Публикации

Тема 4. Многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков

4.1. Сущность и цели регулирования мировых товарных рынков

Многостороннее регулирование мировых товарных рынков предполагает проведение согласованных действий стран-производителей, экспортеров и импортеров сырьевых товаров, направленных на стабилизацию мировых товарных рынков путем создания международных механизмов и соответствующих организационных форм.

Цели многостороннего регулирования мировых товарных рынков:

  • решение проблемы пропорционального развития производства и потребления сырьевых ресурсов;
  • нормализация международной торговли сырьевыми товарами путем координации политики продуцентов, экспортеров и потребителей при выступлении на мировом рынке, стабилизация цен, установление взаимоприемлемого соотношения цен на сырье и готовые промышленные изделия.

Механизм многостороннего регулирования рынка предусматривает заключение межправительственных соглашений, разработанных и действующих в рамках или под эгидой конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и межправительственных соглашений стран-продуцентов, стран-экспортеров и стран-потребителей того или иного товара.

Межправительственные соглашения, разработанные и действующие в рамках и под эгидой ЮНКТАД, реализуются на основе Международных товарных соглашений и деятельности Международных исследовательских групп. Их целью является обеспечение многостороннего сотрудничества на межправительственном уровне по наиболее важным для международной торговли сырьевым товарам (зерновые, сахар, каучук, хлопок, цветные металлы, какао, кофе, маслосемена).

Международные товарные соглашения и Международные исследовательские группы играют роль международных форумов для обсуждения различных проблем, возникающих в мировой торговле конкретными товарами:

  • анализируются проблемы, связанные с международной торговлей, а также производством и потреблением конкретного товара;
  • изучается конъюнктура мирового рынка данного товара, осуществляется регулярное информирование участников о положении на рынке;
  • сбор и публикация статистических данных и подготовка экономических обзоров рынка;
  • организация многосторонних консультаций по проблемам торговли данным товаром;
  • выработка мер по расширению производства и укреплению экспортного потенциала в странах-производителях сырья; развитие соответствующей инфраструктуры; содействие расширению участия стран-производителей в переработке и распределении сырья; мер по улучшению охраны окружающей среды.

4.2. Механизм регулирования мировых товарных рынков. Международные товарные соглашения

Международные товарные соглашения — это многосторонние межправительственные договоры, направленные на стабилизацию цен на мировых товарных рынках путем установления определенных соотношений спросом и предложением с использованием конкретных механизмов регулирования.

Международные товарные соглашения начали заключаться и перезаключаться в 50-е годы и особенно интенсивно — в 60-70-е годы под эгидой и в рамках Конференции ООН по торговле и развитию, а также Комитета ЮНКТАД по сырьевым товарам. В рамках ООН решения о необходимости принятия мер по разработке товарных соглашений с целью регулирования и стабилизации мировых рынков сырьевых товаров принимались в Программе действий по установлению нового международного экономического порядка, а также на сессиях ЮНКТАД.

Международные товарные соглашения составляли важную часть Интегрированной программы для сырьевых товаров, которая была принята на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Целью этой программы было проведение широкого комплекса мероприятий по реорганизации и нормализации международной торговли сырьем, включая разработку новых Международных товарных стабилизационных соглашений по широкому кругу товаров, в которых бы участвовали все основные страны-продуценты и потребители на условиях взаимного уважения интересов всех государств.

В соответствии с положениями Интегрированной программы по сырью международными стабилизационными товарными соглашениями предполагалось охватить 18 видов сырьевых товаров, включая медь, бокситы, железную руду, марганец. Однако подготовительные совещания по меди, железной руде и марганцу, проводившиеся в конце 70-х годов в рамках ЮНКТАД, оказались безрезультатными, а по бокситам так и не состоялись.

Предполагалось, что Международные товарные соглашения будут включать следующий механизм реализации:

  • меры и процедуры по установлению лимитов колебаний цен;
  • экспортные квоты и многосторонние обязательства по закупкам и продажам сырьевых товаров;
  • нормы и процедуры установления развивающимися странами государственного контроля за деятельностью иностранных компаний;
  • меры по обеспечению устойчивого роста объема производства и экспорта сырьевых товаров, развивающихся стран, в том числе с помощью долгосрочных и среднесрочных двусторонних соглашений и контрактов по продаже и закупке сырьевых товаров;
  • стабилизационные запасы (когда их создание возможно и целесообразно) в качестве вспомогательного средства;
  • меры по диверсификации экономики и экспорта развивающихся стран.

Основными целями заключенных и действующих Международных товарных соглашений являются: смягчение резких колебаний цен; обеспечение рынков сбыта для соответствующих товаров участвующих стран-экспортеров по выгодным и справедливым ценам и поставок товаров странам-импортерам по справедливым ценам и на регулярной основе; обеспечение получения стабильной валютной выручки участвующими странами-экспортерами.

Цели Международных товарных соглашений и механизм их реализации во многом определяются видом соглашения. По целям и механизму реализации МТС делятся на три вида: стабилизационные, административные и по мерам развития.

Стабилизационные МТС имеют целью регулирование соотношения спроса и предложения на мировом рынке путем использования пределов колебаний цен, использования экспортных квот, создания стабилизационных запасов. К стабилизационным соглашениям первоначально относились соглашения по натуральному каучуку, кофе, какао и олову. В настоящее время в качестве стабилизационного действует лишь одно соглашение — по натуральному каучуку; в стадии ликвидации находится соглашение по какао.

Административные МТС предполагают согласование на многосторонней основе мер внутренней политики стран-производителей и потребителей с целью сбалансирования объемов производства и потребления. К административным относятся соглашения по пшенице, сахару, кофе, хлопку, никелю, свинцу, цинку. Число участвующих в таких соглашениях стран велико и они не предусматривают мер по регулированию мирового рынка.

Соглашения по мерам развития предполагают выработку мер по расширению производства и укреплению экспортного потенциала стран-производителей сырья. К соглашениям по мерам развития относятся: Международное соглашение по оливковому маслу, по тропической древесине, по джуту и джутовым изделиям.

Участниками международных товарных соглашений выступают правительства как стран-экспортеров, так и стран-импортеров (включая США, страны ЕС, Японию). Развитые страны участвуют в МТС с целью воспрепятствовать созданию картелей стран-производителей и гарантировать поставки важнейших видов сырья на свои внутренние рынки по стабильным ценам. По мнению большинства развитых стран-импортеров сырья, создание стабилизационных запасов является антирыночной мерой и не оправдывает затраты на их содержание. В связи с этим практически из всех заключенных в последние годы соглашений были исключены положения, предусматривающие вмешательство на рынке со стороны международной товарной организации. Многие развитые страны продолжают участие в МТС в основном в силу политических соображений, а также в целях поддержания стабильных торгово-экономических отношений со своими бывшими колониями как традиционными поставщиками сельскохозяйственного и промышленного сырья.

Повышение роли и значения Всемирной торговой организации побудило руководство Международных товарных организаций предпринять конкретные действия по установлению более тесного взаимодействия с ВТО. В свою очередь, ВТО заявила о своей готовности на постоянной основе сотрудничать с МТО с целью дальнейшего развития международной торговли.

Тем самым была признана важность той роли, которую играют в настоящее время многосторонние товарные соглашения в деле стабилизации рынков сырьевых товаров.

4.3. Классификация международных организаций по регулированию мировых товарных рынков

Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков включают:

  1. Международные товарные организации;
  2. Международные советы;
  3. Международные консультативные организации;
  4. Международные исследовательские группы.

Международныге товарныые организации были созданы на основе международных товарных соглашений с целью наблюдения за их реализацией. Они обладают правосубъектностью, имеют конкретные цели и организационную структуру. Направления деятельности Международных товарных организаций предполагают использование специально создаваемых механизмов в зависимости от вида соответствующего товарного соглашения.

В настоящее время в системе ООН действуют Международные организации по какао, по кофе, по натуральному каучуку, по сахару, по тропической древесине, по джуту. Организационная структура Международных товарных организаций, наделенных международной правосубъектностью, в принципе, однотипна. Она включает Международный совет, Исполнительный комитет и Исполнительного директора. Международный совет является высшим органом, состоящим из представителей всех участников Соглашения.

Международная организация по какао — МОКК
International Cocao Organisation — ICCO

Была создана в соответствии со Статьей 5 Международного соглашения по какао, заключенного в 1972 г. с целью наблюдения за его реализацией. Она была сохранена в рамках последующих соглашений. Членами МОКК являются 16 странэкспортеров и 21 страна-импортер (включая РФ), а также Евросоюз. Последнее Международное соглашение по какао не имеет механизмов прямого вмешательства на рынок (стабилизационный запас, система квот). Равновесие между спросом и предложением на рынке какао достигается посредством корректировки производства и стимулирования потребления.

Международная организация по кофе — МОК
International Coffee Organisation — ICO

Была создана в соответствии со Статьей 7 Международного соглашения по кофе, подписанного в 1962 г. с целью наблюдения за его реализацией. Она была сохранена в рамках последующих соглашений. Участниками МОК являются 54 государства — 18 стран-экспортеров и 36 импортеров.

Соглашение по кофе 1976 г. было основано на квотном механизме. Но первые четыре года квоты не вводились из-за высоких цен на кофе. Квотный механизм был введен с 1 октября 1980 г., и были установлены пределы колебания цены. Квотный механизм сохраняется и в настоящее время. Кроме того, существует Фонд содействия развитию потребления, финансируемый в обязательном порядке странами-экспортерами, участвующими в Соглашении, и в добровольном порядке странами-импортерами.

Международная организация по натуральному каучуку -МОНК
International Natural Rubber Organisation — INRO

Была создана в 1980 г. для наблюдения за реализацией Международного соглашения по натуральному каучуку, заключенного в 1979 г. Соглашение продливалось в 1987 и 1995 годах. Членами МОНК являются 4 страны-экспортера, на долю которых приходится 94% экспорта, и 18 стран-импортеров. Инструментом рыночной интервенции является стабилизационный запас натурального каучука в 550 тыс. тонн (400 тыс. т. обычного и 150 тыс. тонн чрезвычайного запаса).

Международная организация по сахару — МОС
International Sugar Organisation — ISO

Международное соглашение по сахару впервые было подписано в 1957 г. Конференция ООН по сахару разработала текст нового Международного соглашения по сахару, которое вступило в силу в 1954 г. сроком на 5 лет. В нем участвовало 23 страны (в том числе СССР). В 1959 г. вступило в силу новое соглашение, но фактически уже в 1961 г. прекратило свое действие. Очередное Международное соглашение по сахару было принято в 1968 г. Цель соглашения состояла в стабилизации цен путем экспортных квот. В 1973 г. Конференция ООН по сахару не смогла разработать текст нового соглашения. Новое соглашение было принято лишь в 1977 г. Но уже в 1983-1984 годах противоречия между экспортерами сахара не позволили разработать соглашение с регулирующим механизмом. Новые Международные соглашения по сахару действуют без экономических статей. В настоящее время в состав МОС входит 46 участников.

Международные советы в отличие от Международных товарных организаций не обладают правосубъектностью и не предусматривают специальных механизмов регулирования рынков. Они создавались в рамках международных товарных соглашений с целью оказания содействия их реализации путем регулирования отношений между участниками соглашений, предоставления им информации о состоянии и тенденциях развития мирового товарного рынка и принятия мер по регулированию мировых цен. В настоящее время действуют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну (ранее — по пшенице). Рабочими органами Международных советов являются пленарные сессии, Комитеты и Секретариат.

Международные консультативные организации создаются в виде комитетов, целью которых является оказание содействия развитию международной торговли соответствующим товаром путем предоставления участникам информации о состоянии конъюнктуры мировых товарных рынков, обсуждения проблем, связанных с развитием производства и международной торговли данным товаром, регулированием рыночных цен. К числу Международных консультативных организаций относятся: Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет ЮНКТАД по вольфраму.

Международные исследовательские группы по сырьевым товарам — это межправительственные многосторонние организации, как правило, действующие в рамках или под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию. Их целью является исследование актуальных проблем развития мировых товарных рынков и принятие по ним необходимых рекомендаций странам-участникам. К их числу относятся: Международная исследовательская группа по каучуку (27 стран-участниц), Международная исследовательская группа по свинцу и цинку (31 страна). Вне рамок ЮНКТАД в 1989 г. была создана Международная исследовательская группа по меди.

4.4. Межгосударственные организации стран-производителей и экспортеров сырья

Межправительственные организации стран-производителей и экспортеров сырья начали создаваться в 60-е годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны были стать противовесом существующей системе организации международной торговли сырьем, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья (Австралия — меди, бокситов, олова, Швеция — железной руды, Франция, Испания — вольфрама).

В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров нефти, меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 55% мирового экспорта промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и в экспорте по отдельным сырьевым товарам достигает 80-90%.

Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились:

  1. появление на мировом рынке значительного количества независимых поставщиков и усиление их позиций;
  2. концентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом количестве государств.

Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (организации стран-экспортеров нефти), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность нефти как базисного сырьевого товара; концентрация ее добычи в небольшом числе развивающихся стран; высокая степень зависимости развитых стран от импорта нефти. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашения об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное влияние на состояние мирового рынка нефти и установление цен на нее.

Государства-члены Организации арабских стран-экспортеров нефти добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки нефти и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в экономике стран-участниц.

Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на Международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами, уменьшения зависимости от ТНК, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными.

В то же время многие товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка.

Термины и понятия

Многосторонние товарные соглашения (МТС)
Стабилизационные МТС
Административные МТС
Соглашения по мерам развития
Международные товарные организации
Международные советы
Международные консультативные комитеты
Международные исследовательские группы
Международные товарные ассоциации

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы цели регулирования мировых товарных рынков?
  2. Назовите основные элементы регулирования мировых товарных рынков.
  3. Какие цели имеют Международные товарные организации?
  4. Какова эффективность деятельности международных товарных организаций?
  5. Что явилось экономическими предпосылками создания Международных товарных ассоциаций?
  6. В чем причины неудач многих международных ассоциаций?

Похожие работы