Публикации

III. О роли истории философии в развитии культуры

С тех пор, как на заре человеческой цивилизации возникла философия — причем возникла на фундаменте появившихся ранее ее областей культуры (мифологии и религии, обыденного сознания, например, в виде нравов, традиций, устоев жизни того или иного народа, литературы, искусства), — начинается ее взаимодействие с этими областями и ее влияние на формирование (относительно) новых сфер духовной культуры (наука, право, мораль).

Вопрос о том, почему и как именно история философии включалась в процесс рождения, становления, обновления человеческой культуры, весьма широк и объемен, и он не может быть рассмотрен здесь во всей его полноте. Воскресим в памяти лишь некоторые важные исторические моменты: роль античной философии, в частности платонизма, в формировании христианства; значение антитезы «Платон — Аристотель» для формирования культуры эпохи Возрождения; противостояние картезианства и лейбницианства и его значение для науки и культуры нового времени; Кант и развитие науки, права, морали, религии, литературы нового времени и современности; экзистенциально-пер-соналистский поворот в философии Кьеркегора, Ницше, Яспер-са, Хайдеггера и культура современности.

Специфическая роль истории философии в культуре обусловлена, во-первых, неизменной притягательностью великих идей, сочинений выдающихся мыслителей, «навечно» поставленных ими проблем; во-вторых, внутренней полемичностью, диалогичнос-тью, полифоничностью историко-философского процесса, которые отвечают сокровенной диалектике человеческого духа; в-третьих, всеобщностью как постоянной стихией философствования, а вследствие этого, в-четвертых, не увядающей актуальностью философских учений прошлого для освоения и корректировки общечеловеческих ценностей, ценностей свободы и гуманизма.

При анализе философских учений какого-либо периода и какой-либо страны весьма существенно иметь в виду целостный контекст развития культуры — притом взятой и в широком смысле (в качестве культуры труда, быта, человеческих отношений) и в узком смысле (в виде специализированных областей жизнедеятельности людей — религии, искусства, науки, правового и нравственного нормотворчества и т.д.). Это особенно важно для таких стран, как Россия или Франция, где особенностью философии всегда была тесная связь ее с литературой, искусством или для таких периодов, как эпоха Возрождения, когда философствование скорее было составной частью художественно-литературного творчества, чем (относительно) самостоятельной специализированной областью духовного творчества, что было характерно для неё в XVII-XIX веках. Но и тогда связь философии и культуры не была утрачена, а воплотилась в новых, опосредованных формах взаимовлияния и взаимодействия. И хотя высокоспециализированная философия немецкой классики кажется примером воспарения к «горным вершинам» чисто философской абстракции, порыв философии был вполне понятен и важен для европейской, в частности, немецкой культуры: немецкую классическую философию нельзя уяснить и истолковать, не принимая в расчет культуру европейского, в частности, немецкого Просвещения, не вспоминая, стало быть, о Шиллере, Лессинге, Гёте, романтиках, о многих других ярких феноменах культуры.

Россия конца XIX-XX веков дает блистательный пример расцвета высокопрофессиональной философии, тесно связанной с мировым философским процессом и в то же время весьма своеобразной, оригинальной — философии, неотделимой от отечественной и мировой культуры. Выдающиеся философы этого времени — В.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Шестов, С.Булгаков, В.Розанов, Н.Федоров и многие другие — одновременно являются и блестящими литераторами, создателями особого жанра философической прозы и поэзии, вошедшей в золотой фонд российской культуры.

Конкретные механизмы взаимодействия философии и культуры многообразны, однако есть и более общие пути, способы взаимодействия и взаимовлияния. К ним, в частности, можно отнести следующие линии и процессы развития:

а) Широкое выражение через культуру ориентиров, ценно-стей человеческой цивилизации и всеобщее воплощение их вфилософии. «В этом развитии всеобщности мышления состоит абсолютная ценность культуры» (Гегель. Философия права. Параграф 20).

б) Обновление ценностей через культуру, сопровождаемое,а в известном смысле, и венчаемое переоценкой ценностей вфилософии (например, превращение свободы в гуманистическуюценность в новое время и движение философии к всеобщему обо-снованию свободы как центральной философской категории).

в) Воплощенный в культуре, нравах, традициях «дух наро-да» философия, явленная в ее выдающихся образцах, подверга-ет объективному критическому осмыслению и благодаря емузатем воздействует на культуру. При этом должны приниматьсяв расчет не отдельные, угодные кому-то взгляды, высказыва-ния, а самый широкий спектр сталкивающихся друг с другом иконструктивно взаимодействующих идей и концепций.

г) В диалоге идей и ценностей одной культуры или разныхкультур философии обычно принадлежит уникальная роль: вы-дающиеся философские учения способствуют прояснению пред-метов спора-диалога, кристаллизации позиций, осмыслениюосновных понятий, сопоставлению нового и старого, традицийи новаторства и т.д.

Разумеется, каждую из этих обобщенно взятых линий взаимодействия можно конкретизировать; можно наметить и подвергнуть анализу другие механизмы связи философии и культуры.

Похожие работы