Публикации

3.2. Проблема сущности человека

Вопрос о сущности человека впервые в истории философии ставил Сократ: «В чем природа человека, в чем его последняя реальность?», «Что есть сущность человека?» Ответ, в конечном счете, точный и недвусмысленный: человек — это его душа с того момента, когда она становится в действительности таковой, т. е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. А под «душой» Сократ понимал разум человека, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Итак, сущность человека — это его душа; душа — это разум.

Выдвинутое Аристотелем положение о всеобщей сущности человека является важным звеном в цепи анализа проблемы человека. Положение о человеке как социальном животном, «политическом существе» было несомненным шагом вперед в понимании родовой природы человека.

Вопросом сущности человека занимались Н. Кузанский, Лоренцо Балла, Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Д. Локк, французские просветители, И. Кант, Л. Фейербах и другие философы.

Проблема сущности человека приобрела важное значение потому, что, проникнув более глубоко во внутренние связи, отношения человеческой индивидуальности и субъективности, мы можем тем самым создать теоретические предпосылки для повышения работоспособности и заинтересованности его, улучшения его самочувствия, расширения границ познавательных способностей, поддержки в самоопределении и самореализации, усиления ответственности перед обществом и самим собой, ориентировать на здравый смысл в деятельности.

Под сущностью понимают глубинную систему связей и отношений, возникновение которой обусловливает возникновение, существование, функционирование, развитие процессов, систем, феноменов и с разрушением которой прекращаются существования последних.

При раскрытии сущности любого процесса следует исходить из требования диалектической логики, которое сводится к тому, чтобы исследовать его прежде всего в той системе связей и отношений, в которой он возник. Причем это исследование должно быть направлено на то, чтобы выяснить, почему и как данный процесс, явление возникли, что они представляют собой в качественной определенности, чем отличаются от других явлений данной системы, какова структура и логика развития их, что является источником самодвижения и саморазвития, характер взаимодействия данного явления с другими. Следует далее учитывать, что сущность изменяется, она подвижна; необходимо помнить требование диалектики процесса познания: от исследования эмпирического проявления связей и отношений осуществляется переход к познанию сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д.

С таких позиций необходимо подходить при раскрытии сущности человека. Напомним, что сущность человека была определена Марксом как совокупность общественных отношений. По нашему мнению, оно верно, но ограниченно. В стороне остаются феномены: воля, желание, интерес, стремление к творчеству.

В последнее время при раскрытии сущности человека философы опираются на положение Маркса, но рассматривают человека как «биопсихосоциальное единство». И сущность первого порядка следует определять как сложные, внутренние связи и отношения между биологическим и психологическим, между биологическим и социальным, между психологическим и социальным. При таком подходе учитывается психическое, биологическое и социальное в структуре человека.

Можно далее согласиться с точкой зрения на сущность человека, которую выражают современные философы здравого смысла.

Раскрывая сущность человека, необходимо исходить из анализа непосредственной, эмпирической действительности, непосредственных способов осуществления человеческой жизнедеятельности. Такой подход позволяет раскрыть связь человека со всем живым, с природой, с обществом.

Чтобы осуществлять жизнедеятельность, человек должен удовлетворять свои жизненные потребности. Вырабатывая необходимые средства для удовлетворения потребностей, человек вступает в отношения с природой, другими людьми. Исходным импульсом жизнедеятельности человека является потребность. Что же это такое, что представляет собой потребность как феномен жизнедеятельности? На этом вопросе следует остановиться, учитывая важность раскрытия специфики потребности.

Чаще всего потребность рассматривается как необходимость для всего живого и человека в определенных условиях существования. Однако такой подход является недостаточным, так как специфику потребности он усматривает во внешних связях живого с условиями существования. Современные исследования проблемы потребности позволяют сделать вывод, что само возникновение этого феномена связано с возникновением такой сложной открытой саморазвивающейся, саморегулирующейся системы, какой является живое. Особенностью этой системы является то, что она может существовать, функционировать, развиваться только в непрерывном взаимодействии с условиями существования. Существенным признаком этого взаимодействия является обмен веществ. Живое вынуждено непрерывно восполнять из окружающей среды средства для обеспечения своего существования, а также освобождаться от ненужного. Выражением специфики этой сложной системы и специфики ее взаимосвязи с окружающей действительностью, с условиями своего существования, способом бытия и способом взаимодействия с окружающим миром является потребность. Потребность — это прежде всего внутреннее противоречие между необходимостью существования, функционирования системы (живое, человек) и ограниченностью внутренних возможностей ее обеспечения. Однако потребность представляет собой не просто указанное противоречие, а особое состояние системы, вызванное наличием данного противоречия и необходимостью его разрешения. Но так как внутренних возможностей для разрешения этого противоречия нет, то потребность вынуждает живое вступать в определенные связи с окружающим миром. Поэтому потребность можно определить как особое состояние системы, выражающее противоречие между необходимостью существования, функционирования, развития и ограниченностью внутренних возможностей обеспечения этой необходимости, а также определяющее характер и направленность отношения системы к условиям своего существования для обеспечения своей жизнедеятельности. Таким образом, потребность выступает как внутренний импульс самодвижения живого, импульс жизнедеятельности. Основными чертами потребности являются:

  • импульсивность, которая заключается в том, что потребность представляет собой внутренний побудитель, внутренний импульс, приводящий живое в определенное состояние и вынуждающий его вступить в определенные связи и отношения с окружающим миром. Кроме того, импульсивность характеризуется тем, что проявление потребности ограничено определенными временными рамками. Будучи удовлетворенной, потребность как бы на какое-то время угасает;
  • избирательность, состоящая в том, что живое, вступая в связи с окружающим миром, берет то, что ему необходимо, столько, сколько необходимо, тогда, когда необходимо;
  • повторяемость, которая означает, что удовлетворенная потребность через определенное время воспроизводится вновь;
  • преемственность, заключающаяся в том, что с изменением и усложнением внешних условий существования живого внутри самого живого происходит изменение старых и порождение новых потребностей. Преемственность находит свое выражение как в развитии повторяющихся, воспроизводящихся потребностей, так и в рождении новых, качественно отличающихся от предшествующих;
  • активность, выражающая устремленность живого к поиску средств и условий для удовлетворения потребности.

Потребность, возникнув как результат становления живого, превращается в предпосылку его дальнейшего существования и развития. Она разрешается на основе активного взаимодействия живого с условиями своего существования. Из сказанного можно сделать вывод, что жизнедеятельность по своей сущности представляет собой процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей. Такое определение сущности жизнедеятельности характеризует и жизнедеятельность человека. В этой характеристике жизнедеятельности обращается внимание прежде всего на то общее, что объединяет человека со всем живым, то, без чего невозможна вообще жизнь. Если прекратится рождение новых потребностей, то это означает, что прекратится дальнейшее развитие. Вместе с тем, в таком наиболее общем определении жизнедеятельности предполагается, что у человека могут быть качественно отличающиеся, по сравнению с животным, потребности. Эта наиболее общая характеристика сущности человека не только заключает в себе выражение общности между человеком и всем живым, но и содержит в себе все другие возможные характеристики человеческой сущности. Эта сущность человека проявляется в диалектике потребностей и деятельности, где потребности выступают как внутренний исходный побудительный импульс активного отношения к действительности, а деятельность — как способ удовлетворения потребностей, как непосредственный процесс функционирования человека, его взаимодействия с окружающей действительностью, а также как фактор воспроизводства и рождения новых потребностей.

Однако определение данного уровня сущности человека (сущности второго порядка) не обнаруживает еще качественного отличия человека от животного. В этой связи необходимо кратко остановиться на вопросе о переходе от животного к человеку. А это проблема человеческого начала, раскрытие которой предполагает не просто определение временных параметров возникновения человека, а раскрытие специфики его становления как качественно новой целостной системы.

Переход от животного к человеку характеризуется изменением способа жизнедеятельности. Животный способ жизнедеятельности характеризуется непосредственным взаимодействием животного с природными условиями существования и представляет собой процесс приспособления и собирательства, осуществляющийся на основе системы условных и безусловных рефлексов, инстинктов. По мере усложнения форм жизни, с возникновением высокоорганизованных животных некоторые из них начинают использовать отдельные предметы природы как вспомогательные средства обеспечения животного способа жизнедеятельности. В этой связи возникают элементы инстинктивной трудовой деятельности. С расширением употребления предметов природы в качестве вспомогательных средств для воздействия на саму природу и обеспечения удовлетворения потребностей накапливался жизненный опыт, вырабатывались навыки пользования природными предметами, осуществлялся отбор наиболее пригодных для воздействия на окружающую среду предметов. Постепенно начался процесс не только отбора, но и простейшей обработки предметов как средств удовлетворения потребностей. Со временем предметы природы, подвергшиеся обработке, превращаются в орудия труда, которые систематически используются не просто для индивидуального удовлетворения какой-либо потребности, а для обеспечения совместной жизнедеятельности многих индивидов.

Но переход от животного к человеку осуществляется не тогда, когда начинается изготовление орудий труда и их использование как вспомогательных средств животного способа жизнедеятельности, а тогда, когда производство орудий труда и производство с их помощью средств удовлетворения потребностей превращается в особую потребность, социальную. Потребность в производстве орудий труда и средств для жизни выступает, с одной стороны, как интегрированное выражение множества жизненных потребностей, а с другой — как фактор, определяющий саму возможность жизни. Возникновение этой потребности обусловило возникновение и нового способа ее удовлетворения, каким явился процесс материального производства. Таким образом, переход от животного к человеку характеризуется прежде всего опосредованием удовлетворения жизненных потребностей удовлетворением потребностей социальных и трудовой деятельностью. В процессе производства человек, воздействуя на природу и преобразуя ее, создает мир очеловеченной природы. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности происходит изменение, очеловечение самих жизненных потребностей, унаследованных человеком при его выделении из животного мира.

На основе сказанного можно сделать вывод: сущность человека (сущность третьего порядка) заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющихся на основе материального производства, в котором производство орудий становится особой потребностью. Возникнув как результат жизнедеятельности, как условие обеспечения удовлетворения жизненных потребностей, она и процесс ее реализации превращаются в предпосылку самой жизнедеятельности. Сущность человека (сущность третьего порядка) осуществляется в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности. В этой диалектике осуществляется не только производство орудий труда и средств удовлетворения потребностей, но также воспроизводство и рождение новых потребностей, как жизненных, так и в орудиях труда. Именно поэтому материальное производство выступает как основа жизнедеятельности общества.

Однако производство орудий труда и средств для обеспечения своей жизнедеятельности люди могут осуществлять только сообща, вступая в качественно новые, по сравнению с животным миром, связи и отношения между собой и к природе. Определяющими среди этих отношений являются производственные, представляющие собой ту социальную форму, в которой и с помощью которой люди осуществляют производство как орудий труда, так и необходимых средств для удовлетворения жизненных потребностей. Но кроме них в систему общественных отношений входят отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные отношения, быта, межличностные, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность общества предстает как сложный процесс не только удовлетворения жизненных потребностей и потребностей в орудиях труда, но и воспроизводства всей системы общественных отношений. Причем воспроизводство этих отношений становится особой социальной потребностью жизнедеятельности человека, превращается в относительно самостоятельную сферу жизни. Следует отметить, что воспроизводство и новое производство общественных отношений подчас приобретает более важное значение, чем непосредственные результаты процесса материального производства. Это объясняется тем, что материальное производство создает необходимые для жизни средства, общественные же отношения определяют способ распределения и способ потребления этих результатов. Система общественных отношений, возникнув как результат жизнедеятельности человека, превращается в ее предпосылку. Таким образом, возникновение системы общественных отношений составляет важное звено в становлении человека и представляет собой один из важнейших аспектов человеческой сущности.

Из сказанного можно сделать вывод: сущность человека (сущность четвертого порядка) состоит в том, что его жизнедеятельность есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляющийся в системе общественных отношений, производство и воспроизводство которых становится особой социальной потребностью. Эта потребность, как и потребность в производстве орудий труда, возникает и формируется как интегрированное выражение жизненных потребностей человека, как условие их удовлетворения и в то же время -как предпосылка их воспроизводства и рождения новых. Этот уровень сущности человека реализуется в диалектике потребностей в общественных отношениях и деятельности по их воспроизводству. Таким образом, материальное производство и система общественных отношений являются теми факторами, которые опосредуют саму возможность удовлетворения жизненных потребностей человека, составляют ту основу, благодаря которой он выделился из животного мира и которая является предпосылкой самой его жизнедеятельности.

Возникновение опосредования удовлетворения жизненных потребностей и всей жизнедеятельности человека процессом производства и системой общественных отношений обусловила потребность в новом типе ориентации, ориентации в социальных условиях бытия. Животный тип ориентации, основанный на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов, стал недостаточным для человека. Опосредованные связи и отношения стали недоступными для непосредственного их восприятия органами чувств. Поэтому возникла потребность в осознании человеком опосредования своей жизнедеятельности социальными условиями бытия.

Процесс формирования нового типа ориентации является сложным и многоплановым. В процессе производства, преобразуя предметы природы в орудия труда и средства удовлетворения потребностей, формирующийся человек стал замечать и использовать те свойства предметов, которые могут быть использованы и для изготовления орудий труда и средств жизни. Накапливаемый эмпирический опыт обобщался и обозначался определенными символами и знаками, группы свойств и предметов обозначались словами. Это словесное обозначение предметов внешнего мира нашло свою реализацию в языке. Важно подчеркнуть, что в ходе трудовой деятельности усложняется и система взаимосвязей между людьми, возникает потребность в общении не только в непосредственной жизнедеятельности, но и в осуществлении производства, в котором использовались обобщенные результаты практического освоения мира. Кроме этого, возникли связи и отношения, вызванные необходимостью решения вопросов организации производства, осуществления распределения производственных продуктов. Иными словами, возникла потребность в особом средстве общения между людьми. И этим средством явился язык.

Язык стал средством не только обмена информацией, но и обобщения опыта человеческой деятельности, его отбора, систематизации, сохранения и передачи от поколения к поколению, от одной исторической эпохи к другой, а также средством активного воздействия людей друг на друга. Возникновение языка стало важнейшим фактором становления человека. Он предстал не только в качестве материальной формы сознания, но и средством активного воздействия человека на окружающий мир и друг на друга.

Говоря об обусловленности возникновения нового типа ориентации, следует подчеркнуть, что зависимость непосредственной жизнедеятельности человека от социальных условий жизни нашла свое выражение в интересе — в социальном феномене, присущем человеку и представляющем собой выражение объективной зависимости жизнедеятельности людей от социальных условий жизни. Содержание интереса определяется еще и тем, в какой степени социальные условия жизни обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми. Различное место социальных субъектов (лиц, групп, классов) в системе общественного производства обусловливает различную направленность и роль их интересов в жизни общества.

Под воздействием интереса человек относится к объективной действительности как субъект, ибо эта действительность, оказывая влияние на возможности удовлетворения потребностей, вынуждает его к определенному характеру и виду деятельности. Под влиянием интересов отражение объективной действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, а через призму необходимости обеспечения их жизнедеятельности. Характер осознания социальными субъектами своего отношения к объективной действительности, к миру человеческого бытия зависит от того, совпадают или не совпадают их интересы с объективными законами, тенденциями развития природы и общества. Если интерес совпадает с этими законами, то осознание человеком отношения к этой действительности будет соответствовать этой действительности. Если же интерес не совпадает с объективными тенденциями развития общества, то осознание не будет давать правильного отражения действительности. Больше того, социальный субъект, являющийся носителем такого интереса, вынужден противодействовать объективной логике исторического процесса. Следовательно, интерес обусловливает субъективность отношения социальных субъектов к объективной действительности, а также субъективность видения мира.

Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям жизни через призму интересов выражается в целях, которые, возникнув как результат осознания, как результат жизнедеятельности в целом, становятся идеальными побудительными импульсами активной деятельности человека. Все, что ни делает человек, он делает, реализуя те или иные цели. Таким образом, целеполагание и реализация целей приобретает значение относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности — сферы, которая, с одной стороны, есть результат предшествующей жизнедеятельности, а с другой — ее предпосылка. В этом процессе выработка, реализация и воспроизводство целей становятся особой социальной потребностью.

На основе сказанного можно сделать вывод: сущность человека (сущность пятого порядка) заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой процесс сознательной целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира для обеспечения удовлетворения потребностей, процесс, в котором воспроизводство и производство новых целей становятся особой социальной потребностью. Этот уровень (порядок) сущности человека реализуется в диалектике потребностей в целях и деятельности по их воплощению в жизнь, воспроизводству.

В процессе познания и практического преобразования окружающей действительности человек поднимается до осознания объективных связей, законов, тенденций развития окружающего мира, познания сущности мира своего бытия и своей собственной сущности, познания объективной необходимости. Реальный процесс жизни требует согласования жизнедеятельности человека как с его потребностями и интересами, так и с объективной логикой развития природы, общества, мышления. В многообразии связей и отношений человека с условиями его существования возникает необходимость учета объективной необходимости для обеспечения своего существования, функционирования. В то же время становится необходимой возможность выбора принятия решений, которые согласовывались бы с объективной необходимостью, а также с потребностями и интересами человека. Иными словами, возникает потребность в свободе. Осознание потребностей, интересов, объективной необходимости становится предпосылкой творческой преобразующей деятельности человека, деятельности, в которой потребность в свободе становится важнейшей предпосылкой его жизни. На различных этапах исторического развития общества уровень свободы различен. Степень развития свободы является показателем степени зрелости человека как социального субъекта.

Таким образом, сущность человека (сущность шестого порядка) заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой процесс свободного, творческого, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития и осуществляется в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по ее реализации и воспроизводству.

Выделение и раскрытие специфики различных уровней (порядков) сущности человека есть одновременно и выявление тех сторон его жизнедеятельности, которые играют определенную роль в его бытии и которые только в своем единстве и взаимодействии дают целостное представление о человеке как социальном существе в единстве с биологическим и психологическим. В то же время осознание относительной самостоятельности этих уровней позволяет полнее представить процесс возникновения, становления, развития общества в его внутренней логике формирования как целостности.

Рассмотренные уровни (порядки) сущности человека — это лишь различные взаимосвязанные между собой стороны его жизнедеятельности.

Единство этих уровней (порядков) позволяет сделать вывод, что возникновение человека представляет собой возникновение качественно новой, открытой, саморегулирующейся системы.

Похожие работы