Публикации

4.3. Понятие цивилизации

Термин «цивилизация» был введен деятелем Великой французской революции О. Мирабо (1749-1791) в работе «Друг людей, или трактат о народонаселении». Его первоначальный смысл означал гражданский, государственный. В настоящее время нет однозначного его понятия:

  • во-первых, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов;
  • во-вторых, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народов после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований;
  • в-третьих, цивилизация интерпретируется как целостность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер;
  • в-четвертых, цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее закат или упадок;
  • в-пятых, цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений.

Французские просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Опираясь на фундаментальный труд Л. Моргана «Древнее общество, или исследование линии человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», проанализируем понятие «цивилизация». Оно охватывает второй, пятый случаи, отмеченные нами, а также взгляды на цивилизацию французских просветителей.

Цивилизация возникает в период разложения первобытного общества и означает переход на новую ступень его развития, что нами отмечено во втором случае. Кратко в схематической форме это можно представить следующим образом.

В первобытном обществе производство было по существу коллективным и потребление сводилось к прямому и непосредственному распределению внутри общины. Здесь производители непосредственно господствовали над процессом производства и его результатами. Каждый индивид, участвуя во всех видах деятельности (в коллективном труде, в общественном самоуправлении, в общих празднествах, в ритуальных мероприятиях), был самым тесным образом связан с общиной. Характерными особенностями первобытного общества были: труд сообща; общественная собственность на средства производства; непосредственная связь производителя со всеми орудиями труда, отсутствие эксплуатации человека человеком; распределение в интересах общины. Первоначально община производила только для собственного потребления, для обеспечения своей жизнедеятельности. Она выступала как субъект трудовой и социальной деятельности. На этой основе складывалась общность индивидов, представляющая собой целостность, в которой внутренние конфликты разрешались без нанесения ущерба общине.

Однако неуклонное усложнение взаимосвязей между человеком и природой, совершенствование и усложнение потребностей человека, использование все новых предметов природы для их удовлетворения обусловили необходимость дальнейшего усовершенствования орудий труда и самой трудовой деятельности, что нашло свое выражение в повышении производительности труда, в изменении его характера. Труд сообща уступает место разделению труда, проявившемуся в самом производстве между видами трудовой деятельности и самими производителями, между руководителями и исполнителями. Это нашло свое выражение в изменениях в самой жизнедеятельности первобытного общества, и прежде всего в обособленности производителя в процессе производства; в естественном прикреплении его к определенным орудиям труда и выполнении им определенного вида трудовой деятельности, в специализации труда.

Обособленность — это специфическая форма проявления дифференциационных процессов, происходящих в обществе. Она охватывает все сферы жизни общества и всех индивидов, всех социальных субъектов. Естественное различие физиологических, физических возможностей мужчины и женщины, специфика выполняемых ими функций обусловили необходимость взаимосвязи мужского и женского труда, взаимодополняющих друг друга в производительном процессе. Обособленность в процессе производства выступает, таким образом, не просто как индивидуализация трудовой деятельности, а как обособленность выполнения определенного комплекса задач, определенного вида деятельности.

Переход к земледелию, к присвоению земли, к пастушеству и животноводству вылился в обособленность семьи, которая становится хозяйственной единицей общества. Выполнение семьей этой своей функции обусловило необходимость изменений в способе распределения и потребления. Возникла возможность присвоения обособившимся производителем (семьей) результатов своего труда. Однако специализация труда, выполнение определенного вида трудовой деятельности не могли обеспечить удовлетворение всего спектра потребностей человека. На этой основе возникает потребность в обмене внутри общины, который раньше был только между общинами. Проникновение обмена внутрь общины обусловило возможность присвоения результатов чужого труда, возникновение имущественного неравенства, долговой зависимости, возможность применения принудительного труда, значительное усложнение социальной структуры общества. Усилились и обострились противоречия между интересами обособившихся производителей, а также между интересами производителей, с одной стороны, и интересами общины — с другой стороны. Общественное разделение труда, социальная дифференциация и обмен, сыгравшие важную роль в обеспечении жизнедеятельности человека, в то же время вызвали к жизни самые низменные побуждения и страсти: алчность, зависть, безудержную погоню за богатством, стремление добыть его любыми средствами.

Значительно усложнилась и сфера духовной жизни общества. Дифференциация в труде, в социальной структуре, в интересах социальных субъектов нашла свое выражение в специфике осознания социальными субъектами своего места в мире, отношения к миру, друг к другу, к себе, осознания целей и смысла жизни. В этих условиях возникает необходимость в сохранении, отборе, систематизации и передаче от человека к человеку, от поколения к поколению человеческого опыта средствами, отличными от человеческой памяти, т. е. возникла потребность в средствах, которые способны сохранять человеческий опыт не только в памяти, но и вне ее и придавать этому опыту значение безличной всеобщности. Таким средством явилась письменность. С помощью письменности стало возможным фиксировать нормы, правила, регламентирующие взаимоотношения между людьми. Это стало особенно очевидным в связи с необходимостью решения вопроса о правах и обязанностях, о средствах и органах для обеспечения их выполнения.

Усложнение дифференциации в производственной, социальной и духовной сферах жизни обусловило потребность в усилении интеграционных связей в обществе. Это вызвано тем, что любая, ставшая относительно самостоятельной, сфера жизни, любое ее звено — это не более как одна из сторон жизни общества, которая может осуществляться только во взаимосвязях с другими сторонами. Интеграционные процессы призваны обеспечить взаимосвязь между всеми сторонами жизни общества, между социальными субъектами, их интересами, между обществом и природой, обеспечить существование и развитие общества как целостной системы.

Интеграционные процессы при недостаточно развитых коммуникативных связях обусловили формирование локальных общностей, внутри которых происходили сходные существенные изменения во взаимоотношениях между индивидами, индивидами и обществом. Особое значение приобрели отношения между людьми, обусловленные их взаимным отношением к средствам производства и результатам труда. Значительно обострились противоречия как внутри общностей, так и между локальными общностями. Естественно, что кровнородственные связи, обычаи, традиции, сила общественного мнения теряют значение главных факторов, регламентирующих взаимоотношения между людьми и между общностями. Возникает потребность в новой организации общества, которая могла бы обеспечить взаимосвязь между людьми с учетом их различий по производственным, экономическим, социальным признакам, выполнять по отношению к ним регулятивную функцию. Формирование этой новой организации общества связано с выработкой особых правил, норм, принципов, законов, регламентирующих взаимоотношения между людьми, и с созданием соответствующих органов, средств, выполняющих организационно-регулятивную и управленческую функции. Происходит учреждение публичной власти, главным органом осуществления которой становится государство. Для обеспечения функционирования государства необходимы средства, которые оно может использовать для выполнения своих функций, а также средства для содержания государства и всех его органов. Таким средством становятся прежде всего налоги. Как результат, первобытное общество вынуждено было уступить место новой общественной организации -цивилизации.

На этой новой ступени развития общества индивиды перестают быть членами рода, а становятся гражданами, жизнедеятельность которых теперь осуществляется в рамках выработанных обществом норм, законов и под контролем общества, прежде всего — государства.

Важную мысль относительно специфики цивилизации высказал И. Кант. Он отметил, что цивилизация безжалостна к отдельному человеку, но одновременно представляет несомненный прогресс по отношению ко всему человеческому роду. Конечно, безоговорочно согласиться с этим утверждением трудно. Хотя общество и становится в определенном смысле чуждым по отношению к индивиду, к социальной группе, вынуждая их подчиняться выработанным в данном обществе нормам, законам, но оно, регламентируя с помощью этих законов и системы соответствующих органов жизнедеятельность социальных субъектов, обеспечивает свое существование как целостности. К тому же не всегда цивилизация безжалостна к индивиду, к отдельному человеку или социальной группе. В рамках цивилизации организационно-регулятивная функция направлена на обеспечение необходимых взаимоотношений между социальными субъектами, а также их взаимоотношений с обществом.

Но цивилизация — это не только система организации и управления, это и показатель степени обеспечения возможностей осуществления индивидом, группой, классом своих прав и свобод, а также условий выполнения ими своих обязанностей. Следовательно, цивилизация предстает в качестве такой формы интеграции, которая характеризует целостность и устойчивость общества в поступательном историческом развитии.

Нельзя понять сущность цивилизации, не учитывая уровень развития материального производства, экономического строя общества. Именно уровень развития материального производства, техники, технологии, самого человека — главной производительной силы, характер экономических отношений являются основой, тем фундаментом, без которого невозможно осуществление жизнедеятельности людей. Это объективная основа цивилизации, без и вне которой она вообще невозможна.

Однако цивилизацию нельзя отождествлять со способом производства, с общественно-экономической формацией в целом. Основываясь на определенной материально-технической базе, на системе общественных отношений, цивилизация характеризует общество прежде всего с точки зрения специфики взаимосвязей социальных субъектов.

Иногда цивилизацию соотносят с классовым антагонистическим обществом. Конечно, здесь существует определенная связь. Переход от первобытного общества к цивилизации ознаменовался разделением общества на классы. Однако понятие цивилизации нельзя ни ограничивать рамками классового антагонистического общества, ни отождествлять с ним. Классовая поляризация и обострение классовых противоречий не исчерпывают всего богатства общественной жизни, хотя классовые противоречия составляют очень важную сторону жизнедеятельности общества. Социальная структура общества значительно сложнее, и существуют противоречия не только между классами, но и между другими социальными субъектами (группами, индивидами). Кроме того, существуют и внутриклассовые противоречия. Поэтому цивилизация охватывает все богатство связей в обществе и решает вопросы взаимоотношений как между различными социальными субъектами, так и внутри социальных групп, классов, между индивидами и обществом, обществом и природой. Она характеризует общество в его целостности.

Так как интегрированным выражением всей системы общественных отношений является общественный строй, определяющий в данном обществе способ, степень и характер удовлетворения потребностей, то, понятно, он является важным фактором, влияющим на развитие цивилизации. Но важным является и то, что в обществе вопросы саморегуляции и управления осуществляются не автоматически под воздействием объективных законов исторического процесса, а преломляясь через интересы социальных субъектов, занимающих различное место в общественной жизни и проявляющих различное отношение к действительности, друг к другу. Осознание социальными субъектами своих интересов, своего отношения друг к другу, к себе, к действительности, осознание соотношения личных и общественных интересов и ценностей обусловливает характер и направленность их целеполагающей деятельности. Поэтому уровень цивилизованности общества включает в себя уровень развития и характер духовной жизни общества. Но и здесь в центре внимания находится не просто проблема общественного сознания, его структуры, а значение его в осознании людьми своего отношения друг к другу, к обществу, к миру в целом, к проблемам прошлого, настоящего и будущего.

Различие места и положения социальных субъектов в общественной жизни обусловливает различную их роль в становлении и развитии цивилизации, в определении ее специфики на различных этапах истории. Особо важную роль здесь играют глубина социальной дифференциации и острота внутренних противоречий между социальными субъектами. Как правило, сила, стоящая у власти, стремится представить свои интересы как всеобщие, как интересы всего общества. Это находит свое выражение в обострении противоречий между социальными субъектами, в различном их отношении к обществу, к проблемам его становления и развития. Поэтому выяснение специфики содержания понятия цивилизации предполагает необходимость учета уровня развития личной и общественной свободы, способностей и потенций индивида, группы, класса общества овладевать достижениями в области материального производства, в развитии общественных отношений, в области духовной жизни общества. Цивилизация характеризуется уровнем развития демократии, приобщения индивидов, масс к участию в решении насущных задач общественного развития.

Степень цивилизованности общества проявляется не только в уровне развития производства, общественных отношений, духовной жизни общества, но и в степени уважительного отношения человека к человеку, к обществу, общества к человеку (особенно к женщинам, к детям, старикам), в обеспечении защиты и реализации личных прав и свобод граждан. Тем самым понятие цивилизации выражает единство и поступательность исторического процесса, единство, взаимосвязь личностного и общественного, общечеловеческого в этом процессе.

Из сказанного можно сделать вывод, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества на основе развития производства, общественного разделения труда, усложнения социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, расширения и углубления обмена между индивидами, социальными группами, классами, между обществом и личностью, между человеком и природой, короче — на основе дифференциации во всех сферах жизни общества. Эти дифференциационные процессы обусловили возникновение потребности в интеграции различных сторон жизни общества для обеспечения его жизнедеятельности как целостности. Средствами для реализации такой потребности явились публичная власть, государство и другие институты, система установок, норм, законов. И так как общество развивается не автоматически, только в силу действия объективных законов, и представляет собой деятельность преследующего свои цели человека, то цивилизация предстает как тот аспект человеческой действительности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегулирование, осуществляемое путем регламентации взаимоотношений между людьми, человеком и природой посредством установок, норм, законов и системы институтов, организаций.

Поэтому можно сказать, что цивилизация — это ступень развития общества, его самоорганизации и саморегуляции, характеризующаяся тем, что взаимоотношения между социальными субъектами, между различными сторонами жизни регламентируются, регулируются с помощью выработанных установок, норм, законов, а также организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества в его поступательном развитии. Цивилизация возникла в диалектике дифференциации и интеграции общественной жизни. Она пришла на смену первобытному обществу. Индивид, потеряв кровнородственные связи, становится гражданином с присущими ему правами и обязанностями. Именно гражданственность определяет теперь место индивида в социуме, его отношение к другим людям, к себе, к обществу в целом. Индивид интегрируется в систему общественных отношений, и только таким образом он может обеспечить свое существование. Конечно, в различных исторических условиях складываются различные взаимосвязи между социальными субъектами, между индивидом и обществом. Но общим является то, что эти взаимосвязи и отношения регламентируются и регулируются, осуществляются и воспроизводятся особыми средствами, которые приобретают относительную самостоятельность по отношению к различным социальным субъектам. Эта сущностная характеристика цивилизации является общей и применима к развитию любого народа, любого региона.

Однако, как отмечалось, сущность и действительность не одно и то же. Разложение первобытного общества и переход к цивилизации в различных регионах, различных исторических условиях происходили не одинаково как в силу специфики внутреннего развития, так и в силу влияния внешних условий, факторов. Поэтому в своей действительности цивилизация приобретает конкретно-исторические формы. На этой основе можно говорить о различных цивилизациях с точки зрения их географического положения (например, цивилизация античного Средиземноморья, европейская и т. д.), специфики экономического, социально-политического развития (цивилизация эпохи рабовладения и т. д.), особенностей исторического этапа развития общества (цивилизация средневековья, нового времени, современная). В каждой локальной цивилизации проявляются особенности этнического, национального становления того или иного народа, традиционные особенности образа жизни, особенности исторических взаимосвязей с другими народами, регионами. Речь идет о производственных, экономических, торговых, политических, духовных взаимосвязях.

Однако, как бы ни отличались различные регионы один от другого, общим для них является то, что все они рассматриваются через призму функционирования общества как целостности, его организации, самоорганизации, как субъекта социальной деятельности. Главное внимание здесь уделяется выяснению не просто специфики уровня технического, технологического, экономического развития, а значения этих факторов для обеспечения жизнедеятельности человека, для обеспечения условий для функционирования его в качестве социального субъекта, наделенного определенными правами, свободами и обязанностями. Когда идет речь о степени цивилизованности общества, то, естественно, подразумевается прежде всего степень его самоорганизации, которая создает условия человеку для реализации себя как гражданина. Здесь интеграционные процессы предстают как способ организации и регулирования взаимоотношений между социальными субъектами. В этом процессе большое значение имеют уровень развития техники, науки, интеллектуальное развитие общества, нравственный, эстетический уровень общественного прогресса, политическая организация, уровень демократии, характер и направленность интересов социальных субъектов, острота противоречий между ними.

Решение вопроса о цивилизации тесно связано с проблемой гуманизма. Хотя эта проблема в истории общественной мысли чаще всего ставилась в общей абстрактной форме, так как при сложной социальной структуре общества, различии и противоположности интересов различных социальных субъектов утверждение реального гуманизма было невозможным, но сама сущность идеи гуманизма все больше и больше завоевывала признание как осознание тенденции цивилизованного развития общества, осознание необходимости усиления заботы о человеке, о его судьбе. Поэтому можно сказать, что степень цивилизованности общества определяется наличием стремления к утверждению социальной справедливости, степенью реального обеспечения в данном обществе принципов гуманизма. Цивилизация характеризуется общностью тенденций социальной жизни, которые по-разному проявляются в различных локальных цивилизациях, а также формированием общечеловеческих ценностей.

С усилением интеграционных процессов в жизнедеятельности общества усиливается тенденция к сближению многих локальных цивилизаций в сфере производства, общественных отношений, в его политической, духовной жизни. Наблюдается стремление в выработке общих для различных стран (в рамках определенного региона) норм, установок, законов, регламентирующих взаимоотношения не только между социальными субъектами внутри той или иной страны, но и между странами, а также к созданию особых органов, обеспечивающих реализацию этих установок, норм, законов. Это особенно наглядно можно проследить на развитии интеграционных процессов в современной Европе. Больше того, эта тенденция приобретает, да и уже приобрела всемирный характер. Например, ООН и ее различные органы с каждым годом усиливают свое влияние во всех сферах жизни общества и во всех регионах. Их возникновение и усиление их роли обусловлено необходимостью решения вопросов регулирования взаимоотношений между людьми, странами, регионами, необходимостью защиты прав человека, утверждения социальной справедливости в интересах всего человечества.

Они приобретают относительную самостоятельность по отношению к отдельному человеку, стране, региону, их деятельность приобретает значение как бы внешнего императива. И хотя решения этих органов далеко не всегда реализуются и по-разному понимаются, сам факт их возникновения свидетельствует о том, что они вызваны к жизни объективной необходимостью решения задач обеспечения выживаемости человечества.

Общие нормы, установки и институты, призванные создать условия для их реализации, предстают, с одной стороны, как выражение опредмечивания, как отчуждение функций индивидных взаимодействий, как выражение общественной воли, нацеленной на обеспечение жизнедеятельности общества, а с другой — как необходимое условие осуществления каждым человеком своих прав и свобод, а также своих обязанностей. Современное общество все больше и больше стремится к выравниванию уровней цивилизованного развития. Эта тенденция наблюдается во всем мире. И хотя в своей реализации она наталкивается на многие препятствия, связанные с различным уровнем развития страны, с различием интересов социальных субъектов, ее развитие, поступательное движение неодолимо. В этих условиях проблема судеб отдельных народов, регионов и человечества в целом становится важнейшей проблемой цивилизованного развития общества.

Таким образом, цивилизация представляет собой организационно-регулятивный аспект проявления человеческой сущности, аспект человеческой действительности. Понять специфику цивилизации можно только тогда, когда она будет рассматриваться во взаимодействии с сущностью человека, являющейся ее субстанциональной основой, а также во взаимосвязи с культурой.

Понятие цивилизации характеризует единство исторического процесса. Прежде всего с момента зарождения цивилизации начинается собственно историческое развитие общества в том смысле, что общественная жизнь, ее устройство осуществляются в процессе сознательной деятельности людей. Люди начинают осознавать свою историю с начала цивилизации.

Цивилизация характеризует общий для всех народов путь социального прогресса. Как конкретно-историческое понятие она отражает развитие этого процесса от первых очагов цивилизации в мире дикости и варварства через региональные цивилизации, каждая из которых в своем регионе представляла собой целостный мир (европейский мир, арабский мир и т. д.), к мировой цивилизации (некоторые философы вводят понятие «центральная цивилизация»). И современный мир — это лишь стадия исторически непрерывной «центральной цивилизации».

Похожие работы