Публикации

Тема 3. Многосторонние торгово-экономические организации

В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом участников. Основную роль в регулировании международных торговых отношений играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, важное место среди которых занимает Всемирная торговая организация (ВТО).

3.1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация — ВТО
World Trade Organization — WTO
L’Organization Mondial du Commerce — OMC

Адрес: Center William Rappard, 154 rue de Lausanne, CH-1211 Geneva, Switzerland; Тел.: (41 22) 739 5208 или 5308 Факс: (41 22) 739 5458 E-mail; publications@wto.org Вэб-сайт: http://www.wto.org.

Созданная в 1995 г. Всемирная торговая организация сменила Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. ГАТТ не имело формально статуса «специализированного учреждения», но более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ прошло восемь раундов многосторонних торговых переговоров: 1) 1947 г. (Женева, Швейцария); 2) 1949 г. (Аннеш, Франция); 3) 1951 г. (Торки, Великобритания); 4) 1956 г. (Женева); 5) 1960-1961 г. «Диллон-раунд» (Женева); б) 1964-1967 г. «Кеннеди-раунд» (Женева); 7) 1973-1979 г. «Токио-раунд»; 8) 1986-1993 г. «Уругвайский раунд».

Важнейшая особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, — это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических отношений. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком инкорпорирован в механизм созданной на его основе ВТО.

Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ГАТТ/ВТО), и также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Всемирная торговая организация представляет собой комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства. Первыми из республик бывшего СССР в ВТО вступили Латвия и Киргизия (1998 г.). 31 страна, среди которых Беларусь, Россия и Китай, ведут переговоры о вступлении в ВТО.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким образом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Деятельность ВТО основывается на следующих принципах.

Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия или льгота, предоставленные страной продукту из другой страны, были распространены на аналогичный продукт из всех других стран-участниц.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др.

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися сторонами. Этот принцип предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга.

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и «защитные оговорки». «Изъятия» означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» предполагает возможность установления ограничений на импорт в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группы стран соглашаются ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев.

Принцип специальных условий для развивающихся стран предусматривает обеспечение более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций, которая допускает специальный режим для наименее развитых стран.

Принцип исключения в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование торговли этими товарами путем установления развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.

Высшим органом ВТО является Конференция Министров, которая собирается один раз в два года. Первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая — в Женеве в мае 1998 г., третья — в декабре 2000 г. в Сиэтле (США).

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей стран-членов ВТО, созывающийся по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль за торговой политикой членов ВТО).

Генеральный совет делегирует свои полномочия трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему помогают ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

Совет по торговле услугами сосредоточивает внимание на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. В декабре 1997 г. в Женеве в рамках ВТО было подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.

Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.

Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на доле стран-членов ВТО в общем объеме международной торговли. Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.

Беларусь направила заявку на вступление в ВТО, однако, присоединение к ВТО — сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие Беларуси в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества Беларуси со странами мира.

3.2. Конференция ООН по торговле и развитию

Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД
United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD

Conference des Nations Unites sur Le Commerce et Le Development — CNUCED

Адрес: Palais des Nations, CH-1211 Geneva 10, Switzerland; Тел.: (41 22) 907 1234 или 917 1234 Факс: (41 22) 907 0057 Вэб-сайт: http://www.unicc.org./unctad

Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства-члена ООН. Ее членами являются 186 государств, включая Беларусь и 3 специализированных агентства системы ООН.

Цели ЮНКТАД:

  • содействовать развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров в области торговли;
  • согласование экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Круг функций ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы развития.

Высшим органом ЮНКТАД является конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которая проводится один раз в четыре года на уровне Министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

I сессия — в 1964 г. в Женеве; II — в 1968 г. в Дели (Индия); III — в 1972 г. в Сантьяго (Чили); IV — в 1976 г. в Найроби (Кения); V — в 1979 г. в Маниле (Филиппины); VI — в 1983 г. в Белграде (Югославия); VII — в 1987 г. в Женеве; VIII — в 1992 г. в Картахене (Колумбия); IX — в 1996 г. в Мидранде (ЮАР); X — в 2000 г. в Бангкоке (Таиланд).

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН.

Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее доклады о своей деятельности.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действия для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развитых стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии, которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товарами и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат ЮНКТАД составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы и девять отделов. Секретариат обслуживает также два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю систему регулирования международной торговли. В частности, под влиянием ЮНКТАД произошла существенная модернизация ГАТТ. В структуре соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и Всемирного банка, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым.

ЮНКТАД явилась инициатором введения Всеобщей системы преференций, представляющей важный элемент современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков, в разработку мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами.

ЮНКТАД содействует развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами. В рамках ЮНКАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле.

Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны Конвенция о транзитной торговле и Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

Конференция ведет аналитическую работу по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления: глобализация и развитие; инвестиции, развитие предприятий и технологий; международная торговля товарами и услугами; развитие инфраструктуры в сфере услуг. По данным направлениям публикуются печатные издания с анализом данных.

ЮНКТАД содействует координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли, готовит документы для Генеральной Ассамблеи, сотрудничает с Международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

3.3. Международный торговый центр ЮНКТАД / ВТО

Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО-МТЦ
International Trade Center UNCTAD/WTO-ITC
Center du Commerce International CNUCED/OMC-CCI

Адрес: Palais des Nations, CH-1211 Geneva 10, Switzerland; Тел.: (41 22) 730 0111

Факс: (41 22) 733 4439

Создан в 1964 г. по решению стран-членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГААТ) с целью оказания содействия развитию торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов. С 1968 г. ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 г. его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ.

В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства-члены ВТО и ЮНКТАД. Правовой статус МТЦ позволил объединить ресурсы, поступающие от обеих организаций, устранить параллелизм и дублирование в их деятельности в области содействия развитию внешней торговли развивающихся стран, дал возможность целенаправленно использовать фонды Программы развития ООН (ПрООН). На основании резолюции ЭКОСОС ООН от 12 августа 1973 г. МТЦ была придана функция центрального органа в системе ООН по оказанию технической помощи в развитии торговли, прежде всего экспорта, развивающихся стран. В 1984 г. МТЦ был предоставлен статус исполнительного агентства ПРООН.

Цели Международного торгового центра:

  • содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для стимулирования внешней торговли;
  • выявление экспортных рынков и оказание помощи в их освоении;
  • создание специализированных национальных служб содействия внешней торговле;
  • стимулирование развития торговли на многосторонней основе;
  • подготовка кадров и совершенствование техники внешнеторговых операций.

Эти цели реализуются в рамках основной программы МТЦ «Содействие торговле и развитию экспорта». Кроме того, МТЦ ведет работы по двум специальным программам «Техническое сотрудничество с национальными торговыми палатами».

Основные направления деятельности МТЦ были определены в резолюции ЭКОСОС 1973 г. Были сформированы шесть основных ключевых областей деятельности:

  • содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;
  • оказание услуг по технике осуществления торговых операций;
  • предоставление информации о международной торговле;
  • оказание содействия в подготовке кадров;
  • предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;
  • определение импортных потребностей и разработка программ содействия развитию внешней торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам. Проекты технического сотрудничества осуществляются по просьбе соответствующих правительств. Руководство проектами ведется из штаб-квартиры в Женеве с использованием МТЦ, которые работают в тесном контакте с местными экспертами и сотрудниками.

Услуги, предоставляемые МТЦ, включают также публикации о содействии развитию торговли, средствах стимулирования экспорта, международном маркетинге, технике проведения внешнеторговых операций, подготовке специалистов по внешней торговле.

Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа (ОКГ) по делам МТЦ, в состав которой входят представители всех государств-членов ЮНКТАД и ВТО.

В компетенцию ОКГ входит проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выработки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период между сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом. Секретариат, возглавляемый директором, отвечает за общее руководство деятельностью МТЦ. Он имеет штат сотрудников в главном офисе в Женеве, а также более 600 сотрудников, назначаемых на должности консультантов по реализации проектов в развивающихся странах.

Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет. За счет регулярного бюджета финансируется работа (административная и исследовательская) Секретариата. Внебюджетные средства образуются из добровольных взносов стран-доноров и взносов ПРООН. За счет средств ПРООН финансируется деятельность МТЦ по техническому сотрудничеству с развивающимися странами и со странами с переходной экономикой.

3.4. Международная торговая палата

Международная торговая палата — МТП International Chamber of Commerce — ICC Chambre de Commerce International — CCI

Адрес: 38, couzc Albert 1, F-75008, Paris France Тел: (33) (1) 49 53 28 28

Факс: (отдел коммуникаций): (33)(1) 49 53 29 24

Международная торговая палата (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 г. Она объединяет деловые круги всего мира и является крупнейшей международной организацией частного бизнеса. Цель МТП, согласно ее уставу, заключается в том, чтобы, действуя во всех областях международного бизнеса (промышленность, торговля, транспорт и финансы), способствовать расширению отношений между странами и установлению контактов.

Членами МТП могут быть национальные предпринимательские организации и объединения. В настоящее время членами МТП являются свыше 1,6 тыс. объединений предпринимателей: федерации промышленников, национальные торговые палаты, банковские и другие союзы, охватывающие малые и средние фирмы. Членами МТП также могут быть корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, связанные с международным бизнесом. В составе МТП находится более 6 тыс. промышленных и торговых компаний.

Основными направлениями деятельности МТП являются:

  • содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения развития торговли, инвестиций, свободного движения капиталов;
  • содействие принятию эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях развития международной торговли;
  • защита и регулирование предпринимательской деятельности;
  • обеспечение гармонизации торговой практики: 1) разработка рекомендаций по улучшению существующей международной деловой практики; 2) разработка типовых контрактов, международных коммерческих терминов «Инкомерс»; 3) борьба с экономической преступностью и коррупцией в международных коммерческих операциях;
  • представление в ООН и ее специализированные учреждения взглядов и мнений деловых кругов развитых и развивающихся стран.

Высшим руководящим органом МТП является Совет, который собирается, как правило, два раза в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группами. Каждый национальный комитет может назначить в Совет от одного до трех членов в зависимости от размера его общего взноса в бюджет МТП. Совет имеет право пригласить 10 прямых членов для участия в своей работе. Высшие руководители МТП являются членами Совета по должности.

Совет МТП избирает Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена. Исполнительный совет несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП и проводит не менее трех сессий в год. Генеральный секретарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета. Финансовый комитет, назначаемый Советом МТП, консультирует Исполнительный совет по финансовым вопросам, подготавливает бюджет, контролирует бюджетные расходы и доходы.

Международная штаб-квартира, возглавляемая Генеральным секретарем (находится в Париже), координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов (международного развития; коммуникаций; экономической политики и сотрудничества; международной торговой политики и технологий; администрации, финансов и персонала), Международного арбитражного суда, Международного бюро торговых палат, Института права и практики в сфере бизнеса, служб МТП по борьбе с экономической преступностью, Всемирного совета по вопросам окружающей среды, бюро МТП по связи с ООН в Нью-Йорке и Женеве, бюро советника МТП по вопросам Европейского Союза.

Политика МТП и практические рекомендации разрабатываются специализированными рабочими органами (комиссиями и рабочими группами). Рабочие группы создаются на временной основе для разработки и реализации конкретных проектов.

Высшим органом МТП является Конгресс. Он проводится один раз в три года по приглашению национального комитета принимающей страны. В периоды между Конгрессами в целях обсуждения конкретных тем, имеющих важное значение для международного сообщества, деловых кругов, проводятся конференции (по приглашению национального комитета принимающей страны).

Во многих странах созданы национальные комитеты и группы, которые выражают экономические интересы своих государств. Их председатели являются лидерами национальных деловых кругов. Компании и организации, входящие в МТП, автоматически являются членами национальных комитетов. С 1993 г. ТПП РБ является членом Международной торговой палаты.

Термины и понятия

Многосторонние торгово-экономические организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле Торговый раунд
Всемирная торговая организация
Режим наибольшего благоприятствования
Национальный режим
Конференция ООН по торговле и развитию
Всеобщая система преференций
Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО
Международная торговая палата
Международный арбитражный суд

Вопросы для самопроверки

  1. Определите различия в деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной торговой организации (ВТО).
  2. Охарактеризуйте принципы деятельности Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
  3. Какое влияние оказала Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на международную торговлю?
  4. Каковы направления деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО (МТЦ)?
  5. Каковы условия вступления в Международную торговую палату (МТП)?

Похожие работы