Публикации

3.3. Человек и личность

Личность — объект философии, социологии, этики, права, педагогики и других наук. Личность есть категория аксиологическая, оценочная, этическая и духовная и в меньшей мере биологическая и психологическая. Человек является биологической, психологической и социальной категорией.

Необходимо различать в человеке глубинное и поверхностное «я». И слишком часто человек обращен к другим людям, к обществу и цивилизации своим поверхностным «я», которое способно к сообщению, но не способно к общению. Это подчеркивал Л. Н. Толстой. Он изображал двойную жизнь человека: внешнеусловную, исполненную лжи, не подлинную жизнь, которой человек обращен к обществу, государству, цивилизации, и внутреннюю, подлинную жизнь, в которой человек стоит перед первореальностями, перед глубиной жизни. Поверхностное «я» человека, очень социализированное, рационализированное, цивилизованное, не есть личность в человеке, оно может быть даже искажением образа человека, закрытием его личности. Личность человека может быть раздвоена, человек может иметь много ликов и его образ может быть неуловим. «Человек часто играет роль в жизни, — отмечал В. Бердяев, — и может играть не свою роль». Это происходит потому, что много лжи в политике, в социальной сфере, в экономической сфере, в деятельности государственных органов. А что основано на лжи, не может быть право. Личность человека может быть раздавлена. И в то же время вполне социализированный, цивилизованный человек может быть совершенно безличным, может быть рабом, не замечая этого.

Что такое личность? Каковы предпосылки ее формирования? Какие типы личностей бывают? Эти вопросы решались и решаются философами не однозначно.

Следует подчеркнуть, что есть общие положения, которые роднят философов почти всех школ и направлений во взглядах на личность. Остановимся на некоторых из них. Это утверждение, что достоинство человека есть личность в нем. Только личность имеет человеческое достоинство. Именно сознание личности в человеке говорит о его высшей природе и высшем признании. Человек — существо природное и социальное, есть порождение мира и происходящих в нем процессов. Но личность, человек как личность не есть дитя мира. Человек есть личность не по природе, а по духу. Личность есть мое целостное мышление, мое целостное воление, мое целостное чувствование, мои целостные творческие акты. Личность есть целостный образ человека, в котором духовное начало владеет всеми душевными и телесными силами человека.

Личность есть детерминация изнутри — считают одни философы, другие — детерминирована внутренними и внешними факторами. Личностью не рождаются, а ею становятся в процессе жизнедеятельности. В человеческой личности есть много родового, принадлежащего человеческому роду, много исторического, традиционного, социального, классового, семейного, много наследственного и подражательного, много «общего». Но эти черты сходства не затрагивают того существа личности, которые делают ее личностью, не личностью вообще, а этой личностью. Личность должна совершать самобытные, оригинальные, творческие акты, и только это делает ее личностью, составляет единственную ценность. Все родовое и наследственное есть лишь материал для творческой активности личности. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра «я». «Я» есть существенный элемент структуры личности, это высший регулятивно прогнозирующий духовно-смысловой ее центр. Оно является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов.

Личность есть активность, сопротивление, победа над тяжестью мира, торжество победы над рабством мира. Личность есть овладение собой и миром. Личность есть существо разумное и свободное. Личность определяет себя изнутри, вне всякой объективности, и только определяемость изнутри, из свободы и есть личность: существование личности предполагает свободу. Тайна свободы есть тайна личности. Личность как духовно-смысловой (некоторые считают экзистенциальный) центр предполагает чувствилище к страданиям и радостям. Личность не только способна испытывать боль, но в известном смысле личность есть боль. Борьба за личность, утверждение личности болезненны. Боль в человеческом мире есть порождение личности, ее борьба за свой образ. Свобода порождает страдание.

Личность есть персоналистическая установка ценностей. Личность связана с памятью и верностью, она связана с единством судьбы и единством биографии.

Личность есть индивидуальная форма проявления сущности человека. Это субъективное бытие человеческой сущности.

Личность связана с характером. Сильная личность есть выраженный характер. Характер есть победа духовного начала в человеке. Характер есть овладение собой, победа над рабством самому себе. Характер обнаруживается прежде всего в отношении к окружающей среде. Темперамент есть природная данность, характер есть завоевание и достижение, он предполагает свободу. Характер — психологический стержень человека, стабилизирующий его формы активности. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность. Характер — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и в отношениях к окружающей действительности.

Мы перечислили только некоторые общие элементы из содержания взглядов на человека различных философских школ и направлений. Но есть и существенные различия во взглядах. Не вдаваясь в подробности, отметим только три крайних подхода:

— во-первых, чрезмерная субъективизация личности. Считается, что личность не представляет собой дитя мира. Личность есть феномен, независимый от природы, общества, государства, общественных отношений. Личность в человеке не детерминирована наследственностью, биологической и социальной средой, она есть возможность победы над детерминацией. Личность есть субъект среди субъектов. Личность познается лишь как субъект в бесконечной субъективности, в которой скрыта тайна существования;

— во-вторых, чрезмерная социологизация личности. Личность рассматривается только как социальное качество индивида, упускаются биогенетические задатки, регулятивно прогнозирующий духовно-смысловой центр; когда сущность личности сводится только к совокупности общественных отношений, когда общественная среда выступает прежде всего как классовые условия существования личности, когда абсолютизируется зависимость личности от общества, нации, государства, коллектива;

— в-третьих, полная зависимость личности от сверхчеловеческих ценностей. Утверждается, что личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Личность не может восходить, реализовать себя, осуществить полноту своей жизни, если нет сверхчеловеческих ценностей, нет Бога и божественной высоты жизни. Личность не часть мира, она соотносительна миру, соотносительна Богу. Личность допускает лишь соотношение, как встречу и общение. И Бог-личность хочет видеть не человека, над которым Он господствует и который должен Его прославлять, а человека — личность, которая отвечает на Его призыв и с которой возможно общение любви. Образ человеческой личности есть не только образ человеческий, но и образ Божий. Личность тогда только есть личность человеческая, когда она есть личность богочеловеческая. Свобода и независимость человеческой личности от объективного мира и есть ее богочеловечность. Это значит, что личность формируется не объективным миром, а субъективностью, в которой скрыта сила образа Божия. Некоторые теологи отрицают такую позицию, утверждая, что только Иисус Христос был Богочеловеком, человек же есть тварное существо и не может таковым быть. «И все же, пусть человек не есть богочеловек, в том смысле, в котором Христос -Богочеловек, — утверждают религиозные философы. — Но в человеке есть божественный элемент, в нем есть как бы две природы, в нем есть пересечение двух миров, он несет в себе образ, который есть образ человеческий и образ Божий и есть образ человеческий в меру того, как осуществляется образ Божий».

Отношение между личностью и Богом не есть каузальное (причинно-следственное) отношение, оно находится вне царства детерминации. Бог не объект для личности, он субъект, с которым существуют экзистенциальные (духовные) отношения. Общение личности с Богом осуществляется в сфере духа.

На основе анализа подходов к личности представляется, что сложились в настоящее время две основные концепции личности:

— во-первых, личность как функциональная характеристика человека, в общем плане личность рассматривается как деятельный феномен, из поступков которого сплетается реальная ткань человеческой истории;

— во-вторых, рассматривается личность как сущностная характеристика человека. Личность при этом рассматривается как сгусток ее регулятивно духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий. Человек есть личность не по природе, а по духу. Личность — это универсум в индивидуально неповторимой форме. Личность есть не субстанция, а акт, творческий акт. Личность есть субъект, а не объект и она вкоренена во внутреннем плане существования, т. е. в мире духовном, в мире свободы. Личность есть экзистенциальный мир. Личность — это внутренний духовный мир человека.

Личность — индивидуальное средоточение и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитой человек.

Личность есть неизменное в изменении, единство в многообразии. Личность не есть застывшее состояние, она разворачивается, развивается, обогащается, но она есть развитие одного и того же пребывающего субъекта. Самое изменение происходит для сохранения этого неизменного, пребывающего. «Личность ни в коем случае, — писал Н. Бердяев, — не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека. Личность самосозидается». Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным содержанием, достигать единства в целостности на протяжении всей своей жизни. Но для этого она должна уже быть. «Личность не составляется из частей, не есть агрегат, не есть слагаемое, она есть первичная целостность», — так определяет личность русский философ Б. Вышеславцев.

Но эта целостность не существует сразу с рождением человека. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизнедеятельности. Очевидно, что к новорожденному ребенку термин личность не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Индивид — это единичное бытие человека как реально существующего социального существа, с его особенностями и носителя характеристик рода «человек». Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социальная. Он детерминирован родовой наследственностью, а также наследственностью социальной. Индивид в качестве особой единичной целостности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Таким образом, индивид — это отдельный человек как особь, изолированно взятая от общества. «Это единица». Но не просто единица, а единица, включающая в себя сущностные признаки рода. Это единичное от множества и в самом множестве.

Итак, новорожденный есть индивид, а скорее индивидуальность. В каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. п. При рождении все дети не только разные, но и уникальные, яркие индивидуальности. Каждый день их жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо уникального его облика. Процесс социализации требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это, в свою очередь, вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — «я». Здесь под «я» понимаются глубинные психические процессы и внутренний духовный мир. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. д. Таким образом, «я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший, регулятивно прогнозирующий духовно-смысловой ее центр. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «я» — он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Процесс соотнесения образа «я» с реальными жизненными обстоятельствами, результирующий в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность», — отмечал Гегель.

Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедливо воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформированно субъективным. Упрямство — это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.

Таким образом, личность — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и как индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто хоть сколько-нибудь имел возможность наблюдать поведение нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл.

Что же представляет собой личностная уникальность?

Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт — все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на свои составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. «Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо», — так отмечал Л. Фейербах. Можно ли в таком случае про кого-нибудь сказать, что у него вообще нет ничего своего? Нет, конечно. У конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему адекватно оценить ситуацию и себя в этой ситуации.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность -это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная часть его — душа.

Какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни об -щества? Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе такой мысленный эксперимент: все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?

Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Личности бывают разные: гармонично и односторонне развитые, прогрессивные и реакционные, нравственные и аморальные. Личность может деградировать. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний и т. п. В принципе личность может «умереть» еще в живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

В философской литературе выделяют несколько социальных типов личности: «деятели», мыслители, люди чувства и эмоции, гуманисты и подвижники.

«Деятели» — рабочие и инженеры, охотники и рыболовы, воины и ре -месленники, земледельцы:, геологи, медики, педагоги и т. д. Для таких лич -ностей главное — активное действие, изменение мира, самих себя и других людей.

Мыслители — люди, которые размышляют о мире, о человеке. Это «маяки» человечества. Примером могут служить «семь мудрецов» (Фалес, Солон, Биант, Питтак, Клеобул, Хилон, Периандр). Эпоха с необходимостью рождает мыслителей, но не так часто.

Люди чувства и эмоции — это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы. Эти люди, по выражению Г. Гейне, остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца.

Гуманисты и подвижники — люди, которые бескорыстно служат другим людям. Они отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдания. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям. Они видят цель своей жизни в милосердии.

Таким образом, личность — это человек в единстве физического, социального, психологического и духовного, в котором духовное овладевает всеми другими феноменами. Личность — это субъективное бытие человеческой сущности. Личность характеризует индивида как субъекта социальной деятельности и служит отличительным признаком его от других людей.

Похожие работы