Публикации

Тема 2.6. Государство и государственное регулирование

Вопрос о государстве - один из труднейших во всем обществоведении и один из центральных в ТГП.

Государство не есть вечный и универсальный феномен. Это продукт, результат общественного развития. Его возникновение связано с достижением человечеством определенной ступени зрелости. Когда целая совокупность производственно-экономических, социальных, демографических, психологических и других причин привела к необходимости формирования новой организационной структуры, обеспечивающей социальное регулирование в обществе (международном сообществе).

После своего возникновения государство как главный орган социального регулирования в политическом обществе прошло значительный путь развития, который характеризовался, с одной стороны, в основном поступательным развитием, а с другой, нередкими, определенными возвратными процессами. Однако в целом государство, его структуры и функции прошли вместе с обществом значительный путь развития. В результате обобщения можно сформулировать некоторые специфические признаки государства, которые, собственно, и показывают, в чем его качественное своеобразие как социального явления.

2.6.1. Признаки государства.

Вопрос о признаках государства как особого общественного явления очень важен. Ибо его рассмотрение позволяет серьезно углубить знания о нем, как об уникальной и на определенных этапах социального развития человечества ничем не заменимой форме организации общества. При этом, с одной стороны, вскрываются отличия государственной организации общества от догосудар-ственной, а также, с другой стороны, от негосударственных органов - элементов политической системы.

Весьма популярной ранее, а отчасти и теперь является концепция, в соответствии с которой государство обладает тремя основными признаками: а) народ - совокупность людей, б) власть, господствующая над ним, в) территория - сфера пространства, ограничивающая пределы действия этой власти.

Вопрос о признаках государства рассмотрен и в классической марксистской работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В ней Ф. Энгельс также выделил три основных признака государства:

  1. Наличие т.н. публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением.
  2. Территориальная организация населения страны.
  3. Налоги, взимаемые с населения для содержания аппарата государства (т.е. публичной власти).

Очевидно, что оба названных подхода во многом совпадают. И это не случайно, ибо все указанные признаки действительно присущи государству. Рассмотрим их детально.

1. Наличие публичной власти. Она, несмотря на явное несовпадение с обществом, именуется публичной в связи с тем, что выступает от имени всего народа.

Социальное регулирование в догосударственном обществе осуществлялось, как нам уже известно, не неким выделившимся из общества и отделенным от него социальным разрядом людей -профессиональными управителями. Однако в государственно организованном обществе дело обстоит именно так. Как раз этот особый разряд людей является реальной силой, осуществляющей социальное регулирование в обществе, в т.ч. в случае необходимости с использованием мер психического и физического принуждения. Причем это действительно «профессиональные управленцы», действующие на постоянной и возмездной (за плату) основах.

Таким образом, публичная власть - это верховная власть. Ее предписания носят обязательный характер для всех иных структур и общностей. И, конечно, это власть принудительная, способная навязать волю, исходящую от нее. Однако принудительность не следует трактовать упрощенно. Ибо это, прежде всего, потенциальная способность, а не постоянно и непрерывно реализуемая функция.

Публичная власть выявляется в механизме государства - совокупности его органов: законодательных, исполнительных, судебных. Специфическое место в этом механизме отводится т.н. карательным органам - полиции, жандармерии, тюрьмам и т.п.

2. Организация жизни страны по территориальному принципу. Единая территориальная организация власти в масштабе страны в государственно-организованном обществе приходит на смену кровно -родственному принципу объединения членов клана, рода, племени и т.д.

На этом этапе, соответственно, уже важен не институт родства, а институт гражданства (подданства) государства. Осуществление власти по территориальному признаку с необходимостью приводит к достаточно четкому определению его территориальных пределов, т.е. к установлению государственных границ. Органы власти - центральные, региональные, местные - осуществляют социальное регулирование на «подведомственной» территории. Вся эта территория - сфера территориального верховенства соответствующей публичной власти, т.е. в рамках ее она обладает исключительным правом социального (политического и правового) регулирования деятельности людей, их объединений.

  1. Налоги - третий признак государства. Речь идет об исключительном праве установления для населения соответствующей территории налоговых обременении, необходимых как для содержания самой публичной власти, «вознаграждения» за ее деятельность, так и решения общесоциальных задач - строительство дорог, формирование резервных фондов и т.п.
  2. Организация власти на правовых началах - еще один важнейший признак государства. Этот признак не был известен организации жизни догосударственного общества.

Государство обладает такой важной прерогативой, как формирование (санкционирование, признание) обязательных правил поведения юридического характера - законодательства, судебных прецедентов, нормативных договоров и т.п. Это касается как отношений внутри общества, так и сферы межгосударственных отношений, т.е. в рамках соответствующего сообщества (локального, регионального, мирового) государств.

Очень часто в науке наряду с четырьмя указанными выше можно встретить выделение и такого признака, как государственный суверенитет. Под последним при этом понимается, как правило, верховенство власти внутри общества и ее независимость в межгосударственных отношениях.

Скорее всего, указание государственного суверенитета среди прочих признаков государства не совсем точно, ибо это некий собирательный, обобщенный признак государственной организации общества. Он как бы синтезирует в себе все четыре указанных выше.

Во-первых, субъекта власти - публичную власть, т.к. носителем государственного суверенитета выступает именно она.

Во-вторых, объекта власти - население (граждан и подданных), живущих на определенной территории.

В-третьих, механизма властвования - установление налоговых обременении и правовых норм.

Государственный суверенитет, таким образом, это верховенство внутри общества и независимость в межгосударственных отношениях конкретной публичной власти, как официального представителя страны. Ограничение (добровольное или насильственное) суверенитета данной публичной власти и есть ограничение государственного суверенитета.

Похожие работы