Публикации

Тема 2.7. Функции государства

2.7.1. Понятие функций государства.

Для описания и объяснения государственно-правовых явлений в гуманитарных науках нередко используются некоторые общенаучные понятия. К их числу принадлежит и понятие «функция». При этом в юриспруденции оно наполняется своим особенным содержанием.

Понятие «функция государства» в ТГП используется для того, чтобы уяснить, что и как делает государство, т.е. направление, предмет, содержание его деятельности.Понятие функции государства особенно широко стало использоваться в советский период развития отечественной ТГП. Оно использовалось, прежде всего, для демонстрирования прямой зависимости функционирования государства от его классовой сущности. Однако функциональный подход к государству сохраняет свое позитивное и прикладное значение и в настоящее время и, следовательно, использование понятия «функция государства» по-прежнему актуально. Разумеется, лишенное вульгарно-классового компонента.

Функции государства нельзя путать с его задачами. Ибо функции устанавливаются в зависимости от задач, которые стоят перед данным обществом (и соответственно и государством). Функция государства - это средство реализации его задач. Содержание задач государства определяется разнообразными внутренними и внешними факторами его бытия. Например, в случае возникновения кризиса в экономике страны усиливается значимость правильного определения меры и видов государственного воздействия на сферу экономики, т.е. роль экономической функции. Угроза внешней безопасности выводит на первый план функцию обороны страны и т.п. Таким образом, задачи государства влияют на приоритетность той или иной функции государства. Соответственно, если задачи - это то, что требует решения, то функция -конкретный вид деятельности по ее решению.

Функции государства следует отличать и от видов государственной деятельности. Таких, например, как таможенный контроль, деятельность по налогообложению и др. Последние не есть функции государства как такового. Они осуществляются специально уполномоченными органами государства (ведомствами) либо даже их структурными подразделениями.

Нельзя отождествлять функции государства и с методами и формами государственного регулирования. Ибо методы государственного регулирования - это убеждение и принуждение. Формы - это правотворчество, правоисполнение и правообеспечение. Функции же государства есть определенное единство содержания, форм и методов государственного регулирования, неразрывно связанных с конкретным направлением деятельности государства.

В то же время это не исключает того, что отдельные органы государства могут играть лидирующую роль при реализации той или иной функции государства (так, функцию обороны страны выполняет, прежде всего, министерство обороны, хотя нельзя не отметить здесь роли и иных силовых ведомств- пограничной службы и т.д.).

2.7.2. Признаки функций государства.

В теории государства и права выделяют некоторые общие черты, присущие функциям государства. Среди них наиболее важны следующие.

  1. Функция государства не всякое, а именно главное направление его практической деятельности. Оно присуще ему на протяжении всего времени существования либо на довольно крупном историческом этапе. То есть это действительно устойчивое направление деятельности государства.
  2. Функции государства основаны на его задачах и связаны с выполнением последних.
  3. Реализуются функции посредством определения методов и форм государственного регулирования.
  4. Функции государства связаны с его социальным назначением. И в этом смысле они объективны, государство не может от них отказаться.

Ибо отказ может привести к дестабилизации общества в целом. Ибо прекращается государственное регулирование общественных отношений в обществе, которое не может без этого обойтись. Так, в течение 60-х годов под влиянием идеалистических (а отчасти и идеологических) представлений о состоянии советского общества был провозглашен курс на развернутое строительство коммунизма. Поскольку коммунистическое общество представлялось саморегулируемым, то началось резкое сокращение роли государства в охране правопорядка. Эти функции были возложены непосредственно на общественность. Что не замедлило сказаться на состоянии преступности, произошел ее резкий рост.

Объективность функции не означает умаления роли субъективного фактора. А именно того, что субъект государственного регулирования на каждом историческом этапе общественного развития должен четко осознавать меру необходимой активности государства.

Таким образом, функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие социальное назначение государственного регулирования общества.

Похожие работы