Публикации

Тема 1.2. Общество (международное сообщество). Власть. Социальное регулирование

1.2.1. Понятие общества (международного сообщества).

Государство и право — общественные явления. Именно общество является той естественной средой, в которой они формируются для выполнения определенных функций. Поэтому уяснение того, что из себя представляют государство и право, возможно лишь после выяснения содержания более общей категории — категории «общество».

Представления об обществе и ранее, и теперь далеко не однозначны. Но при всем разнообразии нельзя не отметить те черты общества, которые, как правило, разделяются большинством исследователей этого сложного феномена. А именно: общество есть результат взаимодействия отдельных людей, их объединений, созданных ими институтов. Эти взаимодействия выражаются в виде соответствующих общественных отношений — экономических, социальных, политических, духовных.

Объединение людей в то единое целое, каковым является общество, происходит не случайно. Оно связано с их потребностями, интересами. Наличие общего интереса, объединяющего людей в общество, отнюдь не означает, что индивидуумы и их объединения лишены своих особых частных интересов. Более того, порой частные интересы вступают в жесткое противоречие с интересами общества, что нередко влечет серьезные конфликты, вплоть до раскола общества (например, в виде распада некогда единой страны). Бывают и противоположные ситуации, когда люди с ранее разнящимися интересами приходят к некоему общему знаменателю, формируют новое общественное единство (например, образование федеративного государства).

Очевидно, что не любая группа людей, находящихся вместе, является обществом. Это происходит лишь в том случае, когда их общий интерес для них действительно значителен, и эта общность интересов приводит к формированию единой цели, достигаемой ими в результате совместных усилий. Но не всякий общий интерес, осознанный как единая цель, приводит к оформлению общества. Это возможно только тогда, когда объединяющее начало носит, во-первых, объективный, во-вторых, постоянный характер. Только в этом случае объединение является прочным и долговременным, ибо несет в себе потенциал самовоспроизводства и саморазвития.

Отношения между субъектами, входящими в объединение подобного рода, и вызывают потребность определенного их упорядочения, регулирования посредством соответствующих органов и правил поведения.

Таким образом, обществу присущи следующие основные черты.

Во-первых, это соединение отдельных людей и их объединений.

Во-вторых, это объединение, основанное на наличии общих объективных и долговременных интересов, ценностей и целей, не лишенное при этом и неких частных несовпадающих, а порой остро конфликтных интересов.

В-третьих, субъекты общества осознают значимость общих интересов, ценностей и целей и согласны на их приоритетную реализацию.

В-четвертых, упорядочение отношений в обществе, т.е. достижение некоего баланса общих и частных интересов реализуется посредством социального регулирования, осуществляемого соответствующими органами власти, и правилами поведения.

Особо следует отметить, что простое отождествление общества со страной (ранее общиной и т.д.) как некоей территориальной общностью, в пределах которой существуют и взаимодействуют отдельные индивиды и их объединения и взаимоотношения в которой якобы только и приводят к формированию потребности в социальном (в т.ч. государственно-правовом) регулировании общественных отношений, не совсем правильно. Причем это неверно уже и для той эпохи, когда появлялись первые формы политической (прежде всего, государственной) власти и социального нормативного (в особенности правового) регулирования. Ибо уже тогда на эти процессы влияли многообразные внешние по отношению к той или иной общине факторы: угрозы войны (и реальные войны) с соседями, потребности торгового взаимодействия с ними и т.п. Как отмечал английский археолог Г. Чайлд, ареал экономического, культурного и т.п. обмена между человеческими сообществами в верхнем палеолите составлял — 800 км, за 2 тыс. лет до н.э. — до 8 тыс. км, а к 8 веку н.э. охватил уже Азию, Европу и Африку.

Таким образом, простое отождествление общества и страны было неверным уже и задолго до буржуазной эпохи, хотя ареалы общественных отношений ограничивались определенными регионами. До 16 −17 веков история человечества — история локальных (а точнее, региональных) сообществ со своими специфическими органами и нормами регулирования. С 16-17 веков ситуация стала меняться, и сфера общественных отношений приобрела практически мировой характер (сегодня же уже бесспорно, что все общественные процессы приняли поистине глобальный характер).

Еще в начале 20 в. В. Вильсон подметил: «Мир уже стал единым пространством; каждая его часть соседствует со всеми остальными. Ни одна нация не может больше жить сама по себе». А значит, в наше время простое отождествление общества и страны выглядит необоснованным.

Трудно не согласиться с тем, что и те отношения, которые выходят за пределы тех или иных стран, т.е. междустрановые, или как их именуют, международные отношения, также носят характер общественных. Во-первых, и они связывают людей, их объединения. Во-вторых, и они основаны на наличии у их субъектов определенных объективных, долговременных общих интересов, при существовании и несовпадающих, конфликтных частных интересов. В-третьих, и их участники в той или иной мере осознают значимость связывающих их интересов и могут согласиться на их приоритетную реализацию. И, наконец, в-четвертых, и их упорядочение достигается посредством социального регулирования, осуществляемого соответствующими организационными структурами и правилами поведения обязательного характера.

Правда, эти — международные — отношения именуют не отношениями в обществе, а отношениями в сообществе стран (государств, народов). Правильнее их определять как отношения в международном сообществе. Хотя некоторые определяют их как отношения в обществе в широком смысле (а соответственно отношения в рамках конкретных стран как отношения в обществе в узком смысле) слова. В целом же отношения внутри отдельных стран, т.е. внутристрановые, внутриобщественные отношения, а также в рамках сообщества определяют как отношения в рамках мирового сообщества. Раньше эти сообщества носили не мировой, а, как правило, локальный, региональный характер (отношения в рамках древнегреческой или древнеримской, месопотамской или древнекитайской и др. цивилизаций).

Следовательно, понятие «общество» и ранее, и в особенности в наше время никак нельзя сводить к стране. Ибо в этом случае безосновательно сужается та сфера человеческих (индивидуальных и групповых) отношений, которая и порождает необходимость социального регулирования, осуществляемого посредством соответствующих органов и норм. Таким образом, общество -это объединение людей, основанное на наличии у них объективных, долговременных общих (либо совпадающих) интересов, приоритетная реализация которых признается ими необходимой целью и обеспечивается органами и нормами социального регулирования.

Похожие работы