Публикации

Предисловие

Предисловие

«Теория государства и права» уже в течение ряда десятилетий является одним из ведущих курсов, изучаемых студентами по специальности «Юриспруденция» (ранее — «правоведение»). Значимость вопросов, изучаемых в рамках этого курса, прежде всего, в том, что их изучение позволяет студенту не просто приоткрыть, а действительно открыть окно в мир знаний о государстве и праве.

Знание же их особенно важно на нынешнем во многом переломном этапе истории России, да и всего постсоветского пространства, чтобы понимать основные каноны государственно-правовой сферы жизни общества (и международного сообщества), видеть мотивы и интересы различных борющихся социальных сил. Много веков назад Гай Саллюстий Крисп, описывая Рим периода кризиса республики, писал, что «всякий, кто приводил государство в смятение, выступал под честным предлогом: одни якобы охраняли права народа, другие поднимали как могли выше значение сената — и все, крича об общей пользе, сражались только за собственное влияние».

Государство и право- те общественные явления, которые кладут предел борьбе различных сил. В этом их большая социальная ценность, осознаваемая, впрочем, не всегда, не всеми и, конечно же, не сразу. Наверное, был прав Н.Бердяев, заметивший, что государство (а это применимо и к праву) «существует не для создания на земле рая, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад».

Между тем, сегодня наука «Теория государства и права» переживает непростые времена. Серьезные изменения, произошедшие в мире и в нашей стране, оказали большое воздействие на нее. Возникла необходимость переосмысления многих, казалось бы, устоявшихся представлений о государстве и праве.

Изменения коснулись не только периферийных, второстепенных, но и самых фундаментальных вопросов: предмета и методологии науки, происхождения и эволюции государства и права, их типологии и роли в современном взаимосвязанном, взаимозависимом, во многом целостном мире и др. Сегодня, как никогда ранее, становится очевидным, что «Теория государства и права» -это одновременно теория «государственно-правовой истории» и теория «государственно-правовой географии». То есть это теория государства и права как «во времени», так и «в пространстве». Все это в той или иной мере находит выражение и в новейших учебных курсах.

Современный юрист — это профессионал, работающий в самых различных сферах: в коммерческих и некоммерческих организациях, в органах государственной власти, правоохранительной системе и т.д. Ему постоянно приходится сталкиваться со многими сложными государственно-правовыми вопросами как внутри-российскими, так и международными. Современный юрист — это профессионал, работающий в самых различных сферах: в коммерческих и некоммерческих организациях, в органах государственной власти, правоохранительной системе и т.д. Ему постоянно приходится сталкиваться со многими сложными государственно-правовыми вопросами как внутри-российскими, так и международными.

Особенностью предлагаемоого учебного пособия является новый подход к изложению вопросов, связанных с иностранными правовыми семьями (англосаксонской, мусульманской и др.), международным правом. Они рассматриваются не как-то особняком, как некое, возможно, и не обязательное дополнение. А именно такой подход был характерен для «Теории государства и права» на предыдущем этапе, когда она по сути была теорией внутригосударственного, а во многом еще уже советского социалистического права. Зарубежно-правовые и международно-правовые аспекты государства и права вплетаются в анализ каждой конкретной проблемы. Будь то источники права или правообразование в целом, правореализация, толкование права и др. Все это очень важно потому, что современный юрист, нередко имеющий дело с проблемами иностранного права, международно-правовыми вопросами, должен хорошо представлять себе их специфику. Изначально следует стремиться к формированию широкой правовой культуры, позволяющей адекватно осмысливать все современное мировое государственно-правовое пространство. А сами проблемы государства и права в их реальном социальном контексте общества и международного сообщества.

В то же время в учебном курсе сохранены и многие ставшие уже традиционными и выдержавшие испытание временем, переменами темы и подходы к ним. Ибо преемственность — важный принцип всякого познания.

Темы курса (а их 21) рассредоточены в трех разделах.

Первый — «Введение в „Теорию государства и права“ — включает 5 тем, которые подготавливают к восприятию конкретных вопросов теории государства и теории права. Здесь сосредоточены такие темы, как „Теория государства и права“ как наука и учебная дисциплина», «Общество (международное сообщество). Власть. Социальное регулирование», «Происхождение и эволюция государства и права и проблемы их типологии» и др. Только их внимательное изучение позволяет создать познавательный задел, достаточный для углубленного рассмотрения основных теоретических вопросов государства и права.

Второй раздел- «Теория государства»- также включает 5 тем, посвященных наиболее существенным теоретическим проблемам государства как особого общественного явления. Это и «Государство и государственное регулирование», и «Функции государства», и ряд других.

Третий раздел — «Теория права» — включает 11 тем, в которых рассмотрены важные правовые вопросы. Среди них «Право: понятие, признаки, социальная ценность», «Правовое регулирование и его механизм» и многие другие. Столь детальное рассмотрение вопросов теории права обусловлено самой задачей, которая стоит перед нами, — подготовка высококвалифицированных юристов. В то же время следует подчеркнуть, что в предлагаемом курсе нет и пренебрежения теоретическими проблемами государства. Последние рассматриваются и отдельно, и совместно с правовыми вопросами в той мере, в какой это представляется необходимым.

Учитывая специфику дистанционного обучения, для которого характерна, прежде всего, самостоятельная работа по овладению необходимыми государственно-правовыми знаниями, в учебном пособии, подготовленном специально, не просто излагается та или иная тема. Практически к каждой из них предлагаются схемы (позиционные таблицы), которые, как показывает практика, серьезно облегчают восприятие сложных теоретических проблем государства и права.

Этому же служат подготовленные к каждой теме «Вопросы для самоконтроля». В случае успешного ответа на них можно считать, что студенту удалось овладеть основными аспектами соответствующей темы.

Добрую службу в ходе изучения ТГП должны сослужить и содержащиеся в учебном пособии (их всего четыре) «юридические» кроссворды. Ведь игра — важный современный способ усвоения сложных научных проблем.

Хорошим подспорьем будет и «Предметный указатель», прилагаемый к учебному пособию, который существенно облегчит работу с ним, поиск нужных вопросов и, главное, ответов на них.

Кроме того, необходимо отметить и следующее. В Методических указаниях к отдельным темам указывается ориентировочное количество часов, которые необходимо уделить их изучению. Это, разумеется, не догма. А именно ориентир.

В Программе в конце каждой темы указывается тот раздел специально подготовленного под нее учебного пособия, в котором изложены соответствующие вопросы. Однако это вовсе не означает, что следует отказаться от других учебных пособий, которые могут оказаться в распоряжении студента. Ни в коем случае. Поэтому в Программе указывается и определенная дополнительная учебная литература к каждой теме. Предлагаемое учебное пособие необходимо рассматривать как некое базовое учебное пособие по данной Программе курса. А изучение дополнительной учебной литературы позволит студентам изначально овладевать умением сравнивать, сопоставлять и по возможности делать собственные выводы. Последнее обязательно необходимо в столь трудной и творческой профессии, коей, несомненно, является юриспруденция.

И еще одно замечание, касающееся нумерации тем в учебном пособии. Первая цифра — это номер раздела, вторая — номер темы, третья — номер параграфа. Иногда присутствует и четвертая, которая обозначает особо выделяемые важные вопросы внутри соответствующего параграфа.

При работе с настоящим учебным пособием, разумеется, необходимо использовать и соответствующее учебно-методическое пособие, в котором содержится Программа курса и методические указания к изучению ее отдельных тем.

И, наконец, последнее. Для всех, кто берется за изучение нового предмета (в данном случае это государство и право), поначалу он представляет собой, как правило, настоящую terra incognita, т.е. землю неизвестную. Но здесь любого начинающего можно успокоить, по меньшей мере, двумя замечаниями. Во-первых, несмотря на то, что для начинающих студентов-юристов государство и право действительно это «земля неизвестная», главное помнить о том, что это «земля существующая», а значит, в принципе познаваемая. И, во-вторых, нет (и не было) человека, который, будучи в здравом уме, может утверждать, что он знает все даже о такой далеко не безбрежной области человеческих знаний как теория государства и права. Еще древние римляне отмечали: multi multa; nemo omnia novit — многие знают много, никто не знает все. Это, разумеется, относится и к автору данного учебного пособия. Ибо сегодня, как, возможно, никогда ранее, понятна мысль Г.Гегеля о том, что каждый человек «сын своего времени, а философия (а от себя добавим, что и теория государства и права также) есть время, постигнутое в мысли». Однако, тем не менее, есть надежда, что данное учебное пособие, являющееся обобщением почти полуторадесятилетнего опыта преподавания ТГП ее автором в юридических вузах страны в той или иной мере поспособствует всем, кто его изучит в познании основных вопросов государственно-правовой теории.

Похожие работы