Публикации

IV. Многообразие форм философского познания и их возможная типологизация

Необходимо заранее оговориться, что все типологии, классификации историко-философского процесса — а их предлагают философы, поскольку они сами выступают в роли историков философии «систематизирующего» типа — достаточно условны. Поэтому полезно иметь в виду то, что в настоящее время общепризнанно в качестве нормы, или принципа, историко-философского знания: ни одна классификация, с той или иной точки зрения, в том или ином измерении подытоживающая многомерный историко-философский процесс, не может считаться некоей «окончательной» истиной; при том, что некоторые типологии могут быть интересны и по-своему полезны, живой процесс развития философского знания заведомо не укладывается в жесткие рамки классификаций.

Между тем в истории философии предлагалось немало самых различных классификаций и типологий. Иногда их относили к отдельным периодам истории мысли, иногда к истории философии в целом. При этом типологизация велась, как правило, либо с точки зрения определенной проблемы, либо в свете специфических подходов к философии, признаваемых господствующими.

Так, Гегель в «Науке логики» выделяет в философии нового времени «три отношения мысли к объективности»: 1) «прежняя метафизика», которая рассматривала мысли как основные определения вещей; 2) разделение мысли и основных определений вещей, кульминацией которого является кантовская критическая философия; 3) философия «непосредственного знания», снова пытающаяся связать мысли и определения вещей.

Послегегелевская философия в какой-то мере заимствовала гегелевский критерий (при котором отношение мысли к объективности, субъекта к объекту принимается за первооснову, пер-вопроблему), но придала более широкий размах историко-философским классификациям. Так, А.Тренделенбург8 предложил при систематизации истории философии в качестве основного вопроса философии учитывать способ решения проблемы отношения субъекта к объекту, и, соответственно, выделять материализм и идеализм как основные разновидности философского знания. Эта схема была заимствована Энгельсом и впоследствии перекочевала в учебники по диамату в качестве главной, доминирующей.

В.Дильтей модифицировал схему Тренделенбурга, выделив три главных разновидности философских учений: натурализм (Демокрит, Гоббс, Гольбах, все сенсуалистические теории познания, релятивизм и скептицизм, материализм как метафизика), идеализм свободы (Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Якоби, Шиллер, Вольтер, Руссо, Бергсон, ряд христианских философов) и объективный идеализм (элеаты, Гераклит, Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр).

К числу наиболее детальных историко-философских классификаций относится та, что была предложена Эд. фон Гарманом (автором «Философии бессознательного»). Он дает классификацию философских учений прошлого с точки зрения ряда проблем, которые считаются для философии одинаково важными:

I. Мир и его познание

а) в формальном отношении:догматизм-скептицизм-критицизм;

б) в методологическом отношении:

априоризм, консерватизм-эмпирический позитивизм-индукционизм;

в) теоретико-познавательный подход в узком смысле:наивный реализм-субъективный идеализм-трансцендентальный реализм.

II. Абсолют и мир

а) спиритуализм-материализм-философия бессознательного;

б) супранатуралистическая теология-антитеологический ме-ханицизм-логический пандетерминизм;

в) по вопросу о сущности абсолюта:панлогизм-пантелеологизм-панпневматизм.

III. Абсолют и человек

а) абстрактный монизм-плюрализм-конкретный монизм;

б) абсолютный иллюзионизм-индивидуалистическая мона-дология-объективно-реалистический феноменализм;

в) различимость между Благом и человеком — сущностноеразличие и чуждость Бога и человека — существенные экзистен-циальные различия.

IV. Человек и мир

а) в аксиологическом смысле:

квиетический пессимизм-оптимизм-пессимистический эволюционизм;

б) в мотивационном отношении:

фатализм-индетерминизм-психологический детерминизм;

в) в этическом отношении:

практический индефферентизм-индивидуально-эвдемонистичес-кая псевдомораль-нравственная автономия9.

Своеобразную и интересную историко-философскую типологию предложил К.Ясперс в книге «Великие философы». С его точки зрения, историко-философские классификации надо строить не вокруг отдельных проблем и методов, а принимать в расчет тесно связанные с личностью, с самой жизнью особенности философствования. Ясперс прежде всего выделяет группу мыслителей, оказавших на человечество наиболее массовое и глубокое влияние, — это Сократ, Будда, Конфуций, Иисус. Их мысль тесно связана с их жизненным деянием. Можно задать вопрос: а были ли они философами в истинном смысле слова? Не это важно, считает Ясперс. А важно то, что без этих мыслителей философия уже непредставима.

Вторая группа — именно «великие философы», в свою очередь, разделяемые на четыре подгруппы: а) мыслители типа Платона, Августина, Канта, чье влияние — в силе их идей и произведений; б) метафизики — Парменид, Гераклит, Плотин, Спиноза; «конструктивные головы»- Гоббс, Лейбниц, Фихте; в) -создатели философских систем — Аристотель, Фома Аквинский, Гегель; г) «отрицатели», «радикальные изобретатели» — Декарт, Юм, Паскаль, Кьеркегор, Ницше.

К третьей группе мыслителей-философов Ясперс относит тех, чьи размышления обращены к жизненной практике, к поведению людей, к поэзии. Это греческие трагики, Данте, Шекспир, Гёте, Гёльдерлин, Достоевский и др.

Из историко-философских типологий последнего времени представляет немалый интерес классификация, предложенная немецким философом Витторио Хёсле. Он исходит из того, что в историческом развитии философии существуют эпохальные циклы развития, и в рамках каждого из них целесообразно прослеживать такие фазы: тезис — [переходная фаза между тезисом и антитезисом] — антитезис — синтез.

В истории античной философии, например, можно выделить «отрезок», начинающийся с философии Аристотеля:

тезис: Аристотель — переходная фаза: стоя — антитезис: скептицизм-пирронизм — синтез: Антиох

В средневековой философии — отрезок, начинающийся с Фомы Аквинского:

тезис: Фома Аквинский — антитезис: номинализм, мистика — синтез: Николай Кузанский

В философии нового времени — отрезок, начинающийся с Декарта:

тезис: Метафизика (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — переходная фаза: эмпиризм (Гассенди, Гоббс) — антитезис: субъективный идеализм, скептицизм, Просвещение — переход: критическая, трансценденталистская философия — синтез: абсолютный идеализм

Создателей различных типологий и классификаций нередко упрекают в том, что их схемы весьма условны, что они не охватывают философию во всем богатстве ее проявлений. И эти упреки справедливы — при том условии, что авторы типологий придают им абсолютное и объективное значение. Однако почти каждая из этих схем по-своему полезна, если, конечно, не абсолютизировать их и не придавать им роль методологических средств, якобы исчерпывающим образом объясняющих все многообразие историко-философских феноменов.

В заключение этого раздела, по необходимости оставляя за кадром ряд интереснейших проблемных аспектов темы, остановимся на вопросе, который в наши дни особенно оживленно дискутируется в историко-философских сочинениях и на симпозиумах, форумах историков философии.

Похожие работы