого из членов общества и определяется в конечном счете элитой только в своем элитном круге, а в обществе в целом — культурным уровнем любого и каждого гражданина.

Простые два правила определяют культуру поведения:

  • делай так, чтобы не было плохо другому (но так должны делать все);
  • веди себя с другими так хорошо, как хотел, чтобы другие вели себя хорошо с тобой.

Общее развитие человека, духовность личности определяются высокой культурой; для высококультурного человека вежливость и соблюдение норм приличия являются естественными и непринужденными. Если культура станет всеобщей потребностью, нормой повседневной жизни, то отпадет потребность и смысл рассуждений о необходимости вести себя пристойно.

Обучение культуре поведения волей-неволей является признаком бескультурья общества, низкого уровня его развития, нравится или не нравится нам этот факт. Поэтому нет смысла обсуждать тему: Зачем вести себя хорошо, зачем быть культурным, зачем нести духовность? Это из категории: или есть, или нет.

В данном пособии рассматривается не проблема необходимости в нормах поведения, а сами правила и нормы, а также некоторые особенности взаимоотношений людей в их трудовой и повседневной жизни.

Основные принципы культурного поведения заключаются в уважении к: женщине, к старшему по возрасту, к руководителю, старшему по должности или положению. Причем последнее вовсе не предусматривает чинопоклонение и подхалимаж.

Частью этих норм является этикет — совокупность определенных правил учтивости и вежливости в обществе: поведения в общественных местах, форм устной и письменной речи, манер, одежды. Этикет в переводе с греческого — «обычай», но в обиход слово «этикет» вошло во Франции времен Людовика XIV, когда гостям на дворцовых банкетах вручалась карточка с правилами поведения — «этикетка».

Этикет наследует обычаи и традиции многих стран и народов, большинство входящих в него правил интернациональны и даже закреплены международными соглашениями (дипломатический этикет и другие).

Само по себе знание и даже безусловное выполнение правил этикета и других норм поведения не решает этических проблем. Что справедливо или несправедливо? Что честно или нечестно? Где правда или ложь? В деловых взаимоотношениях эти категории и отношение к ним общества и конкретных личностей играют огромную роль, они в конечном итоге определяют содержание деловой этики.

Поэтому владение культурой общения, воспитание в себе обязательности к выполнению требований этикета, возведение в жизненный принцип соблюдения этических норм каждым членом общества — необходимый залог общей культуры и успешного развития.

«Величие души должно быть свойством всех людей».
Сенека

«Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость — может быть объединено в понятие „честность“».
Квинтилиан

«Характер состоит в способности действовать согласно принципам».
Кант

Похожие работы