Публикации

Тема 3.19. Правосознание и правовая культура

3.19.1. Понятие и функции правосознания.

Различные стороны общественной жизни отражаются в разных формах сознания. В таких, как политическое, правовое, религиозное и т.д. Значительное место в жизни отдельных людей и их объединений занимает право как особое социальное явление. Оно - важнейший регулятор общественных отношений и не может не вызывать к себе того или иного отношения. Это отношение может быть неодинаковым. И положительным, когда то или иное лицо понимает ценность права, одобряет варианты предписываемого им поведения. И, наоборот - отрицательным, когда право тому или иному субъекту представляется либо бесполезным, либо несправедливым.

В правосознании находят отражение все стороны правовой жизни общества как во внутригосударственном, так и международном аспектах. Хотя в зависимости от того, кто является носителем правосознания, его содержание, глубина осмысления правовых реалий бывают различными. Субъектами - носителями правосознания являются индивиды и их различные объединения.

И, наконец, правосознание выражается в виде специфических по содержанию правовых идей, понятий (правоотношение, законность, правопорядок, юридическая норма и т.д.) и оценок. Последние могут быть и рациональными, основанными на интеллектуальном подходе к правовым аспектам общественной жизни, и эмоциональными, т.е. с преобладанием чувственного начала.

Следовательно, правосознание - отношение отдельных людей и их объединений к правовым явлениям общественной жизни, выражающееся в виде определенных идей, понятий и оценок.

Правосознание как форма сознания взаимодействует с иными его формами. Это обусловлено, прежде всего, тесным переплетением различных сторон единого процесса жизнедеятельности людей. Правосознание активно взаимодействует с моральным (нравственным) сознанием, в лоне которого формируется другая важная система социальных норм - мораль. При этом правовая жизнь оценивается моральным сознанием, с точки зрения справедливости, совести, чести и других категорий нравственности. И эта оценка серьезным образом может влиять на правовое регулирование, его совершенствование в определенном направлении. Давно известен постулат, что право должно обязательно содержать в себе некий «этический (моральный) минимум». При этом, по мнению В. Ратибора, основным законом этического минимума права можно считать кредо: «Будь свободен, но уважай свободу других. В этом законе видна попытка сочетать частную свободу со свободой общей, внутреннюю свободу со свободой внешней».

С другой стороны, и правосознание оказывает влияние на нравственные представления, существующие в обществе. Так, в РФ до последнего времени предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли осуждалась, считалась безнравственной и т.д. Что так или иначе отражалось в правовых нормах, прежде всего, уголовном праве. Нынешнее российское законодательство изменило к этому отношение, стало поощрять предпринимательство и т.д. В результате и нравственные оценки его стали меняться. Исчез однозначно отрицательный подход. Более того, предпринимательская деятельность значительными слоями населения оценивается в целом положительно. Хотя это никак не относится к реально проявившимся уродливым его проявлениям.

Правосознание теснейшим образом связано с сознанием политическим. Некоторые научные направления, например марксизм-ленинизм, вообще отождествляют закон (право) с волей лишь господствующего класса. В их представлении «политика - концентрированное выражение экономики», а «право - концентрированное выражение политики». Не отрицая влияния политики, политических идей на право и правосознание, нельзя согласиться с по сути односторонним в этом плане подходом, характерным для марксизма-ленинизма. Именно подобная трактовка взаимоотношений политической и юридической сфер жизни общества является идеологическим обоснованием принижения самостоятельной социально ценной роли права, признания приоритета целесообразности над законностью.

Связь между правосознанием и сознанием политическим - это взаимодействие равнозначных явлений, каждое из которых может оказывать на другое значительное влияние. Что касается активной роли правосознания, то в последние годы отечественной истории она проявилась в громадной роли идеи «правового государства». Ее влияние на политическое сознание явно видно в политических платформах всех влиятельных партий и движений.

Очень важно видеть связь правосознания и сознания религиозного. В условиях РФ, например, эта связь особенно четко проявилась во взаимодействии исламской доктрины и правосознания российских мусульман. Часть из которых по сути отрицает даже значительные современные идеи правосознания (например, приоритет прав и свобод человека), как чуждые, и пропагандирует исламские концепции различного толка, в том числе и радикальные (ваххабизм и т.д.). Это особенно проявляется в республиках Северного Кавказа.

Сегодня трудно прогнозировать результаты этого противостояния идей. Очевидно лишь одно: опыт истории показывает, что признание какой-либо одной идеи «истинно верной» или «единственно верной», будь то идея социальная (скажем, классовая), национальная (например, господства «арийской расы») или религиозная (вспомним инквизицию в средневековой Европе), оборачивается большими трагедиями народов. Именно поэтому все более широкое признание получает концепция и практика светского, социально ориентированного правового государства.

Правосознание играет большую социальную роль. Оно идейный источник права как системы норм. Не может возникать ни одно правило поведения юридического характера без того, чтобы не пройти «обкатку» в правосознании общества. Весьма значительна роль правосознания и на этапе реализации права. Причем как на уровне саморегулирования, когда адресаты права действуют самостоятельно в правовой сфере путем соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования прав, так и в ходе применения права, где особенно значима роль правосознания лица, применяющего юридическую норму к конкретным лицам и обстоятельствам.

Роль правосознания проявляется в его функциях. Выделяют три его основные функции: познавательную, оценочную и регулятивную. Познавательная функция реализуется в осмыслении общественных отношений соответствующими субъектами в категориях правомерности-неправомерности, законности-незаконности, преступности и т.д. Это все находит отражение в научных трудах правоведов, правотворческой деятельности уполномоченных на то органов и т.д. А затем оказывает влияние на участников правоотношений. Ибо на этой основе формируется «багаж» их правовых знаний, представлений, оценок.

Оценочная функция - это определенное, нередко эмоциональное отношение к различным сторонам правовой жизни общества. Это оценка права как действующей нормативной системы и поведения окружающих лиц в сфере права, в т.ч. правотворческих, правоохранительных органов. Это и оценка собственного правового поведения. Содержание и результат оценки могут серьезно повлиять на правовое поведение носителя правосознания, его правовую (или, напротив, антиправовую) ориентацию в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания проявляется в конкретных поведенческих реакциях того или иного субъекта. Правосознание выступает регулятором при реализации права посредством саморегулирования собственного поведения участниками правоотношений. Правосознание регулирует и поведение правоприменителя, например, судьи, выносящего приговор, основываясь при этом на собственное правовое убеждение. Разумеется, особенно важна роль правосознания судьи в странах англосаксонской правовой семьи, где он может быть одновременно и нормодателем, и нормоприменителем. Это требует особой правовой ментальное™ (менталитет - склад ума, мироощущение, миропонимание), формируемой в результате глубокого изучения истории правовой системы собственной страны, а также современных тенденций юридической теории и практики.

3.19.2. Структура правосознания.

Внутреннее строение правосознания достаточно сложное. Элементы правосознания можно классифицировать по различным основаниям. По уровню компетентности отражения правовой реальности можно выделить обыденное и научное правосознание. Обыденное правосознание свойственно основной массе субъектов общественных отношений. Оно формируется у них большей частью стихийно в ходе повседневной жизни. Во многом оно компонуется из знаний, полученных из средств информации, от общения с представителями государственных, в том числе правоохранительных органов. Обыденное правосознание характеризуется обрывочным и поверхностным представлением о праве и правовом регулировании вообще.

Второй уровень - научное, теоретическое правосознание. Оно присуще лицам, осмысливающим правовую реальность как сложную, целостную и развивающуюся систему. Это, прежде всего, ученые-юристы. Этот уровень правосознания может быть и у иных лиц. Главным образом, тех, кто профессионально занимается тем или иным аспектом юридической деятельности: законотворческим, правоприменительным и т.д.

Еще древнеримские юристы понимали значимость глубокого проникновения в суть права. Они исходили из следующего: scire leges поп hoc est verba larum tenere, sed vim et potestatem - знать законы - значит воспринимать не одни лишь их слова, но и их силу и могущество.

Однако не всегда юристы поднимаются до подлинно научного, глубокого и системного представления о правовом регулировании. Поэтому правосознание того или иного конкретного юриста может колебаться от уровня, не очень отличающегося от обыденного, до уровня поистине тончайшего понимания не только глубоких закономерностей, но и отдельных частных моментов правовой действительности.

По субъектам (носителям) правосознание бывает индивидуальным и коллективным. Индивидуальное правосознание - это особая область сознания того или иного конкретного физического лица.

Что касается коллективного правосознания, то оно есть не что иное, как совокупность правовых идей, понятий, оценок, разделяемых тем или иным объединением людей. Это может быть правосознание тех или иных социальных, национальных, религиозных и т.д. групп. На его содержание, безусловно, оказывают влияние их место в обществе, собственные интересы и т.п.

Когда речь идет о действительно больших массах людей - население страны, например, принято говорить об общественном правосознании, т.е. о господствующих достаточно длительное время в рамках данной общности правовых идеях, понятиях и оценках.

Иногда говорят о массовом правосознании. Под ним подразумевают, как правило, правовые идеи, понятия, оценки, фиксируемые как общественное мнение. Оно присуще нестабильным, временным объединениям людей. В частности, в какие-то крупные, переломные эпохи, когда историческое действие объединяет большие массы людей для решения кардинальных общественных проблем. Так, можно говорить о демократическом массовом правосознании в РФ в 1989-1991 гг., обеспечившем слом устаревшей советской политико-правовой системы и начало строительства в стране правового государства.

Как о варианте коллективного, в т.ч. общественного правосознания в известном смысле можно говорить о правосознании таких объединений, как юридическое лицо, а также и государство в целом. Особенно важно правосознание государства для сферы межгосударственных отношений и их международно-правового регулирования. При этом речь идет о господствующих в данном государстве международно-правовых идеях, понятиях, оценках, определяющих его позицию по тем или иным вопросам жизни сообщества государств. Именно международно-правовое сознание государств является тем «плавильным тиглем», где формируется воля, которая в результате согласования с волей иного (иных) государства приводит к созданию, а впоследствии обеспечивает и реализацию норм международного права.

В структуре правосознания выделяются и его особые области, отражающие ту или иную сферу правового регулирования. В данном случае речь идет о его структуре в зависимости от предмета (сферы) правового регулирования. В этом плане, прежде всего, следует выделить внутригосударственное и международно-правовое сознание.

В их рамках выделяются менее крупные области правосознания, связанные с отраслевой спецификой права. Для внутригосударственного правосознания - это идеи, понятия, оценки, например, уголовно-правовой, гражданско-правовой и др. отраслей. Как подметила В. Сальникова, «можно говорить о цивилистической, криминалистической, административной и судебно-процессуальной правовой культуре». Эти разновидности правовой культуры являются результатом соответствующих видов правового сознания.

Для международно-правового сознания - это идеи, понятия, оценки, скажем, в области прав человека, морского права и т.д.

При этом очевидно, что глубина правосознания различных индивидов и их объединений применительно к разным сферам правового регулирования неодинакова. Несмотря на то, что эта проблематика еще мало разработана, тем не менее, не остается сомнений в том, что очень специфичны черты, присущие публично-правовой и частноправовой областям сознания. Между тем, особенности их оптимального взаимодействия имеют большое значение для нормального и стабильного развития общества. От этого во многом зависит удовлетворение, с одной стороны, общественных, государственных, выражаемых в публично-правовом сознании, а с другой стороны, и индивидуальных, частных интересов, отражаемых частноправовым сознанием.

Похожие работы