Публикации

От автора

Мы живем в очень интересное, хотя и трудное время, время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен в России, странах СНГ и в других странах мира. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов и теорий общественного развития. Эти процессы вызывают недовольство среди многих слоев населения, хроническое недовольство переходит в состояние хронического раздражения. Против чего раздражение? — Против судьбы своей, против правительства, против общественных порядков, против других людей.

Так же, как в XVIII и начале нашего века, возникают вопросы: действительно ли цивилизация приносит пользу человеку? Действительно ли есть в истории первородный грех или это миф? Действительно ли все окружающее общество построено на лжи и несправедливости или общество гуманно? Действительно ли человек является рабом бытия. Бога, общества, государства, политики, нации, класса, самого себя или человек — свободная личность?

Эти проблемы решаются и теологией, и социологией, и частными науками. Ответы на поставленные вопросы дает и философия. Она решает эти проблемы с мировоззренческих и методологических позиций. Безусловно, характер ответов зависит от типа мировоззрения. Но во всех случаях философия должна учитывать, как решаются они точными науками и теологией, ибо философия занимает промежуточное положение между теологией и наукой. Б. Рассел отмечал по этому поводу: «Все точное знание принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия».

Все перечисленные выше вопросы являются как бы стратегическими и замыкаются они на смысле жизни человека. Смысл жизни связан с бытием.

Данное учебное пособие начинается с анализа бытия. Особое внимание уделено понятию бытия и учению о бытии, рассмотрены формы бытия. Значительное место занимают размышления о бытии, его месте в истории философии, в формировании личности человека, а также о связи понятий «бытие» и «материя», об атрибутах бытия, о возможности осознания бытия. Многие проблемы бытия ставятся таким образом, чтобы привлечь студентов к участию в их обсуждении.

В пособии подробно рассмотрены проблемы гносеологии, без которых невозможно уяснить смысл современного общественного развития, преобразований, происходящих во всем мире, невозможно понять саму жизнь. Жизнь — не наука и не философия; она протекает сама по себе, является живым организмом. Ни наука, ни философия, ни религия не господствуют над жизнью как нечто внешнее. Они черпают свое содержание из жизни, собирая, разлагая и обобщая явления жизни.

В пособии восстановлены утраченные за последние годы принципы диалектики процесса познания. Дан анализ основных методов познания. Отдельно выделен раздел «Философия человека», в котором раскрывается сущность человека, показывается соотношение понятии человек , «индивид», «личность». Это крайне необходимо в современных условиях, потому что человек не должен потерять свою личность, утратить свое «Я» в условиях усложнившихся общественных отношений. Он должен познать самого себя, сделать себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы.

В разделе «Философия истории» более объемно, чем в подобных учебниках, раскрыты методологические проблемы истории. История рассматривается как течение времени — эпохи, десятилетия, столетия, тысячелетия. Особое внимание уделяется противоречиям: «человек -история», «личность -общество».

При работе над учебным пособием автор обращался к произведениям виднейших философов мира и особенно русских философов: И. Арсеньева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, Л. Карсавина, В. Соловьева и др.; опирался на Библию, а также на учебники и учебные пособия, выпущенные в последние годы ((Философия: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов-на-Дону, 1995; Философия: Учебное пособие для студентов вузов. — Киев, 1994).

Данное учебное пособие является самостоятельным и вместе с тем представляет собой продолжение первой части «История философии».

Похожие работы