Публикации

Тема 3.14. Система права

3.14.1. Понятие системы права.

В науке понятие «система» используется для обозначения некоего целостного явления, состоящего из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. При этом как целое невозможно без его составляющих, так и последние могут играть свою самостоятельную роль только в рамках системы. При этом каждое системное явление имеет взаимодействие с собственной внешней средой, которая может и сама обладать признаками системности. По отношению к этой более крупной системе более частная система выступает некоей подсистемой и т.д. Системным явлениям присуща определенная внутренняя стабильность, относительная целостность и способность к изменению и развитию.

Право, как и ряд других общественных явлений, обладает системностью. Системность права обусловлена по большому счету сложностью общества (международного сообщества), подсистемой которого оно является, системностью самих общественных отношений, для регулирования которых оно и предназначено.

Системные характеристики права подвижны во времени. Характер его системности на этапе зарождения был один. Сегодня его системность уже носит иной характер, ибо право ныне включает в себя множество элементов, которых на начальной стадии или вовсе не было либо они были в зачаточном состоянии. Так, отраслевая его структура претерпела значительные изменения. Р. Халфина отмечала: «Система права складывалась исторически. Первоначально уголовное, государственное и гражданское право, материальное и процессуальное право не различимы. Но постепенно с развитием экономики, политических и социальных отношений начала складываться определенная система...». Это и понятно. Право - социальное явление, отражающее и закрепляющее в особой нормативной форме реальные процессы общественной жизни. Это, с одной стороны.

А с другой - право само оказывает на общественные отношения существенное регулирующее воздействие. Последнее возможно лишь в том случае, если право действительно является не случайным набором неких правил поведения, сформулированных по субъективному усмотрению людей (властителей, законодателей и т.д.). А обусловлено объективными потребностями социального регулирования отношений отдельных людей и их объединений. И при этом сформулировано безупречно как с точки зрения содержания, так и в смысле юридической техники. И самое главное, все правовые нормы должны действовать в единстве и во взаимосвязи. Это многократно усиливает их регулирующие эффекты.

Таким образом, право является целостным явлением, включающим разнообразные по содержанию и объему структурные элементы. Наиболее элементарной его ячейкой являются юридические нормы. Из их различных сочетаний складываются более крупные элементы системы права: институты, отрасли, принципы права, правовые семьи, особые подсистемы права и т.д. Следовательно, система права - это не что иное, как его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Признаками системности обладает не только право в целом, но также и «элементарная» его частица - юридическая норма. В отношении последней это объясняется тем, что отнюдь не простым, а наоборот сложноструктурированным, системным является и общественное отношение, которое ею регулируется. Системность присуща и иным его составным элементам. Таким образом, система права - это нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений.

В праве как единой системе норм можно выделить следующие основные структурные элементы. Прежде всего, это три особых и, что интересно, парных подсистемы права. Во-первых, а) внутригосударственного и б) международного права. Во-вторых, а) публичного и б) частного права. В-третьих, а) материального и б) процессуального права.

Сами элементы системы права, которые объединены в одной «парной общности», тем не менее, серьезно отличаются друг от друга. И это различие объективно обусловлено специфическими потребностями правового регулирования общественных отношений, входящих в сферу их регулирования.

В то же время они взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга. При этом интересно, что нормы, входящие в парные подсистемы, между собой только взаимодействуют, взаимовлияют, с нормами же иных подсистем могут в известной мере и совпадать. Так, нормы внутригосударственного права бывают и материальными и процессуальными, и публичными, и частными. Точно так же и нормы международного права. Нормы материального права бывают и международными, и внутригосударственными, и публичными, и частными. Также и нормы процессуальные. Нормы публичного права бывают и внутригосударственными, и международными, и процессуальными, и материальными. Так же и нормы частного права. Однако все это бывает неодинаковым как во времени (в различные исторические эпохи), так и в пространстве (в разных геополитических целостностях).

Каждая подсистема права включает в себя нормы, относящиеся к нескольким отраслям права (порой и целиком определенные правовые отрасли). Соответственно именно отрасли права являются следующим по объему элементом системы права. Если подсистемы права - это элементы систем права, включающие, прежде всего, отрасли права, то последние включают в себя институты права. И, наконец, институты права включают в себя определенные группы юридических норм. Особое место в системе права занимают принципы права - его базовые, руководящие начала. Они бывают общими, которые пронизывают все право в целом. Принципы права подсистем (их иногда именуют межотраслевыми). И, наконец, отраслевые принципы права.

После подобной общей характеристики системы права следует конкретно рассмотреть его важнейшие элементы: принципы права; подсистемы права; отрасли права; институты права; нормы права (последние рассмотрены в теме 3.13).

3.14.2 Институты права.

Правовой институт - это обособленный комплекс юридических норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Это элемент системы права, занимающий промежуточное положение между юридической нормой (являющейся ее элементарной частицей) и отраслью права.

Среди специфических черт института права выделяют следующие основные:

а) однородность регулируемых правоотношений;

б) нормативная обособленность среди иных группировок
юридических норм в соответствующих правовых актах;

в) юридическое единство норм, входящих в институт права, что обеспечивается общими положениями, понятиями, присущими институту. Это формирует единый правовой режим регулирования соответствующих правоотношений.

Правовые институты делят на простые и сложные. К числу простых относят те, которые входят в одну отрасль права (например, институт обеспечения обязательств в гражданском праве). Встречаются, однако, и т.н. сложные или комплексные институты права, т.е. те, которые входят в состав различных отраслей права. В этом плане показателен институт права собственности. Он входит в сферу регулирования ряда отраслей права: гражданского, конституционного, уголовного, семейного и т.д.

Институты права также делят и на процессуальные и материальные, и международно-правовые и внутригосударственные, частноправовые и публично-правовые.

Возможны и другие классификации институтов права (так, по характеру предписаний их делят на правоохранительные, функциональные и т.д.).

3.14.3. Отрасли права.

Отрасль права - это система правовых норм, соединенных в правовые институты и регулирующих особые области отношений индивидов и их объединений. Это крупные блоки правового регулирования. Каждая из отраслей права имеет определенное внутреннее строение. При этом речь идет не только о нормах и институтах, ее составляющих. А также о делении отраслей права на две части: общую, включающую институты права, действие которых распространяется на все регулируемые этой отраслью общественные отношения, и особенную, куда входят институты и нормы, регулирующие отдельные аспекты соответствующих правоотношений.

Критериями деления права на отрасли считаются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это качественно своеобразные области общественных отношений, требующие юридической регламентации. Именно эти специфические общественные отношения представляют собой важнейшие критерии отраслевого деления права. Им в обязательном порядке присущи некоторые признаки: социальная важность, волевой характер, типичность, выражение в определенных поведенческих актах, что делает возможным их подконтрольность регулирующим органам.

В то же время наряду с этими общими - присущими всем общественным отношениям, входящим в предмет правового регулирования- для них характерны и особенности. Эти специфические - имущественные, управленческие и т.д. - общественные отношения и лежат в основе выделения отдельных отраслей права.

Однако для выделения отраслей права недостаточно одного критерия. Другим является метод правового регулирования, т.е. совокупность особых методов юридического воздействия на участников общественных отношений. Именно приоритетность какого-то одного или определенное сочетание нескольких методов и отличают (наряду, разумеется, со спецификой регулируемых отношений) одни отрасли права от других. Так, в одних отраслях права преобладает метод дозволения, равенства сторон, в других -властного обязывания, в третьих - запрет совершать недозволенные действия и т.д.

При этом то, какой метод приоритетен или каков должен быть их набор, определяется не субъективным усмотрением законодателя (хотя от последнего и зависит их формулирование в правовых актах), а самим характером регулируемых общественных отношений. Так, очевидно, что приоритет метода властного подчинения в гражданском праве неприемлем, ибо сковывает инициативу, например, хозяйствующих субъектов и, следовательно, препятствует нормальному развитию экономики. А с другой, в административном праве было неоправданным отдать предпочтение методу равенства сторон. Ибо в управленческих отношениях важна роль соблюдения иерархии, подчинения одних органов другим.

Р. Халфина отмечала: «Во всех случаях выделение отраслей права происходит тогда, когда в жизни общества сложились стабильные отношения, определяющие возможность и необходимость специфической правовой формы регулирования. К таким особенностям относятся характер фактических составов, служащих предпосылкой возникновения, изменения или прекращения отношений, характеристика субъектов отношений и их связей (иерархические, горизонтальные), специфические возможности воздействия на поведение».

Похожие работы