Публикации

1. Европа от истоков до начала XIV в.

  1. Histoire generale de I’Europe (Dir. par. Livet G. et Mousnier R. -P.: Presses univ. de France, 1980.)
  2. L’Europe des origines au debut du XlVe siecle / Par: Grimal P., Milotte J. — P., Pacaut M., Raynal R. 557 p.
  3. L’Europe du debut du XlVe a la fin du XVIII B. siecle / Par.: Berenger J., Contamine Ph., Durand Y., Rapp P. 598 p. Bibliogr.: p.579-584.
  4. L’Europe de 1789 a, nos jours / Par Dreyfus F.-G., Marx R., Poidevin R. 576 p. Biblioor.: p.553-562.

Всеобщая история Европы в 3-х томах написана авторским коллективом, состоящим из 13 ученых различных исторических специальностей, профессоров ряда французских университетов. По словам редакторов издания, его общая идея -исследовать ход истории Европы в целом (а не сумму отдельных историй европейских государств) и исторические изменения самого понятия «Европа» на протяжении различных эпох. Издавна, пишут они, ведутся поиски цивилизации, которая заслуживала бы обозначения «европейской» и интегрировала бы в себе отдельные местные цивилизации.

Авторы рассматривают свой труд как вклад в общее дело европейского единства. Лишь осознание прошлого устраняет препятствия к построению будущего.

1. Европа от истоков до начала XIV в.

Первый том делится на введение и 3 книги и охватывает период от начала человеческой истории до начала XIV в. Как введение, так и книги подразделяются на главы.

Во введении, написанном Рене Рейналем, географом, профессором Страсбургского университета, речь идет о физико-географических условиях Европы. Автор против переоценки значения географического фактора в истории, который, по его мнению, играет сравнительно скромную роль. Рейналь подробно рассматривает исторические изменения климата, ход заселения Европы, направления («оси») расселения, его плотность, образование больших агломераций, «суперметрополий»: Лондон, Париж, Москва, а также Берлин и Вена.

Автор первой книги — археолог Жак-Пьер Милотт — освещает «предысторию Европы». Появление в Европе следов древнейших предков человека он относит к I млн. лет до н.э. Австралопитеки и питекантропы, придя из северной Африки, принесли с собой древнейшие виды каменных орудий — «абвиль», «клэтон», «ашель» и «тайак». Стоянки широко распространяются на освобожденной от оледенения земле. Около 35 тыс. лет до н.э. человек расселяется по всей Европе, по разным направлениям, доходя до Сибири и до Британии, еще не отделенной тогда от континента. Со сменой климата заселяются равнины Сев. Германии, Дания, Южная Швеция.

Ввиду подвижности населения трудно различить типы техники. На востоке Европы техника граветт держится долго, на западе (Франция) техника ориньяк сменяется солютре, затем медленном. Прогресс техники отражается на разнообразии построек (в качестве примера приводится стоянка Костенки в СССР) и ведет к более развитому общественному строю: орды сменяются кланами, более пригодными для охоты на крупного зверя.

В конце ледниковой эпохи вновь меняется климат. Поднимается уровень океана, Британия отделяется от материка, образуется Балтийское море. Расселение в этот период захватывает Скандинавию, Шотландию, Ирландию. Помимо охоты развивается рыболовство, сбор диких плодов.

Эпоха неолита (7500 лет до н.э.) характеризуется крупными хозяйственными переменами. Прогрессивное развитие земледелия и скотоводства стимулировало переход от простого «присваивающего хозяйства» к воспроизводству запасов. Одомашнивание животных произошло на пространстве от Средиземного до Каспийского морей, от Черного моря до Персидского залива. Самые ранние неолитические стоянки находятся в Азии (Ярмо в Иране, Иерихон в Иордании). Древнейшие неолитические цивилизации среднего Востока оказали влияние на соседние области Восточной Европы: неолитическая культура захватывает Балканский полуостров, Подунавье, Мальту, южную Италию, южную Францию, восточную Испанию, к IV тысячелетию она распространяется и на земле южной Украины, Влияние восточных культур шло через Западное Средиземноморье, через носителей культуры «Матера-Капри» с V по III -е тысячелетие, оно ощущалось и в Лангедоке, и в Провансе вплоть до Центральной Франции.

В III тысячелетии земледельческое хозяйство укрепилось во всей Европе. Постепенное высыхание Сахары привело к сдвигу населения в сторону Магриба и через Гибралтар в Испанию (альмерийская цивилизация), в Португалию и Каталонию. В это время развивается особая культура с групповыми погребениями в мегалитических могилах. Общая карта распространения мегалитической культуры охватывает территории Испании, Португалии, Франции (кроме восточной и северной), запад Англии, Шотландию, Ирландию, северогерманские области, Данию и южную Швецию. До сих пор неясны причины ее распространения — были ли это завоевания, миграции или мирная диффузия через торговые сношения.

Около 2500 г. до н.э. неолитическая экономика достигла высшего развития. Ряд культивируемых растений создал излишки в съестных припасах, а поэтому часть населения могла заняться ремеслами, торговлей. Появились средства транспорта, города. «Неолитизация» проникала в Европу под влиянием Востока через Средиземное море и Дунай. Она повела к разложению сельской общины.

Со среднего Востока пришла обработка бронзы. Появление пахотного орудия -плуга — сделало земледельческий труд более производительным, вместе с тем сокращается скотоводство, ослабевает роль женского труда. Все эти проявления роста производительных сил сказываются на общественных формах и на появлении новых религиозных обрядов. Культура Европы, не теряя связи с культурами Азии и Африки, делается более самостоятельной. Карта бронзового века еще пестра, но к концу его уже складываются общности — зародыши исторических народов -германцев, кельтов, славян.

Начало эпохи железа в Европе относится к 750-450 гг. до н.э. (оно появляется здесь почти на I тыс. лет позже, чем на среднем Востоке). В погребениях этого периода обнаруживаются следы резкого социального расслоения. Около 500 г. в Европе начинается «2-й железный век». Это условное обозначение основано на возможности утверждать о существовании уже в это время исторических народов -кельтов, германцев, иберов и скифов.

Латенская цивилизация (кельтская) — основная для Европы этого периода. Наряду с ней существуют и другие центры культуры: иберы в Испании, скифы в степной зоне, на севере Европы — германцы. Границы между всеми этими народами не прослеживаются четко.

«Обзор культурного развития Европы с древнейших времен до римской эпохи показывает, что Европа не была местом зарождения крупных культурных открытий.. Но она проявила высокую способность к их усвоению и созданию однородной культуры. Это подготовило и облегчило римской империи ее задачу по объединению» (т.I, с.94).

Книга вторая — «Античность» — написана Пьером Грималем, филологом, профессором латинского языка и литературы в Сорбонне. Во 2-й пол. У в. до н.э., утверждает автор, — появляется понятие Европы, обособление ее как континента от Азии и Африки (у Геродота, у Гекатея). Но народы Азии и Европы перемешивались, и пока еще нет возможности провести границу между ними. Во 2-й пол. II-го тыс. до н.э. формируется эллинская цивилизация. Она связана традициями с критской культурой, которая в свою очередь является продолжением восточных цивилизаций. Эллинство как таковое складывалось в течение длительного времени и состояло из различных компонентов (дорийцы, ионийцы, эолийцы), различия между которыми не следует упрощать. Расцвет классического эллинизма совпадает с концом эпохи колонизации, которую эллинский мир осуществлял в течение VIII VI вв. до н.э. по отношению к Западной Европе. Хотя расцвет эллинизма обычно связывают с Афинами, однако автор показывает, что и в других городах Греции было много культурных достижений. Роль Афин и их слава заключается в том, что они сумели оказать блестящее и неожиданное сопротивление вторжению персов. Одержав победу, Афины создали Делосский Союз, став во главе его.

Одна из главных характерных черт классического эллинизма — принцип «разума», свойственного человеку. Полнее всего этот принцип выражен Аристотолем, но он свойственен также и греческой религии. В греческой философии — один из основных источников европейской мысли, морали, логики, научного мировоззрения. Крупнейший выразитель греческой философии — Аристотель.

До IV в. Греция состоит из многочисленных мелких политических единиц -полисов. Раздробленная таким образом Греция не могла оказать сопротивления македонскому завоеванию. Последнее, однако, не принесло с собой никакой ломки культуры. Более того, во время завоевания Азии Александр Македонский не нарушал местных традиций, но пытался создать смешанную цивилизацию. После его смерти его империя распалась в соответствии с прежними географическими и культурными общностями.

Начавшаяся после смерти Александра эпоха войн, смут и революций в городах и союзах городов была в то же время эпохой расцвета культуры, создания универсальных ценностей. Принято считать, пишет автор, что эллинистические системы философии (особенно эпикуреизм и стоицизм) возникли в связи с упадком общественно-политической жизни в городах, обедневших и сократившихся в размерах, где люди были отстранены от политической жизни. Философия будто бы замкнулась в себе. Автор считает, что философия не изолировала себя от общественной жизни, она показала лишь, что развитие человеческой личности не обязательно связано со стремлением к активной политической и общественной жизни.

В конце III в. до н.э. элементы греческой цивилизации распространились широко в Европе, в Азии и в Африке. Но сама Греция потеряла свою традиционную внутреннюю опору -полисы.

Италийский мир не был преемником греческого, но развивался параллельно с ним. Уже в VIII в. до н.э. на полуострове существовала развитая культура, где язык населения — этрусков — не был индоевропейским. Вопрос о происхождении этрусков — местная ли это цивилизация или возникшая под влиянием востока — пока не ясен. В Лациуме в то же время жили латины. В социальном строе латинов долгое время были сильны патриархальные традиции. Патриархальный режим послужил впоследствии основой «римскому праву». Однако своим внутренним единством латинское общество обязано более религии, чем своей социальной структуре.

Основание Рима легенда относит к 753 г. до н.э. Автор, однако, полагает, что на самом деле это событие произошло несколько позже — в начале VII в. Первоначальный, царский, период Рима длился два — два с половиной века. После административных реформ Сервия Туллия город превращается в государство. В самом городе жили ремесленники, а также люди, не принадлежащие к каким-либо кланам. Вне города селились главы кланов. Такова, по мнению автора, основа позднейшего деления населения на патрициев и плебеев.

Начало республиканского Рима (по легенде в 509 г. до н.э.) совпало с началом упадка могущества этрусков. После изгнания царей власть попала в руки патрициев.

Социальная и политическая структура республиканского Рима служила установлению и поддержанию внутреннего равновесия.

Как могла маленькая городская община, какой был Рим в это время, превратиться в великую державу? — такой вопрос, пишет автор, всегда интересовал историков. Первоначально войны велись Римом с целью заключить договор: побежденным врагам оставлялась свобода самоуправления при условии их верности Риму. Так создавалась Римская империя. Постепенно шла интеграция побежденных врагов и союзников в единое государство. Отношение Рима к побежденным было как бы отношением патрона к клиентам. В основе его лежало понятие «верности». Среди войн, которые вел Рим, особое место занимает вторая Пуническая война, в течение которой решались, по мнению автора, дальнейшие судьбы всей Европы. В ходе этой войны столкнулись две традиции, два типа политического мышления. Победа над Карфагеном — носителем восточных, семитских традиций — облегчила Риму дальнейшие завоевания.

Разумная сдержанность, по выражению автора, преобладала и во внутренней политике — власть удовлетворяла разумные требования плебеев. Однако с ростом империи старые социальные структуры не могли сохраняться. Появился новый слой (богачи-ростовщики), росла роскошь и т.д. Возрастала социальная неустойчивость. В Риме начались жестокие гражданские войны, приведшие к смене республики империей. Римская империя, считает автор, дала людям политический порядок, спокойствие, мирную жизнь. Большое место автор уделяет рассмотрению идеи императорской власти, которая, по его мнению, оказала значительное влияние на развитие мысли в Европе в средние века (идея обожествления императора и т.д.).

Похожие работы