Публикации

2. Европа от начала ХIV до конца XVIII

Авторы второго тома — медиевисты и специалисты по новой истории. Второй том состоит из четырех книг, разделенных в свою очередь на главы.

Первая книга — «Испытание» (1328-1453) — написана Филиппом Контамином, профессором Парижского университета (за исключением второй главы, автор которой — Франсис Рапп, профессор Страсбургского университета).

К 1300 г., пишет Филипп Контамин, средневековая Европа’ достигла своего апогея: численность населения превысила все ранее известные уровни, имели место относительная политическая стабильность, все еще высокий престиж папства, высокий уровень интеллектуальной жизни (литература, искусство), а также стремление к экономической и религиозной экспансии. Причем автор подчеркивает, что речь идет только о Западной Европе «латинского христианства». В его обзор не входит не только Восточная Европа, но и территории, «занятые сарацинами».

B начале XIV в. Европа вступает в тяжелейший по своей глубине и длительности кризис. Значительно сократилось городское население. Сокращаются посевные площади, деревни опустошаются, выплата ренты сеньорам снижается. Все это означает, считает автор, что земля теряет свою ценность. Кризис сельского хозяйства был настолько сильным, что только во второй половине XVIII в. уровень сельскохозяйственной продукции достиг уровня первых годов XIV в. Кризис охватывает и торговлю.

Причины охвативших Европу бедствий современники видели в войнах, в эпидемиях чумы и вследствие этого, в высокой степени смертности, в климатических катаклизмах. Автор склонен, за недостатком точных сведений о климатических изменениях, обратиться к первым из перечисленных причин. 0н упоминает также о недостаточном запасе золота и серебра, что вызывало кризис обменных операций.

Кризис сеньориального режима охватывает как деревню, так и город. В конечном итоге автор видит истоки депрессии, охватившей Европу в конце средних веков, о снижении численности населения ввиду высокой смертности.

Глава, затрагивающая вопросы история церкви, интеллектуальной и моральной жизни средневекового общества, написана Франсисом Раппом. Огромное влияние на общественное сознание оказали эпидемии чумы, последствия которых ощущались до конца XIV в. Тема смерти стала господствующей. В это время особенно большое распространение получило учение о Чистилище. Одновременно усилилась критика церкви (Уйклиф, лолларды, Ян Гус). Критике подвергалось и светское государство -зарождается идея эгалитаризма. Под влиянием нищенствующих монахов она получила религиозную окраску (т. II, с.39). До начала ХУ в. церковь испытывает большие трудности, она охвачена кризисом. Папский двор переехал из Рима в Авиньон. Церковь раздирают политические споры и даже военные столкновения. Отношения с Востоком, с мусульманами и с православной церковью были трудными. На Западе из мусульманских государств осталась одна Гренада. Зато на Востоке мусульмане (турки) все больше теснили христиан. Церковь делает первые шаги к диалогу с мусульманами, но они, так же как и первые попытки миссионерства в восточных странах, безуспешны. Попытки подчинить восточно-православную церковь также не дали результатов.

В XIV в. размах еретических движений уменьшается. Критика церкви продолжается, однако, со стороны Джона Уиклифа, Яна Гуса и его последователей. Участие в движении гуситов различных социальных сил привело к подавлению наиболее радикальных из них — таборитов — при помощи умеренных, предъявлявших лишь религиозные требования.

В университетах (их открылось много после 1300 г.) ведутся споры по вопросам религиозных доктрин, главным образом о соотношении разума и веры в познании бога и мира. Среди богословов автор называет Дунса Скотта, Оккама, Жана Жерсона.

Несмотря на недостатки церковной организации, утверждает автор, происходит «усиление религиозного чувства» (т.II, с.69). Повышается уровень религиозного образования.

Автор глав «Экономические и социальные изменения» и «Государства, нации» власти« — Филипп Контамин.

Напомнив вновь отрицательные явления конца средневековья (демографическая депрессия, упадок землевладельческой и ремесленной активности, кризис торговли и т.д.), автор вместе с тем считает, что эпоха эта характеризуется и некоторыми прогрессивными явлениями.

В деревне заброшенные земли превратились в болота, пустоши, заросли кустарников. Появилась профессия дровосека. Широкое распространение получило скотоводство, кочевое и горное. В Северной Европе место исчезнувших виноградников заняли посевы хмеля, льна, конопли. «Аграрные структуры» принимают различные формы в разных странах: в Англии — переход землевладельцев от прямой обработки земли к сдаче в аренду; во Франции — сохранение сеньориального режима и т.д.

В городах ремесленники составляли большинство населения. Они группируются в цеха и гильдии. Явления прогресса здесь также заметны: появляется пушечный порох, улучшается техника выплавки металла, внедряются новые изобретения в текстильной промышленности. Прогресс становится особенно очевидным в конце ХУ в. Развитие ремесла и торговли вело к нарастанию имущественных различий. Богатые торговцы, менялы составили новый городской патрициат (Т. II. с.92).

Народные восстания этого периода чрезвычайно разнохарактерны. Крестьянские восстания вспыхивают во Франции, Каталонии, Германии, Англии, Чехии. В 1378-1382 гг. происходят массовые городские движения. Однако на большей части территории Европы городские восстания не были известны. Они получают распространение в экономически более развитых странах и городах. Все эти движения достигали иногда результатов, противоположных искомым: они вели к укреплению власти правящего класса.

Оптовая торговля, в противоположность земледелию и мелкому ремеслу, развивалась быстро; происходит некоторое улучшение путей сообщения, морских портов. Возникают торговые общества, компании. Венеция и Ганзейский союз -наиболее яркие примеры цветущего состояния торговых городов конца средневековья.

Политическая жизнь весьма разнообразна. Но автор считает возможным найти общие черты в устремлениях, в средствах управления, наконец, в общественном слое" стоящем у власти.

Длительный конфликт Франции и Англии позволил последней выдвинуться в первые ряды среди европейских государств. Во Франции Столетняя война привела к укреплению монархии.

Иберийский полуостров не был единым целым ни с точки зрения экономической, ни с точки зрения политической, ни по составу населения. Италия была лишь понятием географическим. В Центральной Европе основной политической структурой оставалась Священная Римская империя. В Скандинавских государствах большую роль играл немецкий элемент. На Востоке было три большие державы: Польша, Венгрия, Богемия.

После XIV в. на карте Западной Европы произошло мало изменений. Несмотря на отдельные перегруппировки, установилось некоторое равновесие между европейскими державами. Под ним скрывались, однако, многочисленные мелкие конфликты. Необходимость в вооружении, военное соперничество требовали больших издержек, что вело к повышению общественных расходов. Помимо установленных традиционных поборов с населения появляются всевозможные новые.

Новым фактором в XIV и ХУ вв. было появление государственных ассамблей, которые имели характер институциональный и представительный. Однако влияние этих ансамблей было различным в разных странах. Они играли свою роль в ограничении власти монархов.

Книга вторая — «Ренессанс» (1453-1492) — также написана совместно Филиппом Контамином и Фрэнсисом Раппом. Ф.Ковташн — автор главы об экономике Ренессанса.

В период между 1450 и 1480 гг. европейская экономика начала выходить из летаргии, началось ее развитие (т. II, с.129). В сельских местностях главным было восстановление опустевших и заброшенных земель. Однако численность населения пока увеличивалась мало — в городах она, подчас, даже падала (например, в Барселоне, Гамбурге). В целом численность населения не достигла уровня конца XIV в. Оживление торговли происходит главным образом на севере — главной торговой осью становится средняя полоса Европы — от Кракова до Женевы и Лиона. Причина этого кроется в первую очередь в развитии горнорудной промышленности и, в меньшей степени, соляной — рядом с месторождениями возникали города.

Перенос торговых морских путей с Средиземного моря на Атлантику привел к упадку городов Италии (однако это произошло не так рано, как принято считать). Три изобретения — книгопечатание, пушечный порох и компас — получили широкое распространение и «изменили лицо земли» (Т. II. с. 140).

Главы вторая («Гуманизм и Ренессанс») и третья («От Магомета Завоевателя до Христофора Колумба») написаны Франсисом Раппом.

Свой обзор итальянского Ренессанса автор начинает с Франческо Петрарки, излагая подробно его биографию. Среди гуманистов он называет также Марсилио Фичино (он питался соединять неоплатонизм с христианством), Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи. Гуманизм, распространившийся во всей Европе, выдвинул вперед людей, обладающих энергией и энциклопедическими знаниями. Его представителями были Николай Кузанский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен и многие другие. Гуманизм получил распространение также в живописи, в скульптуре, в архитектуре.

В XIV в. первостепенная угроза христианскому миру исходила от турок. Они захватили Византию, Константинополь превратился в резиденцию султана. Сопротивление туркам было слабым. Крестьяне, жившие под крепостным гнетом, не хотели, защищать земли своих господ. Идея крестового похода против турок не получила поддержки на Западе.

В то время как на Востоке христианский мир терпел поражения, на Западе, напротив, наблюдалась экспансия, связанная с началом великих географических открытий. Материальные мотивы походов сочетались с идеологическими, связанными с распространением христианства на новооткрытых землях. Улучшались судостроение, мореходная техника. Автор называет имена Диаса, Васко де Гама, Колумба.

Ф.Контамин написал главу «Государства Ренессанса».

Со второй половины ХУ в. делаются попытки укрепить центральную власть. Государство начинает уделять больше внимания экономике, сельскому хозяйству, горным промыслам, морской торговле.

В Европе этого времени существует две модели власти: тираническая (образец -Сфорца в Италии) и либеральная (образец — Людовик XI во Франции). На Востоке Европы существуют близкие по развитию государства — Венгрия, Богемия, Польша, где сильны позиции знати. Англия, Франция, Габсбургская империя — государства более централизованные. Главной проблемой считается проблема взаимоотношений «монарха и аристократии.

Глава пятая — «От реформы к Реформации». Ее автор — Франсис Рапп.

После кризиса ХШ в. мощь папства значительно уменьшилась. Расходы папского государства все возрастали: они компенсировались различными поборами, продажей индульгенций. Политическая деятельность Св.Престола противоречила духу христианства. Вторая половина ХУ в. — время относительного спокойствия для церкви. Однако ее успехи достигались ценой уступок светским властям — конкордаты были заключены с правительствами Англии, Габсбургской империи. В целом, утверждает автор, религиозность масс накануне Реформации сохранялась на прежнем уровне.

Книга третья посвящена истории Европы с 1492 до 1661 г. Она написана Жаном Беранже, профессором новой истории в университете Ренна, и состоит из 9 глав.

1492 г. — важный рубеж в истории Европы: плавание Христофора Колумба повлекло за собой серьезные последствия. Пиренейский полуостров после окончательного вытеснения мавров сделался интегральной частью Европы. Великие открытия сопровождались также экспансией населения. Создание первых колониальных империй, по убеждению автора, было вызвано глубокой необходимостью. Одним из главных последствий был наплыв драгоценных металлов, которые играли огромную роль в экономике Нового Света и в его отношениях со Старым Светом. Из Индии, кроме того, вывозили ценные породы дерева, пряности, кожу. Колонии, однако, нуждались в продовольствии и ремесленных изделиях. Все это вызывало быстрый рост цен, инфляцию. Особенно пострадали от повышения цен два социальных слоя: наемные рабочие и феодалы. Предприниматели — капиталисты -наживались и на дороговизне и на падении реальной заработной платы. Наплыв ценных металлов, хотя не был единственной причиной, все же значительно ускорил экономический подъем Габсбургской империи. Рост цен в XVI в. автор объясняет отчасти ростом сельскохозяйственной продукции. Наблюдается подъем сельского хозяйства и прирост населения, причина которого в сокращении смертности и увеличении рождаемости — двух сторонах общей хозяйственной реконструкции.

Обращаясь к протестантской реформе, автор пишет, что «95 тезисов» Мартина Лютера, которые должны были затронуть лишь узкий круг специалистов, потрясли всю Европу. «Идея оправдания верой» соответствовала потребностям миллионов душ. Против схоластов, наводнявших университеты выступали также гуманисты, среди которых особо выделяется Эразм Роттердамский. Большая заслуга реформаторов в том, что они осуществили перевод священных текстов на местные языки. Это было началом развития национальных языков. Кроме того, это связано с подъемом национализма (автор возражает историкам-марксистам и либералам, которые видят, утверждает он, зарождение национализма лишь в XIX в.). «Гуманизм, пишет автор, открыл путь развитию национальных культур. Мятеж Лютера проложил дорогу другим неортодоксальным движениям. Поразительно быстрое распространение получил кальвинизм. Наряду с ним зарождаются англиканство, анабаптизм, унитарианство. «Вынося на суд широкой общественности дискуссии по теологическим вопросам, Мартин Лютер открыл ящик Пандоры и дал в руки толпы недовольных средство проявить свою враждебность к установленным властям. Он допустил, в частности, умножение национальных церквей, укрепление власти мелких немецких князей и окончательно разбил духовное, моральное и политическое единство западного христианства» (т. II, с. 252).

Недостаток хлеба в Южной Европе вызвал развитие в земледельческих районах товарного хозяйства, капиталистического земледелия. Оно лежит в основе больших социальных изменений и того феномена, который Энгельс называл «вторым закрепощением» (т. II, с.254). Непосредственным последствием ухудшения положения крестьян были массовые народные восстания. Хотя они были жестоко подавлены, часть требований крестьян была удовлетворена. В то же время восстания крестьян и городской бедноты показали их слабость перед лицом правящих классов.

Зарождение национализма, как это ни парадоксально, происходит в эпоху, когда были сделаны последние попытки сохранить единство христианского мира. Речь идет об империи Карла V. Война против неверных и против еретиков была идеалом христианства. Ради успехов этой борьбы Карл У стремился стать во главе христианского мира. Однако 40 лет бесполезной войны между Францией и Габсбургской империей рассеяли последние иллюзии европейского единства. Бесспорный успех Карла V автор видит в основании Австрийской монархии.

В XVI в. на новом уровне продолжается борьба с мусульманами. Оттоманская империя переживает в это время период подъема. Папе Пию V удалось сплотить против турок флоты ряда христианских государств. В сражении при Лопанто (1571) турки потерпели поражение. Христианство устояло благодаря объединению сил. Последнее, делает вывод автор, продемонстрировало также, что всемирная монархия — это иллюзия. В случае возникающей опасности достаточно, добровольного объединения (т.II, с.297).

Похожие работы