Международные валютно-финансовые и кредитные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-финансовых отношений. Во-вторых, возрастает их значение в сфере анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.
Международный валютный фонд — МВФ
International Monetary Fund — IMF
Fond Monetaire International — FMIАдрес: 700 19th Street, N.W., Washington, D.C. 20431, USA Тел: (1) (202) 623 7430 Факс: (1) (202) 623 7201 Вэб-сайт: http://www.imf.org
Был учрежден на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. Конференция приняла Соглашение, которое выполняет роль его Устава. Соглашение вступило в силу в декабре 1945 г., практическая деятельность Фонда началась в 1947 г. Соглашением определяются отношения ООН и МВФ; последний выступает как специализированное учреждение ООН. Вместе с тем в Соглашении содержится положение о том, что ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике.
В статьи Соглашения трижды вносились поправки: в 1969 г. — в связи с введением специальных прав заимствования; в 1978 г. — в результате изменения порядка валютного регулирования вместо права утверждать валютные паритеты было введено наблюдение за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов; в 1992 г. — в связи с предоставлением Фонду права временно приостанавливать права членов на участие в голосовании в тех случаях, когда страна имеет просроченную задолженность и которую МВФ лишил права заимствовать его ресурсы.
Членами МВФ являются 181 государство. Членство в МВФ открыто для любой страны, способной и готовой выполнить связанные с ним обязательства. Польша вступила в МВФ в 1986 г. В 1992 г. в МВФ вступили все страны, бывшие ранее в составе СССР, кроме Таджикистана. Республика Беларусь официально стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.
Цели Фонда:
Практически МВФ служит институциональной основой международной валютной системы. Членство в МВФ является предпосылкой для вступления страны во Всемирный банк. Фонд поддерживает тесные связи с МБРБ, ВТО, Банком международных расчетов.
Высшим органом Фонда является Совет управляющих. В его функции входит: прием новых членов; пересмотр квот; распределение чистого дохода; выборы исполнительных директоров. Сессии Совета управляющих проводятся ежегодно.
Система голосования в МВФ определяется размером взноса страны. Поскольку МВФ организован по принципу акционеров общества, число голосов стран-участниц определяется пропорционально их доле в капитале. В 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов; Великобритании — 5,1%; Германии — 5,6%; Франции — 5,1%; Италии — 3,1%; Японии — 5,6%. Развитые страны практически осуществляют контроль над процессом принятия решений в МВФ, поскольку на их долю приходится 60,3 % общей суммы голосов.
Оперативной деятельностью Фонда руководит Исполнительный совет, состоящий из директора-распорядителя и 24 директоров-исполнителей.
В составе МВФ функционируют 5 департаментов.
Финансовые ресурсы МВФ образуются из членских взносов стран-членов, которые представляют собой квоты по подписке, выраженные в единицах СПЗ. Общая сумма квот (капитала МВФ) составляла на 30 апреля 1997 г. 145 млрд. СПЗ (198 млрд. долл.). Квота является наиболее важным, ключевым звеном в механизме финансовых и организационных взаимоотношений стран-членов с МВФ. Она определяет сумму подписки страны на капитал МВФ, возможности использования ею ресурсов Фонда, а также количество голосов, которыми она в нем располагает. Размеры квот определяются на основе экономического значения стран в мировой экономике и международной торговле и могут пересматриваться. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом.
В дополнение к собственному капиталу, который является главным источником финансирования деятельности, МВФ может заимствовать средства, в которых он нуждается, в любой валюте и из любого источника. Обычно такие заимствования осуществляются под реализацию конкретных программ.
Для оказания помощи государствам-членам в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с 1962 г. использует Генеральные соглашения о займах, возобновляемые каждые 5 лет, для заимствования средств у правительств и банков 11 наиболее богатых государств (страны «большой семерки» и Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария). МВФ может получать займы, не превышающие 60% общей суммы квот.
МВФ может прибегать к использованию ресурсов Генеральных соглашений о займах для предоставления кредитов странам-членам только в исключительных ситуациях, угрожающих стабильности мировой экономики, например, Корее в 1997 г., Бразилии в 1999 г.
Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, иностранных инвестициях.
В зависимости от целевой направленности и характера макроэкономических и структурных проблем Фонд использует различные кредитные механизмы. В рамках каждого из таких механизмов устанавливаются лимиты, ограничивающие сумму кредитов относительно квоты страны в МВФ. Допуск стран к финансовым ресурсам в пределах соответствующих лимитов определяется в каждом конкретном случае отдельно.
Кредитные механизмы МВФ можно разделить на следующие четыре категории:
1. Обычные механизмы включают:
Механизм резервных долей предполагает, что в пределах резервной позиции (25% квоты) страны могут получать средства у МВФ автоматически по первому требованию.
Механизм кредитных долей означает, что сверх резервной доли страна может заимствовать у Фонда валюту, составляющую 100% величины квоты, сумма заимствования делится на четыре кредитные доли — транши, образующие каждый раз по 25% квоты. Таким образом, предельная сумма иностранной валюты, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитной долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет странам, прибегающим к кредитам, определенные требования.
Механизм расширенного финансирования дополняет механизмы резервных и кредитных долей. Он предполагает финансирование среднесрочных программ на период до трех лет с целью преодоления трудностей с платежным балансом, вызванных макроэкономическими проблемами. Приобретение валюты у Фонда производится по частям (странами) при соблюдении определенных требований.
Резервные и расширенные предоставляются за счет собственных ресурсов МВФ.
Механизм дополнительного финансирования был введен в 1977 г. Он предполагает использование заемных средств и используется для выполнения масштабных стабилизационных экономических программ.
Предоставление резервного или расширенного кредита осуществляется на основе соглашения «стенд-бай». В современных условиях главным назначением кредитов «стенд-бай» является кредитование макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами с переходной экономикой и развивающимися странами. Фактическое получение валюты осуществляется порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение периода действия соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-заемщиком контролируется со стороны МВФ с помощью специальных кредитов. Они распространяются на макроэкономические показатели: кредитно-денежную политику, государственные финансы, государственный долг, политику торговых и валютных ограничений. До тех пор, пока Фондом не зафиксировано выполнение обусловленных целевых критериев и других условий, оговоренных в соглашении, страна не может получить следующий валютный транш. Если МВФ приходит к выводу, что страна не достигла намеченных макроэкономических показателей, и, следовательно, не выполнила согласованные мероприятия, Фонд прекращает предоставление ей валютных ресурсов. В целом на долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами-казначействами, центральными банками. Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи (заимствования) Фондом валюты в обмен на национальную валюту страны-заемщика, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты за СКВ и СПЗ. Процентные ставки, выплачиваемые заемщиком Фонду, несколько ниже, чем рыночные.
2. Специальные компенсационные механизмы включают:
Компенсационное финансирование осуществляется из Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств; для компенсации потерь от экспортной выручки, особенно экспортеров сырья (до 30% квоты); для компенсации потерь стран-импортеров зерна, вследствие роста цен на зерно (до 15% квоты), для компенсации потерь от непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Финансирование системных преобразований осуществляется из Фонда системной трансформации. Оно направлено на преодоление трудностей, связанных с осуществлением экономических реформ и переходом к рыночной экономике. Фонд создан в апреле 1993 г. главным образом для стран бывшего СССР (до 50% квоты двумя траншами).
Финансирование буферных запасов осуществляется из Фонда буферных запасов. Оно осуществляется с целью помощи странам при финансировании ими своего участия в создании международных стабилизационных запасов в соответствии с товарными соглашениями. Кредиты на срок до 5 лет до суммы, эквивалентной 45% квоты. Такие кредиты в свое время представлялись на создание буферных запасов олова, какао, каучука, сахара. Получение средств из специальных фондов — это дополнение к их кредитным долям.
3. Чрезвычайная помощь представляется в форме закупок товаров с целью оказании помощи странам-членам в решении проблем платежного баланса при возникновении стихийных бедствий.
Механизм помощи странам с низким уровнем доходов предполагает предоставление финансовых ресурсов из Фонда структурной перестройки и из Расширенного фонда структурной перестройки. Различие между ними состоит в уровне доступа стран к ресурсам.
Кредиты на льготных условиях.
При представлении заимствования МВФ руководствуется двумя принципами:
В своей деятельности МВФ предоставляет заимствование странам-членам лишь при условии, что они проводят определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции, обеспечение максимального использования рыночных механизмов, осуществление структурной перестройки экономики как основы долгосрочного развития.
Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для международных инвестиций. Это объясняется тем, что, получая заимствование, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она повысит эффективность своей экономики, накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным инвесторам.
Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят:
Такая межгосударственная инвестиционная группа превратилась в крупнейший в мире инвестиционный институт. На долю группы Всемирного банка приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам.
Международный банк реконструкции и развития -МБРР
International Bank Reconstruction and Development -IBRO
Bangui international pour La Reconstruction de Le Development — BIRDАдрес: 1818 H.Street, N.W.Washington, D.C.20433, USA Тел: (1) (202) 458 5454 Факс: (1) (202) 477 6391 Вэб-сайт: http://www.WordBank.org
МБРР часто называют Всемирным банком. Создан в 1945 г. в результате подписания 28 странами Соглашения в Брет-тон-Вудсе (июль 1944 г.). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк является специализированным учреждением ООН и входит в систему Объединенных Наций.
Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. В состав МБРР входят 180 государств.
Цели Всемирного банка:
Основными направлениями деятельности Всемирного банка являются:
Высшим органом Банка является Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков. Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание)). При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка. В функции Совета управляющих входят: определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала Банка; распределение чистого дохода.
Исполнительным органом Банка является Директорат, состоящий из 24 директоров-исполнителей. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих.
Координация деятельности МБРР и МВФ осуществляется в рамках созданного в 1974 г. Комитета по развитию.
Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли. Уставной капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов. В 1997 г. уставной капитал Банка составил 182 млрд. долл.
В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в краткосрочном периоде, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Банк специализируется на двух видах кредитов: целевых и программных. Кредиты Банка покрывают в среднем лишь 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов должна обеспечиваться за счет других источников финансирования.
Беларусь вступила в МБРР и в МВФ в 1992 г.
Международная ассоциация развития — МАР
International Development Association — IDA
Association international de Development — AIDАдрес: 1818 H.Street, N.W.Washington, D.C.20433, USA Тел: (1) (202) 477 1234 Факс: (1) (202) 477 6391
Создана в 1960 г. как филиал МБРР. МАР — это специализированное учреждение в системе ООН. Президент МБРР является одновременно президентом МАР.
МАР во многом выполняет сходные с МБРР функции. Отличие между МБРР и МАР состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых ресурсов получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки; МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров.
В состав МАР входят 160 государств-членов, которые подразделяются на две группы: группа I — 26 экономически более развитых стран; группа II — 134 менее развитые страны. Членство в МАР открыто для всех стран-членов МБРР.
Цели Международной ассоциации развития:
Кредиты МАР предназначены для беднейших стран. Только страны с годовым доходом на душу населения менее 1305 долл. США могут пользоваться кредитами МАР. Фактически большая часть кредитов, предоставленных МАР, приходится на наименее развитые страны с годовым доходом на душу населения до 800 долл. МАР предоставляет кредиты на срок от 35 до 40 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита. За пользование кредитом проценты не взимаются.
Международная финансовая корпорация — МФК
International Finance Corporation — IFC
Societe Financiere international — SFIАдрес: 1850 I.Street, N.W.Washington, D.C.20433, USA Тел: (1) (202) 477 1234 Факс: (1) (202) 676 0365 Вэб-сайт: httр://www.ifc.org
Создана в 1956 г. по инициативе США в качестве филиала МБРР. МФК является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в группу Всемирного банка и принадлежащей к системе ООН в качестве специализированного учреждения.
Целью Международной финансовой корпорации является содействие экономическому росту путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя, таким образом, деятельность МБРР. В отличие от МБРР МФК работает на микроуровне, финансируя не правительства, а непосредственно предприятия.
Членство в МФК открыто для всех государств-членов МБРР, в настоящее время в МФК входит 174 страны. Высшим органом МФК является Совет управляющих. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного банка. За осуществление текущей деятельности МФК отвечает Директорат, состоящий из 24 директоров, которые являются директорами-исполнителями МБРР. Президентом корпорации является президент Всемирного банка. За общее управление отвечает исполнительный вице-президент, которому помогают семь вице-президентов. Вся работа ведется через пять региональных и четыре отраслевых департамента.
Источниками финансирования МФК являются взносы государств-членов, кредиты МБРР, доходы от операций с ценными бумагами, средства, привлекаемые на международных финансовых рынках.
Деятельность МФК строится на следующих принципах:
МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет для финансирования высокоэффективных проектов частных предприятий без получения правительственных гарантий, инвестирует в них собственные средства, а также привлекает другие источники финансирования для проектов частного бизнеса.
В отличие от МБРР Международная финансовая корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым предоставляет кредиты. Она финансирует как создание новых, так и реконструкцию действующих предприятий различных сфер деятельности — от заводов до банков.
При этом МФК финансирует не более 25% общей суммы расходов по проекту и может приобретать до 35% акций предприятий, но, согласно уставу, не может стать владельцем контрольного пакета акций.
Болыпое внимание МФК уделяет вопросам развития малого бизнеса, а также охране окружающей среды.
В последние годы МФК активизировала деятельность в сфере технической помощи, которая представляет помощь в приобретении знаний и навыков в определенных сферах деятельности, обычно в области экономики и управления. Денежные средства, выделяемые в рамках технической помощи, не поступают непосредственно в распоряжение принимающей стороны, а направляются на оплату и организацию работы соответствующих специалистов-консультантов.
МФК начала свою деятельность в Беларуси с оказания технической помощи, которая сыграла существенную роль в реализации программ малой приватизации и поддержки малого бизнеса.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций МАГИ
Multilateral Investment Guarantee Agency — MIGA
Agency multilaterale de Guarantee des Investissements — AMGIАдрес: 1818 H.Street, N.W.Washington, D.C.20433, USA Тел: (1) (202) 473 6168 Факс: (1) (202) 477 9886
Создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отнопении оно является независимым. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Членами МАГИ являются 134 государства, в том числе Республика Беларусь.
Целью МАГИ является поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах путем:
Основными направлениями деятельности МАГИ являются:
Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90% общего объема инвестиций) сроком на 15-20 лет. Гарантии предоставляются для защиты от потерь, вызванных следующими обстоятельствами: некон-вентируемостью местной валюты; экспроприацией собственности в стране пребывания; войной и гражданскими беспорядками, нарупением контракта со стороны контрагента страны пребывания.
Источником финансирования, который обеспечивает предоставление гарантий, является уставной капитал Агентства.
В информационной деятельности МАГИ используются новейпие средства коммуникации, позволяющие устанавливать и поддерживать контакты с потенциальными иностранными инвесторами. Глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций МАГИ в Интернете является ее система ИПАНЕТ.
Выспим органом МАГИ является Совет управляющих. За текущую деятельность Агентства ответственность несет Директорат, состоящий из 20 директоров. Председателем Директората является президент Всемирного банка. Должностные лица МБРР работают в МАГИ по совместительству.
Банк международных расчетов — БМР
Bank For International Settlement — BIS
Bangue des Reglements Internationaux — BRI
Создан в 1930 г. на основе межправительственного Гаагского соглашения, подписанного 6 странами — Бельгией, Великобританией, Германией, Италией, Францией, Японией, и Конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. В настоящее время членами Банка являются 33 государства, представленные их центральными банками — все страны Западной Европы, 10 государств Восточной Европы, которые вступили в него в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности, а также США, Канада, Япония, Австралия, ЮАР и Турция.
По правовому положению БМР является акционерным обществом с капиталом 1,5 млрд. Золотых франков. Вместе с тем он создан как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и которая пользуется привилегиями и иммунитетом, необходимыми для выполнения своих функций. Поэтому БМР представляет собой международный банк центральных банков и старейпую международную организацию в области международного валютного сотрудничества.
Цели Банка международных расчетов:
В своей деятельности БМР руководствуется следующими положениями:
В соответствии с Уставом БМР имеет право совершать следующие операции:
Помимо своей основной функции — координатора центральных банков развитых стран, БМР осуществляет функции агента и доверенного лица при реализации международных кредитных соглашений, совершает операции по поручению ОЭСР, выполняет функции Базельского комитета по банковскому надзору для укрепления надежности и стабильности международной банковской системы.
БМР оказывает техническую помощь центральным банкам стран с переходной экономикой и выполняет роль центра экономических исследований в области международных финансов и валютной политики. Банк организует регулярные встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики и выполняет роль форума для международного валютного сотрудничества.
В руководящие органы БМР входят общее собрание, Совет директоров, президент Банка и администрация. Банк находится в г.Базель (Швейцария).
Особенностью БМР является строго конфиденциальный характер деятельности. Банк поддерживает тесные связи с МВФ и группой Всемирного банка. Рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, иногда имеют большее значение, чем межгосударственные и наднациональные решения.
Европейский банк реконструкции и развития — ЕБРР
Europen Bank for Reconstruction and Developmtnt -EBRD
Bamgue europeenne de Reconstruction et de Developmtnt BERDАдрес: One Exchange Sguare, London ECZA United Kingdom Тел: (44) (171) 338 6541 Факс: (44) (171) 338 6100
Создан в 1991 г. специально для оказания финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Его учредителями были 40 стран, в настоящее время их число составляет 57. Институциональными членами банка являются Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк. В 1992 г. было подписано соглашение между ЕБРР и экспортно-импортным банком Японии об условиях сотрудничества и предоставления кредитов странам Восточной Европы. ЕБРР приобрел статус международной финансовой организации с высоким кредитным рейтингом.
Цели Европейского банка реконструкции и развития:
Банк содействует созданию или модернизации инфраструктуры. Финансирование проектов развития инфраструктуры осуществляется департаментом развития, который, как правило, принимает заявки непосредственно от правительственных или государственных органов, отвечающих за реализацию проекта, а не от отдельных подрядчиков. Кредиты для проектов в области развития инфраструктуры предоставляются на срок до 15 лет.
В структуру ЕБРР входят 9 департаментов, в том числе банковских операций, финансовый, оценки проектов и др. Департамент банковских операций имеет 3 отдела, состоящие из следующих групп: (1) по странам, (2) по отраслям и областям деятельности, (3) по поддержке операций. В рамках ЕБРР были созданы Балтийские и Российские специальные фонды.
Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Совет управляющих на 4 года избирает президента ЕБРР, который является официальным представителем банка и возглавляет его исполнительный комитет.
На долю ЕБРР приходится почти 15% иностранных капиталовложений в странах Центральной и Восточной Европы. Примерно 70% выделяемых банком кредитов направляется в частный сектор. Обычно решение о финансировании конкретных проектов ЕБРР принимает после их экспертизы, установления значения проекта для национальной экономики, его экономической эффективности и лишь затем определяются условия предоставления кредитов.
Крупнейшим получателем финансовых ресурсов от ЕБРР является Россия. По планам банка в России с его участием намечено реализовать 109 проектов. Объем средств, выделяемых для финансирования уже утвержденных проектов, составляет 2,8 млрд. евро, что составляет 27% всех кредитов и займов ЕБРР.
Термины и понятия
Международный валютный фонд
Специальные права заимствования
Механизм резервных долей
Механизм кредитных долей
Соглашение «стэнд-бай»
Фонд структурной перестройки
Международный банк реконструкции и развития
Международная ассоциация развития
Международная финансовая корпорация
Техническая помощь
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций
Банк международных расчетов
Европейский банк реконструкции и развития
Вопросы для самопроверки