Публикации

4.4. Культура

Цивилизация создана человеком, чтобы освободиться от власти стихийных сил природы. Она находится между царством природы и царством свободы. Это промежуточное царство. Между царством природы и царством свободы и находится культура. Различие культуры и цивилизации стало популярным со времен Шпенглера. Французы предпочитают слово «цивилизация», понимая под этим культуру, немцы предпочитали слово «культура». Русские раньше употребляли слово «цивилизация», а с начала XIX в. отдали предпочтение слову «культура».

Славянофилы, К. Леонтьев, Ф. Достоевский и другие отлично понимали различие между культурой и цивилизацией. Шпенглер видел в культуре и цивилизации смену эпох. Об этом мы уже говорили. Понятие «цивилизация» возникает раньше понятия «культура». Цивилизация есть всякий социализированный процесс. Цивилизацией обычно обозначают более социально-коллективный процесс, культурой — более индивидуальный и идущий вглубь. Мы, например, говорим, что у этого человека есть высокая культура, но не можем сказать, что у этого человека есть очень высокая цивилизация. Мы употребляем выражение: мы цивилизованные люди. Цивилизация означает большую степень объективизации и социализации, культура более связана с личностью и духом. «Культура означает, — отмечал Н. Бердяев, — обработку материала актом духа, победу формы над содержанием. Она более связана с творческим актом человека». Хотя различие здесь относительное. Существуют гениальные творцы культуры. Но культурная среда, культурная традиция, культурная атмосфера так же основана на подражательности, как и цивилизация.

Впервые предметом философского изучения становится культура, как одна из центральных категорий в философии просвещения, которая занималась интерпретацией исторического процесса исторического познания.

Ныне имеется множество точек зрения на сущность культуры, место и роль культуры в жизнедеятельности общества, множество ее определений. Это свидетельствует о том, что она представляет собой сложный феномен.

Существует ряд достаточно разработанных подходов в исследовании культуры: аксиологический, семиотический, структуралистский, социологический, гуманитарный, деятельный и т. д.

Мы остановимся на деятельном подходе к культуре. Он в определенной степени опирается на другие подходы и выражает обобщенный взгляд на культуру.

Для выяснения специфики культуры как социального феномена необходимо прежде всего выявить то общее основание, на котором она возникает, а также способом бытия которого она сама является. Таким общим основанием является сущность человека. Взаимосвязь сущности человека и культуры заключается в том, что они выступают как соотношение сущности и действительности, т. е. культура представляет собой одну из интегративных форм проявления человеческой сущности, одну из форм человеческой действительности. Следовательно, в основании сущности человека и культуры лежит процесс опосредования удовлетворения жизненных потребностей человека сложной системой социальных потребностей и соответствующих им видов деятельности. Поэтому культуру следует рассматривать как определенную целостность, в которой находит свое проявление сущность человека как реальный процесс жизнедеятельности во всем его богатстве и многообразии. Она представляет собой социально-деятельный аспект человеческой действительности. Ее нельзя ограничить какой-либо одной стороной жизнедеятельности человека, нельзя свести к совокупности результатов человеческой деятельности, к самой деятельности. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, она предстает как процесс производства и воспроизводства человека со всем богатством его свойств, потребностей, во всей его целостности и универсальности, во всем богатстве его отношения к действительности. Следовательно, в культуре главным является не просто человеческая деятельность, а сам человек. Деятельность же выступает как способ и средство удовлетворения потребностей человека, результат и предпосылка его жизнедеятельности. Культура, таким образом, представляет собой процесс неуклонного созидания человеком себя как родового существа, созидание своей родовой сущности. Сущность человека является субстанциональной основой культуры.

Поэтому культура по своей сущности есть процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс производства и воспроизводства человека как общественного существа, как субъекта социальной деятельности.

Важным методологическим аспектом исследования культуры является, с одной стороны, выявление того общего основания, которое позволяет понять само ее возникновение, а с другой — раскрытие специфики культуры как социального феномена, ее сущности, содержания, внутренней структуры, логики развития. Такой подход позволяет показать качественную определенность культуры, раскрыть ее отличие от других социальных феноменов, определить ее место и роль в общественной жизни.

В отличие от животного, человек активно участвует в преобразовании природы для создания необходимых условий своего существования, формирует самого себя. И как бы прагматически он ни относился к окружающей действительности, стремясь удовлетворить свои жизненные потребности, в его деятельности проявляется глубинная тенденция, выражающая не только необходимость заботиться о непосредственном обеспечении своей жизнедеятельности, но и требование проявлять заботу о будущем, о перспективах как индивидуального бытия, так и всего человечества, а следовательно, проявлять заботу о сохранении и воспроизводстве окружающей его природной среды. Поэтому культура заключает в себе позитивно ценностный аспект человеческой жизнедеятельности, она выступает в качестве человекообразутощего содержания общественно-исторического процесса. В то же время культура — это мера человеческого в человеке, мера, показывающая, в какой степени человеческое воплотилось в человеке, в какой степени в нем реализуется человеческая сущность.

Хотя культура выступает как аспект человеческой действительности, аспект проявления, способ бытия человеческой сущности, она сама должна быть рассмотрена во взаимосвязи категорий сущности и действительности, т. е. должна быть рассмотрена взаимосвязь между сущностью культуры и конкретными формами ее бытия. Может показаться парадоксальным, что культура, выступающая в качестве действительности человеческой сущности, может претендовать на то, чтобы характеризоваться собственной сущностью. Однако здесь имеет место не парадокс, а реальная логика развития. Поэтому вполне естественно, что культура по отношению к сущности человека, как ее субстанциональной основе, выступает в качестве формы, способа ее бытия, способа проявления. В то же время, как особый феномен, она может быть рассмотрена с точки зрения взаимосвязи ее собственной сущности с конкретными формами ее бытия.

При раскрытии сущности культуры обращается внимание на наиболее общие ее особенности, на те ее характеристики, которые присущи ей независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях и конкретных формах она проявляется. И, как отмечалось, сущность культуры заключается в том, что она представляет собой систему способов, средств и результатов становления, функционирования, развития человеческой сущности, процесс становления, производства и воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности. Но сущность культуры, выраженная в логическом определении, не существует сама по себе. В этом определении зафиксирована та глубинная система связей, которая позволяет представить культуру в целостности как особый феномен. В своей же действительности культура приобретает конкретные формы и способы бытия, которые непрерывно изменяются в ходе исторического развития общества.

В этой связи важное значение приобретает вопрос о внутренней структуре самой культуры. В научно-исследовательской литературе данный вопрос не получил достаточной разработки. Существуют различные подходы к его решению. Но чаще всего внимание обращается на выяснение специфики локальных структур. Это важно, но этого мало.

Вопрос о структуре культуры необходимо решать, исходя из взаимосвязи культуры и сущности человека. В решении вопроса следует выделить два аспекта. Первый заключается в том, что, поскольку сущность человека выступает как субстанциональная основа культуры, то и ее структурные элементы (основные уровни, порядки человеческой сущности) выступают в качестве субстанциональной основы структурных элементов культуры. Иными словами, в структурных элементах культуры находят свое проявление и воплощение структурные элементы сущности человека. Второй аспект решения этого вопроса заключается в раскрытии взаимосвязи сущности культуры и ее действительности. Следовательно, вопрос о структуре культуры многоплановый. Тем не менее самым важным здесь является раскрытие взаимосвязи структуры культуры и структуры сущности человека.

В соответствии с уровнями (порядками) сущности человека можно выделить основные структурные элементы культуры. Первым ее структурным элементом (стороной) является культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения и воспроизводства. Среди жизненных потребностей человека следует выделить потребности самосохранения вида, рода.

Потребности обеспечения жизнедеятельности индивида — это прежде всего те потребности, без удовлетворения которых существование индивида невозможно (потребности есть, пить, дышать, приспосабливаться к температурным условиям и т. д.).

Потребности обеспечения жизнедеятельности вида и рода могут быть не обязательными для данного конкретного индивида. Однако они должны удовлетворяться в рамках вида и рода, так как без этого становится невозможным продолжение их жизни. Это касается особенно потребностей продолжения рода, потребностей размножения. Определенный отдельный индивид может не участвовать в данном процессе, однако вид без реализации этой потребности обойтись не может. Такая специфика необходимых жизненных потребностей характерна и для человека. Но с переходом от животного к человеку происходят существенные изменения как в специфике проявления потребностей, так и в способах их удовлетворения.

Окультуривание, очеловечение жизненных потребностей явилось важным звеном в процессе становления человеческой сущности. По мере становления человека функции некоторых потребностей значительно расширяются. Например, потребность продолжения рода выходит за рамки рождения ребенка. Более того, она часто отодвигается на задний план, уступая место получению физиологического, эстетического, нравственного удовольствия. И потребность как бы разделяется на собственно потребность в продолжении рода и сексуальную потребность. Конечно, это две стороны единого процесса общения полов, но каждая из них выполняет относительно самостоятельную функцию. Известно, что на определенных этапах истории вопросы продолжения рода неразрывно связывались сословным, имущественным, религиозным расслоением общества. И в основе брака оказывалось не взаимное влечение мужчины и женщины, не их добрая воля и желание, а установившиеся традиции, в которых воля родителей и сословия являлись определяющими. Половая любовь была как бы в подчиненном положении по отношению к этим социальным факторам. Естественно, что культура взаимоотношения полов в решении потребности продолжения рода была связана с уровнем развития культуры общества в целом. Важнейшей предпосылкой реализации этой потребности в единстве двух ее аспектов является создание обществом необходимых условий для утверждения свободы личности.

Культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельности человека: что и как человек ест, что и как пьет, во что одевается, каковы его жилищные условия и т. д. Этот уровень культуры характеризуется преемственностью в развитии жизненных потребностей и способов их удовлетворения как в плане исторической последовательности развития данной социальной общности, так и в плане взаимосвязей различных общностей, взаимовлиянии их друг на друга.

Значительную роль в развитии культуры потребностей и способов их удовлетворения имеет сознательное целенаправленное воспитательное воздействие, которое способствует в значительной степени сохранению преемственности и регулятивному воздействию на развитие данных потребностей. Эта сторона жизни общества особенно важна в той сфере, в какой возникают условия для появления патологических жизненных потребностей. Эти потребности, как правило, обеспечивают кратковременное удовлетворение. Однако со временем они могут превратиться в определяющие потребности человека. Речь идет о таких потребностях, как алкоголь, наркотики и др. Их разрушительная роль сказывается на жизнедеятельности не только индивида, но и общества в целом. Поэтому повышение культуры жизненных потребностей и способов их удовлетворения предполагает необходимость профилактики возможностей появления патологических потребностей, активной борьбы за избавление от них.

Этот уровень культуры выступает, с одной стороны, как результат процесса становления и развития человеческой сущности, а с другой — как предпосылка и условие осуществления и продолжения самой жизнедеятельности.

Вторым структурным элементом культуры (или вторым ее уровнем) является культура процесса производства, в котором изготовление орудий труда приобретает значение особой (социальной) потребности. Реализация такой потребности является условием создания с помощью трудовой деятельности средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, и создания всего комплекса условий для обеспечения жизнедеятельности. Этот уровень культуры находит свое проявление и воплощение в культуре изготовления орудий труда, культуре технологий, в культуре самой трудовой деятельности, в результатах производства. Поэтому в обобщенном виде этот уровень культуры предстает как система способов, средств и результатов производственной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности человека. С этим уровнем культуры, с осмыслением человеком его значения в жизни индивида и общества связана сама этимология слова «культура», которое означало возделывание, обработку предметов природы. Однако здесь культура не может быть ограничена только сферой овеществленного труда человека. Конечно, сюда входят и орудия труда, и созданные человеком предметы, ценности. Но главным компонентом все же является сам человек с его умственными способностями, с его познавательными и творческими возможностями, с его целеустремленностью. Поэтому весь процесс производства орудий труда, средств удовлетворения жизненных потребностей человека выступает как одна из сторон производства и воспроизводства самого человека. В этом процессе человек — главная производительная сила и потребитель результатов своего труда.

В историческом процессе развития культуры производства выделяются специфические исторические эпохи (палеолит, неолит, бронзовая и т. д.), характеризующиеся определенными типами орудий труда и материалов, из которых они изготовляются. По этим орудиям труда и характеру трудовой деятельности стало возможным восстановить облик человека эпох в его целостности.

Развитие культуры процесса производства нашло свое выражение в изменении места и положения человека в производительном процессе. Так, на ранних этапах становления общества индивид был непосредственно включен в производительный процесс, совершаемый общиной. Эта непосредственная включенность человека в процесс производства сохранялась еще долго и после перехода от первобытного общества к социально структурированному. Но в дальнейшем, по мере усовершенствования орудий труда и технологий человек становится рядом с производством, выполняя функции управления сложным комплексом машин. Внедрение в производство электроники, биотехнологий и других достижений науки и техники создают предпосылки, когда человек может стать над производством, осуществляя программирование и контроль за производительным процессом. А это предполагает высокий уровень развития индивида, его способностей и умений ориентироваться в сложнейших производительных процессах, принимать необходимые решения с осознанием ответственности.

Третьим структурным элементом культуры является культура общественных отношений. Общественные отношения — это сложная система, включающая в себя экономические отношения, отношения исторических общностей людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, бытовые, межличностные, отношение общества и личности. Общественные отношения возникли как социальные формы, в которых и посредством которых осуществляется процесс производства. Но, возникнув как результат опосредования удовлетворения жизненных потребностей человека процессом материального производства, они превращаются в фактор, детерминирующий не только возможности осуществления производительного процесса, но и самой жизнедеятельности человека. Из результата процесса общественного развития они превращаются в его предпосылку.

Все сферы общественных отношений взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. Тем не менее следует говорить о культуре экономических отношений, брачно-семейных и других сфер общественных отношений. Каждая из них оказывает активное влияние на жизнедеятельность индивида и общества. Например, неблагоприятные условия человека оказывают активное воздействие не только на производительность труда, его эффективность, но и на психологическое состояние человека, характер его отношения к себе, к другим людям, к обществу и даже к природе. Культура межличностных отношений также оказывает свое влияние на все стороны жизни людей. Отсутствие взаимопонимания между руководителем и трудовым коллективом может непосредственно сказываться и на результатах производственной деятельности коллектива, и на каждом отдельном человеке. Поэтому межличностные отношения в производственном коллективе, в семье, в непосредственном общении между людьми в быту, в дружбе, любви играют роль фактора, опосредующего жизнедеятельность человека в его поступательном развитии. Особенно важным является характер взаимоотношений между обществом и личностью. Оптимальным в этом плане является положение, когда личность поднимается до осознания общественного как личного, а общество рассматривает личное как общественное.

Таким образом, культура общественных отношений является сферой и показателем, характеризующими специфику производства и воспроизводства человека как социального субъекта, это система способов, средств и результатов становления и развития человеческой сущности.

Исключительно важным (четвертым) структурным элементом культуры является культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества, в духовном мире личности. Как отмечалось, сознание возникло как реализация потребностей человека в новом типе ориентации в условиях опосредования удовлетворения жизненных потребностей социальными условиями (производство и система общественных отношений). Способом существования сознания являются знания. Поэтому уже в первой характеристике культуры общественного сознания обращается внимание на содержание, количество и качество знаний. Знания, выступая как результат накопления и обобщения человеческого опыта, заключают в себе оценочное отношение человека к действительности, являются средством его ориентации в окружающем мире, руководством к действию.

Осознание человеком своего отношения к действительности осуществляется на эмпирическом и рациональном уровне, который включает в себя обыденное и теоретическое сознание. Эти уровни сознания приобретают не -посредственную значимость для человека только тогда, когда они проходят чувственно-эмоциональную оценку. На основе взаимосвязи уровней сознания и чувственно-эмоциональной оценки формируется общественная психология, представляющая собой систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического и рационального освоения человеком действительности. Осознание человеком своего отношения к миру и к себе через призму интересов находит свое выражение и воплощение в формах общественного сознания (научное, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание), а также в идеологии.

Таким образом, можно сказать, что культура осознания человеком своего отношения к действительности находит свое проявление и выражение в культуре знаний, культуре языка, мышления, общественно-психологических установок, культуре политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, философского сознания, в культуре идеологического осмысления человеком своего места в мире и отношения к нему. Интегрированным выражением культуры общественного сознания является осознание человеком целей и смысла жизни. Следовательно, духовная культура представляет собой систему способов средств и результатов становления и развития человека как социального существа, который, сознательно и целенаправленно преобразуя окружающий мир и самого себя, не только обеспечивает условия своего наличного существования, но и решает вопросы будущности человечества. В этом плане показателем культуры является то, какие цели по масштабу и глубине, по направленности ставит перед собой человек.

Важным структурным элементом (пятым) культуры является сфера свободы и творчества. Проблема свободы довольно широко исследована в научной и публицистической литературе. Однако она еще недостаточно исследована под углом зрения ее связи с проблемой сущности человека. Свобода является высшим уровнем сущности человека. Способом ее осуществления является творчество, которое представляет собой процесс преобразования мира бытия человека и самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития. В культуре свободы и творчества находит свое проявление степень становления человека в качестве субъекта социальной деятельности. Реализация свободы и творчества является показателем того, в какой степени цели и результаты деятельности соотносятся, с одной стороны, с потребностями и интересами людей, а с другой — с объективными закономерностями и тенденциями развития общества и природы.

На этой основе можно сделать вывод, что свобода и творчество являются обобщенным показателем и критерием уровня развития культуры.

Говоря о структуре культуры, нельзя обойти вниманием культуру потребностей общества как целостной системы и способов их удовлетворения. Общество, выступая в качестве субъективного бытия человеческой сущности, приобретает относительную самостоятельность по отношению к индивидам, социальным группам, классам. В процессе его исторического развития происходит формирование общественных потребностей, удовлетворение которых становится условием жизнедеятельности всех социальных субъектов. Для удовлетворения этих потребностей необходимо объединение усилий всех людей. Это касается решения вопросов энергетических источников, сохранения и воспроизводства окружающей среды, решения демографических проблем, проблем сохранения мира на Земле и др. По мере развития общества эти потребности приобретают приоритетное значение по отношению к индивидуальным и групповым потребностям. Такой уровень культуры характеризует общество с точки зрения его способностей разумно согласовывать удовлетворение потребностей людей и потребностей общества как целостной системы.

Таким образом, культура по своей структуре выступает как действительность человеческой сущности, как социально деятельностный аспект ее проявления и бытия.

Сложность и многогранность культуры проявляется не только с точки зрения ее внутренней структуры как целостного феномена, но и с точки зрения многообразия ее исторических форм. Поэтому исследователи часто стремятся раскрыть особенности той или иной исторически сложившейся формы культуры, ее отличие от других форм. Безусловно, есть свои особенности в культуре античного мира, средневековья, нового времени, современной культуры. Есть также различия в культуре отдельных регионов: Египта, Древней Греции, Рима, Киевской Руси. Исследование этих различий позволяет более глубоко проникнуть в процесс становления культуры, в раскрытие ее специфики как социального феномена. Вместе с тем для более глубокого осмысления специфики локальных культур необходимо выработать общее представление о ней, о ее сущности. Только в диалектической взаимосвязи знания сущности и конкретных форм проявления культуры можно определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.

Важным вопросом, связанным с раскрытием специфики культуры, является вопрос о ее субъективном бытии, т. е. вопрос о субъектах — носителях культуры. Подобно тому как общество и личность являются субъектами и носителями сущности человека, они являются субъектами и носителями культуры. Вне ее субъектов и носителей вопрос о культуре теряет свой смысл. Здесь могут возникнуть возражения, что в мире существует множество неживых предметов, свидетельствующих о культуре давно вымерших народов. Но эти неживые предметы есть не что иное как опредмеченная жизнедеятельность ушедших поколений. И эти предметы характеризуют не самих себя, а уровень развития тех людей, которые их создали. Иными словами, по этим предметам мы узнаем об образе жизни людей, их отношении к миру и к себе, их понимание смысла своего бытия.

В историческом процессе культура играет важную роль в сохранении преемственности человеческого опыта, передаваемого от поколения к поколению. Это касается и сферы жизненных потребностей, и способов их удовлетворения, и сферы производства, общественных отношений, духовной жизни общества, свободы и творческой деятельности, а также сферы жизнедеятельности общества как целостности. В этом процессе культура выступает в трех основных ипостасях. Во-первых, возникнув в процессе становления и развития человека, она для каждого последующего этапа является исходным основанием, тем фундаментом, из которого начинается новый этап исторического развития. Во-вторых, культура выступает в качестве непосредственного способа осуществления жизнедеятельности. В-третьих, она выступает как результат непосредственной жизнедеятельности, как предпосылка дальнейшего поступательного движения.

Итак, культура и культурные ценности создаются творческим актом человека, в этом обнаруживается гениальная природа человека. Огромный труд вложил человек в культуру. Культура — это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее. Культура — это творческий принцип жизни личности и общества в целом; это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.

Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в нас стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

Вывод

Различают культуру в узком и широком смыслах. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам и сообществам.

В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетически наследуемую совокупность средств, способов, форм, образов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деяттельности и общения.

Похожие работы