Публикации

Тема 2.10. Основные современные теории государства

С момента своего возникновения государство как общественное явление (как и те или другие его элементы) всегда было предметом пристального внимания. Что совсем неудивительно, ибо оно изначально было в центре важнейших социальных процессов, оказывало серьезное, порой решающее влияние на судьбы миллионов людей. И сегодня, несмотря на определенную популярность идеи «мирового правительства» и т.д., современные государства по-прежнему формируют остов мироустройства и, следовательно, являются одним из важнейших предметов изучения различных общественных наук, в том числе ТГП.

В настоящее время, как и прежде, существует множество доктрин, описывающих, объясняющих феномен государства, формулирующих «оптимальные» его модели. К числу наиболее значимых в смысле влияния на реальные общественно-политические процессы, а также в плане места и роли в науке можно отнести следующие теории. 1. Правового государства. 2. Национального государства. 3. Исламского государства.

Хотя наряду с ними существуют и иные концепции государства - «теория элит» (в различных проявлениях), теория «государства всеобщего благоденствия» и другие, которые занимают свое собственное, пусть и менее важное, место среди теорий, раскрывающих природу, социальное назначение и механизм функционирования государства.

Что касается трех выделенных особо, то их выбор во многом предопределен тем, что именно они оказывают наибольшее влияние на реальные процессы государственного строительства в современном мире. При этом следует учесть, что и основные доктрины современного государства (и как, впрочем, и их практическое строительство) нередко тесно сопряжены друг с другом. Так, национальное государство и как концепция, и как реальность может совпадать с правовым государством. Но это, во-первых, не всегда происходит, а, во-вторых, не отменяет той содержательной специфики, которая отличает их друг от друга. Именно уяснение этих специфических черт особенно важно как в познавательном, так и практическом отношении.

2.10.1. Теория правового государства.

2.10.1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

Зачатки концепции правового государства относят к далекой древности. Уже в Древних Риме и Греции крупнейшие мыслители подчеркивали приоритетную роль законов, права в организации государственной жизни. Аристотель даже утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя». Однако вряд ли будет правильным говорить о том, что идея правовой организации государственной жизни была в то время хотя бы довольно распространенной. Не говоря уже о большем. Скорее, наоборот. Древние Рим и Греция в этом смысле достаточно очевидные исключения. Правилом же практически на всем остальном «геополитическом» пространстве планеты были не идеи о роли права как основы организации жизни общества и государства, а деспотические политические режимы, в которых господствовала не норма закона, а воля, усмотрение властителя.

Упадок древнеримской и древнегреческой цивилизаций повлек и в Европе период, именуемый «темным средневековьем». И лишь в эпоху Возрождения идеи правовой государственности в различных аспектах стали предметом научной, творческой мысли. Особенную роль в их возрождении и развитии сыграли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель, И. Кант и другие.

Д. Локк видел правовую свободу «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самодовлеющей воли другого человека».

Ш. Монтескье отстаивал идею разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых должна самостоятельно осуществлять предназначенную ей функцию. Он писал, что если «власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Заслуга Т. Джеферсона в том, что в его Декларации независимости США дотоле бывшие всего лишь известными идеями -идеи неотчуждаемых прав человека из естественно-правовых начал превратились в нормативно признанные субъективные права. Это великая триада - право на жизнь, право на свободу и право на стремление к счастью. Это был огромный прорыв и в правосознании. Ибо, пожалуй, впервые права человека предоставлялись не монархом, сюзереном, государством и т.д. Они проистекали из самих основ жизни людей и превращались в общеобязательные (в т.ч. и для властителей) правила поведения.

Великой заслугой Г. Гроция является то, что прогрессивные правовые идеи он распространял не только на внутреннюю жизнь отдельных стран, но и на межгосударственные отношения. Г. Гегель и И. Кант заложили фундаментальные философские основы учения о правовом государстве.

Что касается самого словосочетания «правовое государство», то оно впервые появилось в начале 19 века в работах немецких ученых К. Велькера и И.Х. Фрайхера фон Аретина. Первый же достаточно развернутый анализ понятия правового государства дан также немецким ученым Гербертом фон Молем (1832 г.). Вообще идея правового государства особенно интенсивно разрабатывалась в немецкой юриспруденции и в той или иной мере реа-лизовывалась в политико-правовой практике. И ныне в Конституции ФРГ указывается, что она является социальным правовым государством.

В российской юридической науке, особенно в конце 19- начале 20 столетия, идея правового государства привлекала к себе значительное внимание исследователей. Те или иные ее аспекты разрабатывались в трудах Н. Коркунова, С. Котляревского, Б.Чичерина, В. Гессена и других. Примечательно замечание В. Гессена о том, что правовым называется государство, которое «признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

В послеоктябрьский (1917 г.) период, уже со второй половины 20-х годов, идея правового государства в положительном плане практически не упоминалась. Что касается политической практики, то в ней реализовывалась идея «диктатуры пролетариата», которая, как известно, «не ограничена никакими законами» (В. Ленин). Советский период отечественной истории по сути так и не востребовал идею правового государства, не считая короткий «перестроечный» его этап, когда официально была провозглашена концепция строительства «социалистического правового государства».

Впрочем, ни временных, ни каких-либо иных ресурсов для реализации этой идеи у советской государственности уже не оказалось. Позже, в «постсоветской» России, эта идея получила действительно официальное признание и даже конституционное закрепление. Хотя повседневная политико-правовая практика пестрит примерами, далекими от идеалов правовой государственности.

Сегодня концепция правового государства одна из самых популярных. Она находит реализацию в политико-правовых системах многих ведущих стран мира - США, ФРГ, Франции и т.д.

2.10.1.2. Понятие правового государства.

Правовое государство - это сложное, многомерное и развивающееся явление. Возникнув как определенная идея, сформировавшись как концепция, она постепенно, посредством опыта различных стран стала реализовываться как некая прогрессивная форма жизни государственно организованного общества (а также в известной мере в современный период и международного сообщества). При этом изменения претерпевала и сама концепция правового государства. Она как бы впитывала и плодотворные идеи иных государственно-правовых концепций. Например, теории народного суверенитета. Но все «практические находки» и «теоретические догадки» она усваивала и приспосабливала к своей центральной идее - связанности государства с правом.

Правовое государство - это такая форма политически организованного общества, при которой государственная власть во взаимоотношении с индивидами и их объединениями, в том числе иными государствами реально основывается на приоритете права.

Экономической базой правового государства является многоукладная экономика с различными формами собственности (частной, коллективной, государственной и т.д.), открытая для взаимодействия в рамках мирового хозяйства с экономиками иных государств. Право при этом гарант, с одной стороны, свободной конкуренции различных форм хозяйствования внутри страны, а с другой, обеспечивает ту меру открытости в рамках международных экономических отношений, которая способствует оптимальному развитию всего ее производственно-хозяйственного, ресурсного и т.д. потенциалов, благосостоянию граждан. При этом обеспечивается разумное сочетание интересов национальных производителей и прав населения - потребителей товаров и услуг.

Все это способствует формированию надежной социальной основы правового государства - саморегулирующегося гражданского общества. Речь идет о такой системе социальных связей, которая обеспечивает выражение и защиту существующих в обществе самых разнообразных интересов и прав различных индивидов, их объединений. Это настолько важно для правового государства, что иногда сам этот термин формулируется с некоторой коррекцией как социально-правовое государство.

Фундаментом политической жизни правового государства является политический плюрализм. Признающий и поддерживающий существование различного рода политических партий, движений и т.п. При этом последние имеют целью выразить на уровне государства и права те многообразные интересы, которые реально существуют в обществе. Это необходимо для того, чтобы они были выражены и учтены при принятии частных государственных решений, а также при формулировании общеобязательных правовых правил поведения. Политическая же система конкретного государства - это целостная, но открытая система. Ибо ее элементы - партии, профсоюзы и т.д. - свободно взаимодействуют с родственными политическими структурами в иных странах, обмениваются опытом представления и защиты соответствующих интересов и т.д.

Духовной основой правового государства является идеологический плюрализм, основанный на праве иметь любые убеждения, верования и свободно их распространять в рамках права, без ущемления чьих-либо интересов. Идеологическая, в том числе религиозная, терпимость создает нормальные социально-психологические условия для развития общества.

2.10.1.3. Признаки правового государства.

Правовое государство обладает определенными признаками. Среди них к числу основных принадлежат следующие:

  1. Признание верховенства права во всех сферах общественных отношений как внутригосударственной, так и международной. Все проблемы, с которыми сталкивается правовое государство, оно решает в соответствии с предписаниями права, т.е. юридическими нормами признанными (санкционированными) им. При этом в подобном государстве созданы и эффективно функционируют процедуры принятия и реализации юридических норм (законотворческие, судебные и др. органы). В международной сфере правовое государство признает приоритет международно-правовых средств разрешения противоречий и проблем. Применение силы допускается лишь в рамках коллективной или индивидуальной самообороны, предусмотренных, прежде всего, Уставом ООН.
  2. Обеспеченность правовой защищенности индивидов и их объединений. Речь идет о гарантированности правового статуса физических и юридических лиц в соответствии со стандартами, установленными общепризнанными международными стандартами. Все их взаимоотношения с государством, его органами и представителями должны соответствовать им. Права граждан, сформулированные в нормах внутригосударственного права, должны отражать ту меру их свободы, которая закреплена, как некий демократический оптимум во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Пактах о правах человека (1966 г.) и т.д.

Главным органом защиты прав должен быть суд - независимый арбитр при возникновении различного рода коллизий. А не его административные суррогаты, когда, например, на проштрафившегося чиновника для защиты своих прав тому или иному лицу необходимо «жаловаться» его же начальству, которое, как правило, действует исходя из мотивов защиты «чести мундира», групповой чиновничьей солидарности и т.д. Очень важно, чтобы граждане и юридические лица имели и право, и реальную возможность оспаривать в судебном порядке любые правовые акты, нарушающие их интересы, как ненормативные (т.е. обращенные к конкретным лицам и обстоятельствам), так и нормативные, устанавливающие правила поведения общего характера.

3. Разграничение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Важно иметь в виду, что в современном понимании концепция «разделения властей» - это не просто простой дележ власти тремя субъектами, а, главным образом, обеспечение наличия взаимоконтроля, взаимовлияния между ними, т.е. некая система «сдержек и противовесов». Это приводит к тому, что никто не может полностью узурпировать власть: ни представительный орган, несмотря на получение своего мандата непосредственно от населения, ни исполнительно-распорядительный орган, действующий на основании и во исполнение законов, ни судебный орган, чьей сферой является гарантирование объективного и законного рассмотрения возникающих в обществе проблем.

Механизмами взаимовлияния и взаимосдерживания могут быть разные: право «вето», которым обладают президенты многих государств, в отношении актов, принимаемых представительными органами власти; назначение правительства через парламент; право высших судебных инстанций признавать неконституционность законов и иных правовых актов и др.

Разделение властей касается и сферы международно-правовых отношений. Здесь наиболее активна роль исполнительных органов (президента, правительственных структур и т.д.), функция представительного органа - ратификация межгосударственных соглашений и т.д.

А. Политический и идеологический плюрализм. Речь идет о возможности свободного создания организаций, выражающих различные групповые интересы (политические, религиозные, национальные и т.д.), и их функционирования. Особенно важно обеспечение духовной свободы людей, т.е. права иметь и распространять те или иные взгляды, концепции (в рамках закона). В обеспечении плюрализма огромна роль средств массовой информации (телевидения, радио, прессы), которые не должны находиться в одних руках и выражать одну «правильную» идеологию. Первостепенна роль прессы в государствах со становящейся демократической политической системой, когда институт партий еще не сформировался.

Было бы неправомерно считать, что формирование правового государства это легкая задача. Однако не это главная трудность. Наиболее сложно постоянное совершенствование, углубление элементов правовой государственности. Это задача всего общества. Как заметил Ратибор В., истинное правовое государство есть идеал, к которому нужно стремиться, за который надо бороться. Он отмечал: «Эта борьба общества не прекращается и не может прекратиться ни на минуту даже в самой демократической стране мира. Борьба за свободу, безопасность и собственность - непрерывна. Она будет существовать пока существует человечество».

Похожие работы