Публикации

Тема 2.8. Механизм государства

2.8.1. Понятие и признаки механизма государства.

Функции государства, т.е. главные направления его деятельности, могут быть реализованы лишь при наличии некой реальной организационной структуры. Последняя и есть механизм государства. Он создается специально для выполнения функций государства, для обеспечения оптимального уровня государственного регулирования общественными отношениями. Поэтому во взаимоотношениях функций и механизма государства первым принадлежит определяющая роль. Именно они определяют цели, структуру и т.д. механизма государства.

Сам механизм государства - это система специальных органов (учреждений), посредством которых обеспечивается осуществление функций государственного регулирования общества, выражение и защита основных интересов, существующих в нем.

Наиболее существенными признаками механизма государства являются следующие:

  1. Механизм государства- это не простая совокупность, а именно система государственных органов и учреждений, действующих во взаимодействии. Это система иерархизированная, т.е. строится на основе принципа субординации, подчинения одних (нижестоящих) органов другим (вышестоящим). Хотя между различными государственными органами могут быть и отношения координации- равноправного взаимодействия (это характерно для государственных органов одного, например, федерального уровня в федеративном государстве).
  2. 2. Первичным, наиболее элементарным звеном механизма государства являются государственные органы (учреждения). Реальную работу в них проводят люди, специально занимающиеся регулирующей деятельностью, - государственные служащие.
  3. Для реального исполнения функций государственного регулирования органы государства - звенья его механизма - обладают необходимыми организационными, финансовыми ресурсами. В их распоряжении специальные орудия принуждения - тюрьмы, вооруженные отряды и т.д., обеспечивающие в случае необходимости воплощение в жизнь функций государственного регулирования.
  4. Механизм государства предназначен для выражения и защиты основных интересов общества в том виде, как они сформулированы в официальной воле государства.

2.8.2. Структура механизма государства.

Механизм государства как единое и целостное образование включает в себя различные звенья - органы государства, находящиеся между собой в субординационных и координационных связях. В различные периоды развития человеческого общества этот механизм был неодинаков, структура его обладала своими особенностями. Последнее не случайно, а объясняется многими конкретными факторами: социально-экономическими причинами, размером государства и его национальным составом, геополитическим положением, интенсивностью взаимодействия с иными государствами и т.д.

Так, в древневосточных, а также и античных государствах (Древний Рим и т.д.) можно наблюдать определенную структуру механизма государства. Как правило, он состоял из следующих звеньев: глава государства (это либо монарх, либо некий коллегиальный орган), центральные и местные государственные органы с работающими в них должностными лицами, армия, суд и другие.

Механизм феодального государства в структурном отношении различался в зависимости от главных этапов своего развития. На этапе раннефеодальной монархии эта структура, как правило, была достаточно проста - глава государства (в абсолютном большинстве случаев это был единоличный правитель - князь, король и т.п.), придворная знать, военная дружина, сборщики налогов и иных податей.

Лишь позже- на сословно-представительном этапе монархии- появляются государственные органы представительства различных сословий, исполнительные и другие органы.

На этапе абсолютной монархии - структура механизма государства усложняется. В это время формируется достаточно разветвленный аппарат государственного регулирования; появляются различные министерства и иные центральные ведомства, специальные судебные учреждения, разведывательные. Совершенствуется полицейский аппарат, создается регулярная армия и т.д.

В буржуазную эпоху, начиная с 17-18 веков, структура государства получает дальнейшее развитие. Особенно это заметно на примере ряда стран. Так, в США структура механизма государства строится по ставшей впоследствии классической схеме - разделения властей. По конституции 1787 года законодательная власть страны представлена Конгрессом, состоящим из двух палат: сената и палаты представителей. Глава государства (и одновременно и правительства - администрации) - президент. Высшая судебная инстанция - Верховный суд, обладающий правом пересмотра законов и иных нормативных актов в случае их несоответствия конституции. При этом разделение властей происходило и в вертикальном плане: между властями федерации и штатов, а также на уровне самих штатов (законодательное собрание, губернатор и т.д.).

Изменения в структуре механизма государства происходили и в других странах (Франция, Россия), в особенности во второй половине 19 в., и т.д.

Что особенно характерно для буржуазной эпохи, так это то, что с этого времени в механизме государства окончательно сформировалась подсистема, отвечающая за внешние дела государства. Министерства иностранных дел с их посольскими структурами в различных странах стали важным элементом механизма государства (хотя зачатки этих органов возникли гораздо раньше еще в древний период истории).

Особенно сложна структура механизма государства в современную эпоху. Здесь вполне отчетливо выделяются не только его отдельные органы, но и их крупные подразделения. Их можно подразделить по различным основаниям.

Во-первых, по месту в иерархии органов: а) центральные (представительные, исполнительные и т.д.) и б) региональные государственные органы.

Во-вторых, по специфике регулирующего воздействия:

а) преимущественно осуществляющие общерегулятивныефунк
ции (ведомства экономики, образования и т.д.), и

б) преимущественно реализующие принудительные полномочия
(армия, полиция и т.д.).

В-третьих, по сфере государственного воздействия: а) органы, действующие внутри страны, и б) органы, действующие в сфере межгосударственных отношений (структуры МИДа и т.д.). Среди последних особо следует выделить органы государства, представляющие его в межгосударственных организациях (ООН и т.д.). Это совершенно новый феномен, получивший особое распространение и серьезную значимость во второй половине 20 века.

2.8.3. Принципы деятельности механизма государства.

Обеспечение оптимального функционирования механизма государства с необходимостью требует, чтобы он строился и действовал на основе определенных принципов, которые имеют объективный характер. Среди них можно выделить следующие.

  1. Обязательность реального представительства во всей системе государственных органов интересов соответствующих граждан и их объединений. Это возможно лишь в случае бесперебойного функционирования демократической избирательной системы, действительного гарантирования экономических, политических и иных прав граждан и их объединений.
  2. Открытость деятельности всех органов государства, доступ к соответствующей информации (исключая ту, которая нормативно отнесена к засекреченной) всех заинтересованных лиц.
  3. Законность в деятельности всех органов государства как во взаимоотношениях между собой, так и с населением страны или организациями, выражающими его интересы.
  4. Высокая компетентность и профессионализм в деятельности государственных органов, соблюдение которого возможно лишь в случае формирования государственного аппарата из компетентных лиц в области управленческой деятельности.

Похожие работы