Публикации

2.6. Категории как ступеньки познания

Основные законы диалектики вскрывают источник развития объективного мира и человеческого мышления, его направленность, тенденцию и взаимоотношение между формами этого развития, т. е. они касаются общих вопросов теории развития. Но есть и другие проблемы развития, менее общие. Их анализируют не основные законы — категории диалектики.

Как известно из истории философии, проблеме категории уделяли внимание многие философы. Среди них следует выделить Аристотеля, Т. Гоббса, И. Канта и Г. Гегеля. Эти философы, каждый особым образом, анализировали такие проблемы: сущность категории, содержание категории, объективное и субъективное в категории, соотношение понятия и категории, классификации категорий, взаимосвязь категорий, функции, которые выполняют категории, системы категорий и др.

Не потеряли своей ценности эти проблемы в такое переходное, беспокойное время, как наше, когда прежние точки зрения или отброшены, или сдвинуты с места, когда разрушаются общие принципы анализа науки, в том числе и диалектической логики.

Без осмысления природы категорий, прежде всего философских, невозможен анализ процессов общественного развития.

Что же такое категория и какое ее соотношение с понятием?

Чтобы вооружить себя знанием бытия в интересах практического воздействия на него и подчинения сил бытия своим нуждам и потребностям, человек познает его. Познание есть сложный процесс. Оно начинается с не -посредственного живого созерцания, наблюдения действительности, причем это созерцание не пассивное, а активное. Оно совершается на основе практической деятельности. Наблюдение над явлениями и процессами природы доставляет нам тот необходимый материал, без которого мы не можем судить о них, ничего не можем знать о них. Чувственное созерцание составляет важную предпосылку подлинно научного познания, но само по себе не есть еще глубокое знание действительности, оно является лишь первым моментом сложного процесса познания.

Чтобы правильно разобраться в материале, доставляемом нам органами чувств, и суметь за внешним и случайным найти, обнаружить существенное, необходимое, закономерное, нужно продолжить процесс познания и с помощью новых познавательных средств подняться на более высокую ступень. Такой более высокой ступенью являются абстракция и обобщение, а оружием абстракции и обобщения служит теоретическое мышление.

С помощью абстракции мы отвлекаемся от того, что не имеет важного значения для познания предмета, находим и отделяем необходимое от случайного, существенное от несущественного. Обобщение позволяет нам найти внутреннюю основу, связь, единство явлений и предметов, их причину.

Результаты обобщения фиксируются, находят свое отражение в понятиях, категориях, законах. Следовательно, категории являются итогом абстрагирующей и обобщающей деятельности человека. Это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны предметов и явлений.

Категории — формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Каждая наука создает научные понятия, категории: «вид», «наследственность » и т. п. — в биологии; «стоимость», «труд» и т. п. — в экономической науке; химический элемент , химическая реакция — в химии и т. д. Каждая наука отражает определенную сторону объективного мира, познает мир. Какая же наука формулирует общие понятия? Физика, например, не может это сделать: она ограничивается только пределом своей области знания. То же делается и в химии, биологии и других науках.

Самые общие понятия составляют категории философии. Они отражают всеобщие свойства, связи, развитие предметов объективного мира.

Возникает вопрос: а что такое «понятие», которое должно раскрыть содержание категорий, чтобы проанализировать соотношение между понятием и категорией? Напомним выражение Аристотеля: «Категория — это такое понятие, у которого объем велик, а содержание мало».

Рассмотрим смысл термина «понятие». Понятие — это форма мысли, в которой отражаются существенные признаки. Признаки характеризуются различной степенью общности. Есть признаки, присущие отдельным пред -метам, есть признаки, присущие классам явлений, есть признаки, присущие нескольким классам явлений.

Как известно из области формальной логики, существуют определенные операции с понятиями: деление объема понятий, определение понятия, ограничение и обобщение понятий.

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой уве-личивается объем его и уменьшается содержание. При такой операции вычленяются наиболее общие признаки. Например, в понятии «материя» отражается признак «быть объективной реальностью». Это понятие и является категорией.

Собственно философские категории — наиболее общие понятия, которые являются способами анализа и синтеза именно всей действительности, мира в целом. Категория беднее понятия количеством признаков, но богаче объемом предметов, на которые они распространяются.

Существуют философские категории, общенаучные понятия и понятия частных наук. Между ними наблюдается гибкое взаимодействие и переходы от общенаучных понятий к философским категориям. Это зависит от характера и развития науки в целом.

Для включения фундаментальных понятий в систему философских категорий необходимо:

а) чтобы данное понятие было общенаучным, поскольку общенаучное понятие является посредствующим, промежуточным звеном между конкретно-научным знанием и философией;

б) чтобы общенаучное понятие представляло собой интенсивно всеобщее и отражало содержательно-качественный аспект действительности;

в) чтобы общенаучное понятие активно участвовало в получении нового философского знания в решении проблем, составляющих предмет философского знания;

г) чтобы данное понятие составляло содержание методологии. Следует отметить, что категории философии возникли не все сразу, не все вместе, а в определенной последовательности, каждая на строго определенной стадии познания человечеством объективной действительности, фиксируя всеобщие стороны и связи, выявленные познанием на данной стадии. Категории отражают особенности этой стадии и являются своего рода ступеньками, опорными пунктами возвышения человека над природой, познания ее. Другими словами, категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития познания, моментами, фиксирующими переход познания с одних стадий развития на другие. Опираясь на эти ступеньки, мы приобретаем новые знания.

Являясь итогом практики и познания, категории философии имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками познания, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.

Раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего следует подчеркнуть их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Категории субъективны по форме. Как понятия они представляют собой субъективные образы объективного мира.

С точки зрения субъективных идеалистов, категории существуют только в сознании человека и не имеют никакого отношения к действительности. И. Кант также считал, что еще до того как человек начинает познавать мир, в его сознании уже имеются категории причинности, необходимости, случайности и другие, с помощью которых он якобы и упорядочивает хаотический мир явлений природы. Нечто подобное утверждают и современные субъективисты. Они считают, что категории — это такие общие понятия, которые связаны только с непосредственными чувственными переживаниями субъекта и не имеют отношения к объективному, вне человека существующему миру. Г. Гегель, хотя и признавал на словах объективный характер категорий, в самом деле рассматривал их как ступени, моменты развития абсолютной идеи, мирового духа.

Другой важнейшей чертой категорий с точки зрения диалектической логики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при известных условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие — причиной, необходимость становится случайностью, а случайность — необходимостью и т. д. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются.

Многие категории философии уже были рассмотрены в предыдущих темах. Таковы, например, категории материи, движения, противоречия, качества, количества и другие, отображающие то, что присуще явлениям и процессам природы, общества и человеческого мышления. Они имеют всеобщее значение, и ни одна наука не может обойтись без них, что, в свою очередь, подчеркивает их большое теоретическое и практическое значение.

Объективно присущие явлениям противоположные стороны мышления отражаются в системе взаимопротивоположных соотносительных или парных категорий, о которых и будет идти речь ниже. Диалектическая взаимосвязь парных категорий выражается в том, что невозможно представить их независимо друг от друга: нельзя понять, что такое сущность или что такое явление без учета связи сущности и явления; немыслимо понять, что такое общее или что такое отдельное без учета связи общего и отдельного, и т. д.

Огромное значение соотносительных и парных категорий в познании заключается в том, что в них отражено самое существенное с точки зрения диалектики — внутренние противоречия явлений действительности, присущие им противоположности. Именно в парных категориях познаются противоположные стороны единого. Если каждая из парных категорий отражает лишь одну определенную сторону противоположности, то система категорий, охватывающая явления действительности со всех сторон, дает цельное отражение действительности.

Важнейшими парными категориями диалектики являются: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность, вероятность; содержание и форма; сущность и явление.

Возникает вопрос: почему мы рассматриваем эти категории не отдельно каждую, а парами?

Дело в том, что каждая отдельная категория, например содержание, форма, необходимость, случайность, причина, следствие и т. д., фиксирует лишь какую-то отдельную сторону предметов и явлений, является выражением какого-то отдельного момента движения.

Так, категория причины связана с категорией следствия. Эта связь не произвольна, в связи этих категорий отражена реальная связь тех сторон действительности, которые они фиксируют. Следствие непонятно без причины, породившей его. Содержание так же не существует вне связи с формой, как и формы нет вне связи с содержанием; единичное находится в связи с общим, общее с единичным и т. д. Отсюда и «парность» категорий. «Парность», т. е. то обстоятельство, что мы берем и рассматриваем эти категории вместе, как непосредственно связанные друг с другом, означает не что иное, как один из способов отражения посредством диалектических понятий объективной диалектики.

Каждая из этих категорий находится в отношениях не только с другой категорией, с которой она непосредственно связана, но и со всеми остальными категориями. Например, категории причины и следствия связаны с категорией необходимости, а также с категорией закона и т. д. В каждом предмете можно обнаружить все категории, ибо не существует предметов, которые не имели бы содержания, формы, качества, количества, меры и других сторон, выражаемых различными категориями. И так как все стороны предмета взаимно связаны друг с другом, то только с помощью взаимной связи всех категорий можно отразить предмет как целое.

Рассмотрим парные категории.

При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи.

Поскольку в процессе практики мы прежде всего имеем дело с единичными вещами, то начнем рассмотрение категорий с единичного, особенного, общего.

Рассмотрение этой парной категории диалектики следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единичного и общего.

Отдельное — относительно обособленное образование — тело, вещь, явление , процесс, событие. Единичное — это индивидуальные неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее — существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Различие между единичным и общим носит относительный, а не абсолютный характер. Почти каждое общее выступает в качестве единичного по отношению к более широкому кругу явлений.

Наряду с различием единичного и общего диалектическая логика обязывает также выделять категорию особенного. Эта категория в известном отношении содержит в себе черты как единичного, так и общего.

Таким образом, особенное сочетает в себе свойства единичного и общего, являясь связующим звеном между ними. Все черты и свойства, присущие единичному и общему, относятся также к категории особенного. Следует уяснить диалектику этих категорий:

— во-первых, общее и единичное существуют объективно. Категории единичного и общего являются отражением в сознании людей единичных и общих свойств и признаков, существующих в вещах, предметах и явлениях;

— во-вторых, всякое общее в действительности существует лишь через единичное. Когда мы утверждаем, что источником развития всех предметов и явлений являются внутренние противоречия, то тем самым мы выражаем то общее, что свойственно всей действительности. Но существует ли это общее само по себе? Конечно, нет. Противоречие, как категория общего, проявляется через конкретные отдельные, единичные вещи и явления.

Сущность и явление. Данные категории более сложные, многоплановые и многогранные, чем остальные категории диалектики. Они отражают соотношение внутреннего и внешнего в предметах и процессах.

При рассмотрении данных категорий нередко допускается ошибка:

отождествляется сущность с внутренним, а явление — с внешним, сущность представляется как бы ядром, а явление — скорлупой. Следует четко представлять отличие философского понятия внутреннего от пространственно-геометрического. С философской точки зрения внутреннее — это основа процессов, это относительно устойчивая, «крепко сидящая» сторона процессов.

Сущность есть философская категория для отражения внутренней, относительно устойчивой стороны предметов и процессов, главного и определяющего в содержании их основы, которая определяет функционирование и развитие предметов и процессов.

Явление есть философская категория для отражения внешней стороны предметов и процессов, внешнего обнаружения сущности, проявления сторон и связей, закономерностей сущности.

Следует обратить внимание на диалектику этих категорий:

во-первых, сущность и явление существуют объективно;

во-вторых, сущность и явление органически взаимосвязаны между собой, они выражают с различной глубиной и полнотой одну и ту же реальность. Нет сущности, которая бы не имела своего проявления. В равной степени нет и таких явлений, которые бы не выражали той или иной сущности. Связь сущности и явления выражается в разных формах.

а) Сущность и явление связаны как единое и многое. Сущность всегда выступает как единое в некотором множестве явлений.

Пример: сущность листьев растений выражена в фотосинтезе, в функциях дыхания и преобразования световой энергии в химическую. Но как явления листья растений многообразны. Листья березы, дуба, клевера, сосны, кукурузы отличны друг от друга по форме, величине, но сущность их одна — фотосинтез.

б) Сущность и явление связаны как общее и единое. Общее может выступать как внутренняя закономерность многих единичных явлений.

в) Сущность и явление связаны как внутренне, так и внешне. Сущность всегда представляет внутреннее в явлениях, явление всегда представляет внешнее обнаружение сущности.

г) Сущность и явление связаны как устойчивое и меняющееся в явлениях;

в-третьих, противоположность этих категорий относительна: то, что в одном отношении выступает как сущность, в ином отношении выступает как явление. Событие есть и сущность и явление, но в разных отношениях;

в-четвертых, в данных конкретных отношениях явление и сущность не совпадают. Сущность выражается через явление.

Во многих процессах отдельные воспринимаемые явления дают искаженное отражение их сущности. В этом случае мы имеем дело с видимостью (кажимостью). Видимость (кажимость) — это проявление отдельных сторон, моментов, признаков сущности непосредственно в чувственных восприятиях человека, в живом созерцании. Кажимость содержит в себе субъективный момент. Предмет кажется таким-то или таким-то. Здесь имеется момент субъективного отношения к предмету. Но это не значит, что категория видимости чисто субъективна. Видимость — одна из сторон объективного мира. При этом следует иметь в виду, что в отличие от кажимости, имеющей объективное содержание, существует кажимость иллюзорная, когда истинная сущность процесса представлена явлением иллюзорным, ложным;

в-пятых, сущность как внутренняя основа процесса определяет, в конечном счете, и характер ее внешних проявлений. Но при этом надо иметь в виду, что характер явлений зависит не только от сущности, но и от тех условий, в которых она проявляется. Одна и та же сущность в различных условиях проявляется по-разному;

в-шестых, в процессе развития явления более подвижны, чем сущности. Однако не следует забывать, что сущность не остается неподвижной, неизменной. Изменение сущности обусловливается тем, что в процессе развития материального образования одни необходимые связи и стороны начинают усиливаться и играть большую роль, другие отодвигаются на второй план или исчезают совсем.

Похожие работы