Публикации

Тема 2.9. Форма государства

2.9.1. Понятие формы государства.

Форма любого общественного явления тесно связана с его содержанием. Именно поэтому форма и содержание - парные научные категории, которые следует использовать во взаимодействии при уяснении любых вопросов, в том числе и проблем государства. При этом под содержанием государства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными направлениями деятельности государства, а также иными категориями ТГП, как то -механизм государства, социальное назначение государства и др.

Содержание государства изменчиво, хотя в нем есть и константы (от лат. constans - постоянный), определяемые его социальным назначением. Об этом свидетельствует многогранная деятельность государств как исторических, так в особенности современных. Соответственно содержание - это динамическая основа не только механизма государства, но и его формы. С изменением содержания государства в той или иной мере происходит и изменение его формы.

Кроме того, активная роль содержания во взаимодействии с формой государства видится и в том, что первое в определенной мере свободно в выборе второй. Так, в зависимости от конкретных обстоятельств, реальных задач государство может приобрести различные формы (например, деятельность по обеспечению единства государства может быть успешной не только при унитарном, но и федеративном государственном устройстве).

Во взаимодействии содержания и формы лидирующая роль принадлежит динамичному содержанию, т.е. тем реальным общественным процессам, потребностям и направлениям деятельности государства. Здесь важно все. Громадна бывает и роль такого, казалось бы, субъективного, а значит, по распространенному мнению, вторичного фактора, как состояние общественного сознания, его устремления, оценки. Не случайно Г. Гегель подметил, что «как только дух народа поднимается на более высокую ступень, все моменты государственного устройства, связанные с предыдущими ступенями, теряют свою устойчивость; они должны рухнуть, и не существует силы, способной их удержать».

Однако к отношениям содержания и формы государства нельзя подходить упрощенно. Так, во многих работах советского периода, следуя классическим принципам исторического материализма, все прогрессивное усматривалось в содержании, которое в свою очередь увязывалось с классовым аспектом общественных отношений.

Между тем, роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, в том числе ее влияние на деятельность государства. Во всяком случае, четкая государственная форма может смягчить возможные «перегибы» в деятельности государства, его отдельных органов, должностных лиц или «эксцессы» каких-либо социально-деструктивных сил. Так, личная твердость в отстаивании демократических принципов короля Испании неоднократно спасала эту страну от происков реваншистских сил в послефранкист-ский период ее развития (в том числе в ходе вполне реальных государственных переворотов, исходящих от агрессивно настроенных военных). Именно поэтому категория формы государства относится к числу ключевых в теории государства.

Форма - это организация предмета. При этом различают внутреннюю и внешнюю формы явления. Так, то или иное художественное произведение в плане внешней формы может быть опубликовано в виде отдельной типографским способом напечатанной книги, в виде дискеты, набранной на ЭВМ, и т.д. Подобная ипостась формы не находится в тесной связи с содержанием художественного произведения. В то же время внутренняя форма, скажем прозаическая (роман, повесть, новелла и т.д.), тесно связана с содержанием художественного произведения. Именно поэтому внутренняя форма явления, в т.ч. и государства определяется как строение (устройство), способ взаимосвязи его компонентов.

Форма государства, т.е. его устройство, выражается в различных аспектах.

Первый - порядок образования и организации высших государственных органов.

Второй - способ территориального строения государства.

Третий - приемы и методы осуществления государственного регулирования.

Первый в ТГП определяется как форма правления, второй -как форма государственно-территориального устройства, третий - как форма государственного (политического) режима.

Следовательно, под формой государства следует понимать определенную многогранностью его деятельности, внутреннюю организацию, выражающуюся во взаимосвязи трех элементов: формы правления, государственного (территориального) устройства и государственного режима.

На форму государства влияет множество внутригосударственных и международных факторов. Из первых следует выделить такие, как исторические традиции государственности, национальный состав населения и т.п. Из вторых отметим геополитическое окружение, мировые (региональные) политические, идеологические тенденции и т.п. Все они определяют направления деятельности государства и, соответственно, влияют и на его форму.

Похожие работы