Публикации

Тема 3.21. Законность и правопорядок

3.21.1. Понятие и признаки законности.

Среди обобщающих, фундаментальных категорий ТГП одно из ведущих мест принадлежит понятию «законность». Известно, что недействующее «неживое» право лишено всякого социального смысла. Право становится действительно значимым явлением лишь тогда, когда его предписания осуществляются всеми теми, к кому обращены его нормы, будь то рядовые граждане, должностные лица, различные объединения людей, а также само государство как субъект права.

В то же время претворение правовых предписаний в реальную жизнь охватывается рядом категорий - «реализация права», «применение права», «правоотношения», «эффективность права» и др. Каждая из них, однако, схватывает «свой» определенный аспект правовой жизни.

Законность же - универсальное понятие, синтезирующее в себе все основные аспекты жизни права: качество его как нормативной системы, реальное воплощение его предписаний в юридически значимом поведении индивидов и их объединений, действие государства по обеспечению соблюдения права и т.д. В этом плане законность охватывает все существенные аспекты правовой организации жизни общества (международного сообщества).

Сама законность, следовательно, это многогранный социальный феномен.

Во-первых, она, выступая как «идея законности», является важным компонентом общественного (и индивидуального) правосознания. В этом аспекте она выступает как в той или иной мере распространенные представления людей о реальном и необходимом уровне (качестве) правового регулирования общественных отношений.

Во-вторых, она понимается как единственно правомерный метод государственного воздействия на общество (международное сообщество). В этом плане законность предполагает, что государство как управляющая система общества действует лишь правовыми средствами - через реализацию принятых (либо признанных, санкционированных) им норм.

Обязательность их соблюдения распространяется на всех адресатов права от рядовых граждан до высших должностных лиц страны. В этом случае законность становится реальным принципом государственной (межгосударственной) жизни. Когда это в действительности достигается, то в обществе формируется особая морально-политическая и правовая атмосфера, при которой приняты и соблюдаются общепризнанные стандарты права, справедливости и гуманизма. И, следовательно, можно говорить о разумном сочетании публичного и частного интересов, что указывает на реальное существование режима законности. И это, в-третьих.

Законность имеет ряд признаков. Среди них основные следующие.

  1. Законность носит всеобщий характер. Требование соблюдать правовые предписания относится ко всем лицам, находящимся в сфере правового регулирования. Это касается как отдельных граждан, так и государства как субъекта права.
  2. Законность имеет универсальный характер, ибо распространяется на все общественные отношения, регулируемые правом: как внутригосударственные, так и международные.
  3. Законность неразрывно связана с правовыми нормами, выступающими как общеобязательные правила поведения, отражающие достигнутый уровень социального развития, разумное сочетание существующих в обществе индивидуальных, особенных и общих интересов.

Таким образом, законность - это состояние правовой жизни общества (международного сообщества), характеризующееся таким уровнем (качеством) правового регулирования, который обеспечивает оптимальную защиту существующих индивидуальных, особенных и общих интересов его членов.

3.21.2. Принципы и требования законности.

Если принципы законности - это основные начала, выражающие содержание законности, то требования законности - это некие общие правовые предписания, соблюдение которых делает то или иное поведение законным.

Среди принципов законности выделяются следующие наиболее важные.

1. Единство законности. Этот принцип во внутригосударственном праве, например, означает, что понимание и применение юридических норм должно осуществляться единообразно. Это должно относиться ко всей территории, на которую распространяется суверенитет данного государства. Это касается как унитарных, так и федеративных государств (хотя и реализуется в них в специфической форме и мере). Мысль о правовом единстве всей территории государства была удачно сформулирована в свое время В. Лениным, писавшим, что не должно существовать законности «казанской» и «калужской».

При этом принцип законности не исключает и применение в разных точках единого правового пространства особенных юридических норм, вытекающих из реальной специфики той или иной территориальной части государства. Главное здесь, чтобы специфические нормы этих территорий органично вписывались в общегосударственное правовое регулирование. В международно-правовой системе этот принцип проявляется в установлении единых правовых режимов определенных пространств. Так, в международном морском праве единообразные правовые режимы определены для территориальных вод, исключительной экономической зоны, открытого моря.

2. Всеобщность законности характеризует ее действие по кругу лиц. Необходимо, чтобы режим законности распространялся в равной мере на всех субъектов права, вне зависимости от их личного, имущественного или должностного статуса. Это касается и международно-правовой сферы. Запрещение агрессии касается всех государств как малых, так и т.н. великих. Совершение агрессии ими в одинаковой мере является международным правонарушением (преступлением).

3. Целесообразность законности означает то, что в рамках существующего правового регулирования должны выбираться наиболее оптимальные варианты осуществления как правотворческой, так и правореализующей деятельности. Отступление от правовых предписаний под предлогом целесообразности недопустимо, ибо, как правило, влечет субъективизм и произвол в юридической практике, дестабилизирует правопорядок.

В то же время применение отдельных устаревших норм может в новых обстоятельствах также повлечь необоснованные отступления от целей и смысла законодательства. Однако и в этих случаях правоприменительный орган должен исходить из той меры целесообразности, которая основана на праве, соответствует его принципам и целям. В ином случае целесообразность вытеснит саму законность. Между тем, целесообразность может быть лишь моментом, стороной законности. Но никак не наоборот.

4. Контроль общества (международного сообщества) за законностью предполагает возможность для общества, его представителей контролировать деятельность государственных органов и должностных лиц. Этот принцип находит выражение, например, в контрольной функции представительных органов власти. Они вправе создавать различного рода комиссии для изучения тех или иных проблем.

5. Реальность законности - это в известном смысле квинтэссенция единства, всеобщности и целесообразности законности. Ибо выражает фактическое исполнение юридических норм, в том числе неотвратимость ответственности для лиц, допустивших отклонение от правовых предписаний.

Что касается требований законности, то в их числе выделяют следующие главные.

1. Верховенство закона в отношении других правовых актов. Это означает, что все законы (а также деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и международным обязательствам соответствующего государства. Все международные договоры государства должны соответствовать императивным нормам международного права. Все иные юридические нормы (подзаконных актов, судебных прецедентов и т.д.) должны соответствовать законам как актам высшей юридической силы. Закону и иным правовым актам должны соответствовать конкретные правоприменительные акты и вся правоприменительная деятельность. Законам и иным правовым актам должны соответствовать все акты индивидуального поведения субъектов права.

2. Принятие правовых актов лишь полномочными органами в рамках их компетенции. Во внутригосударственном праве это означает, например, что органы управления не могут принимать законы. В их компетенцию входит лишь издание подзаконных актов (постановлений правительства и т.д.).

Что касается международно-правовой сферы, то здесь это требование проявляется в различном характере подписания и вступления в силу межгосударственных и межправительственных соглашений. Так, к примеру, последние не требуют ратификации в законодательном органе страны.

3. Своевременное совершенствование правовых актов в зависимости от потребностей общества. В ином случае возникает ситуация, когда правовое регулирование либо отстает, либо опережает объективные потребности их юридического упорядочения. Что, в свою очередь, приводит к нарушению режима законности.

4. Обеспечение прав человека, зафиксированных в международно-правовых актах. Это касается как их введения в случае необходимости во внутригосударственные нормативные акты, так и защиты в судебных и иных органах государства, а также доступа для граждан страны в международные судебные инстанции (например, Европейский суд по правам человека) и т.д.

5. Пресечение проявлений беззакония и произвола. Речь может идти о беззаконии, связанном с подавлением большинством интересов национальных, религиозных и др. меньшинств, о произволе, исходящем от неправомерно действующих государственных органов и должностных лиц, и других проявлений отступления от принципа законности.

Похожие работы