Публикации

1.4. Диалектическая логика о закономерностях развития бытия

Категория закона является одним из важнейших понятий научного познания. На основе знания законов природы, общества и мышления происходит постижение глубинных, необходимых и существенных связей в вещах и процессах действительности, которые стоят за внешним и случайным их проявлением. Знание законов объективного мира означает знание устойчивых зависимостей между материальными системами и тенденций их изменения и развития. Сущностное постижение конкретного дается на основе формулирования законов.

Понятие закона формировалось на протяжении истории развития частных наук и философии.

Законы науки есть отражение объективных законов природы и общества. Они формируются в виде определенных утверждений. Есть законы механики, физики, химии, биологии, экономической науки, диалектики и т. д. В них выражается уровень знания, достигнутый наукой и практикой. С открытием новых сторон и связей явлений действительности формулировка законов науки может быть изменена и дополнена.

Ставить знак равенства между законом действительности и тем, как он выражен в данный период времени в науке, нельзя, ибо знания в каждом пункте своих достижений содержат момент относительности, неполноты. Нельзя еще и потому, что законы действительности — это объективные связи и отношения явлений и процессов мира, а законы науки представляют собой отражение этих связей в сознании человека в системе естественных и искусственных языков. Вместе с тем различие законов действительности и законов науки нельзя абсолютизировать как раз потому, что законы науки есть выражение существенных связей действительности. Следует подчеркнуть, что закон носит объективный и субъективный характер. Субъективность закона в том, что его формулирует человек с помощью своего сознания и выражает в языке.

Однако трактовка законов как только продукта деятельности сознания человека вызывает трудности, возникающие в ходе их познания, особенно при исследовании проблем истинности. Проверка истинности утверждений, в которых выражаются законы науки, является довольно сложной проблемой. Ряд законов вообще не подлежит прямой экспериментальной проверке. И некоторые философы считают, что критерием истинности законов является логическая непротиворечивость в системе знаний или их полезность, удобство и т. д.

Например, современные позитивисты придерживаются, с одной стороны, феноменологического взгляда на природу научных законов, прямо не отрицая их объективного характера. Но эту объективность они сводят фактически к возможности одинакового истолкования данных опыта различными субъектами. С другой стороны, трактуя чисто аналитически логику и математику, неопозитивисты вносят в понимание законов элемент априоризма.

При решении вопроса о критерии истинности законов неопозитивисты впадают в непреодолимое противоречие. Принцип верификации, выдвинутый ими в качестве критерия осмысленности утверждений науки, оказался несостоятельным. Свести ряд теоретических положений к утверждениям, непосредственно проверяемым на опыте, в принципе невозможно. Поэтому они предлагают рассматривать законы науки как результат соглашения между учеными.

Диалектическая логика утверждает, что общественно-историческая практика, обладая достоинством непосредственности и всеобщности, отделяет истину от заблуждения.

Гносеологический анализ категории закона опирается на определенные онтологические предпосылки. Философия здравого смысла рассматривает окружающий нас мир как взаимосвязанные материальные системы, структурно оформленные, функционирующие и развивающиеся по определенным законам. Признание закономерного характера функционирования и развития всех материальных систем опирается на данные естественных и общественных наук, на практику жизни.

Мир есть движущаяся материя. Это непрерывный поток разнообразнейших превращений и изменений, исчезновение и возникновение различных материальных систем. В бесконечном материальном мире все связано и взаимообусловлено, при этом имеет место определенная устойчивость систем и их элементов, последовательность их изменений и превращений.

Принципы материального единства мира, развития и детерминизма дают логическое основание для вывода о наличии универсальной закономерности мира.

Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Законы охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы.

В любом законе отражена зависимость явлений и предметов друг от друга (или зависимость сторон предмета).

Важной чертой закона является отражение в нем связи явлений.

Изучая связи, в которых в природе и обществе совершается развитие, обнаруживая их устойчивые и всеобщие формы, диалектическая логика тем самым вскрывает законы развития, ибо закон — это прежде всего связь, отношение между явлениями или сторонами явлений. Но закон — это связь особого рода. Не каждая из всех многообразных связей оказывается закономерной. Закономерные связи отличаются рядом признаков.

Во-первых, закономерные связи — это объективные связи. Диалектическая логика стоит на точке зрения признания объективности законов развития природы и общества, то есть считает, что законы присущи самой реальности и существуют, так же как и материя, вне сознания человека и независимо от его воли. Например, закон всемирного тяготения выражает взаимодействие двух или нескольких тел между собой. Это взаимодействие объективно, оно существует вне сознания и не зависит от него.

Во-вторых, закономерные связи — это общие связи, то есть такие, которые свойственны многим вещам и явлениям, определенным группам вещей и явлений или даже всем вещам и явлениям объективного мира. Единичные связи не относятся к закономерным связям. Например, периодический закон Менделеева, устанавливая связь между зарядом ядра атома и свойствами элемента, выражает общие связи, присущие всем химическим элементам, а не одному какому-нибудь элементу. Наиболее общие связи выражаются в законах диалектики. Так, диалектический закон единства и борьбы противоположностей, будучи всеобщим, охватывает все вещи и явления объективного мира.

В-третьих, закономерные связи — это существенные связи, то есть такие, которые являются главными, основными, определяющими специфику и характер движения предмета. Несущественные связи не являются закономерными. Так, закон об определяющей роли производства в развитии общества выражает сущность, основу, главное содержание процесса общественной жизни.

В-четвертых, закономерные связи — это необходимые связи, то есть такие, которые совершаются непреложно, неизбежно. Важнейшим элементом необходимых связей является причинная зависимость связанных между собой явлений, при которой одни явления обусловливают состояние, изменение или возникновение других явлений.

Наконец, в-пятых, закономерные связи — это относительно устойчивые, повторяющиеся, воспроизводящиеся связи, которые определяют направление и характер развития явления, это взаимосвязи, совершающиеся в определенном порядке, в определенной форме, а не хаотично. Понятие закона как раз и выражает этот устойчивый порядок, или форму, связей. Беспорядочные, бесформенные связи и связи кратковременные не относятся к закономерным связям.

Таким образом, закон есть определенная устойчивая форма объективных, общих, существенных и необходимых связей между явлениями или сторонами явления, определяющих направление и характер развития этих явлений. Данное определение представляет собой определение закона вообще, всякого закона.

Диалектическая логика выделяет требования, предъявляемые к законам науки. Они таковы:

  • адекватность и относительность описания (отражения) объективной реальности;
  • истинность и достоверность описания (отражения) объективной реальности;
  • интерпретируемость (имеется в виду сложность в логическом плане);
  • информативность;
  • по возможности проверяемость;
  • относительность по форме существования и применяемости.

Важной проблемой на современном уровне развития науки является критерий классификации законов. По нашему мнению, классифицировать можно следующим образом:

а) по специфике объекта познания — законы природы, законы общества, законы мышления;

б) по степени общности — законы всеобщие, законы общие, законы частные;

в) по различию отношений между элементами системы — законы структуры, законы функционирования, законы развития;

г) по форме детерминированности процессов — динамические и статистические законы;

д) по значимости — основные и не основные законы;

е) по способам и формам выражения зависимостей — качественные и количественные законы;

ж) по степени обобщения — эмпирические и теоретические законы.

Проанализируем особенности некоторых групп законов. Как уже отмечалось, они различаются прежде всего по степени общности, то есть по степени охвата явлений во времени и пространстве. Одни законы охватывают связи, присущие какой-либо определенной стороне объективного мира, например количественные отношения, изучаемые математикой. Другие связи, специфичные для определенных форм движения материи. Так, биологические законы охватывают только явления живой природы, общественные законы — общественные явления и т. д. Но, кроме того, есть всеобщие, или наиболее общие, законы, которые присущи всем явлениям объективного мира. Это означает, что сфера их действия безгранична: они действуют в неживой и живой природе, в человеческом обществе и мышлении. Вместе с тем эти законы вечны. Если, например, биологические законы появляются, когда возникает живая природа, а общественные — когда возникает человеческое общество, то всеобщие законы действуют всегда, так как они являются законами всеобщего движения и развития материи и вечны так же, как материя и ее движение.

Особые законы различных форм движения материи и законы, относящиеся к отдельным сторонам объективного мира, изучаются специальными естественными и общественными науками. Всеобщие законы развития изучаются диалектикой.

Будучи всеобщими, законы диалектики отнюдь не существуют и не действуют сами по себе, в каком-то «чистом виде», отдельно от особых процессов, единичных вещей и явлений. Они существуют и действуют в отдельных явлениях, в конкретных процессах, причем их действие совершается в особых формах, зависящих от специфики этих явлений и процессов, от особых конкретно-исторических условий их развития.

Существуя в особом и единичном, всеобщие законы связаны с особыми законами, определяющими специфику конкретных явлений, проявляются в действии этих особых законов. В то же время, будучи всеобщими формами, в которых совершается единый универсальный процесс развития, являясь выражениями различных его сторон и черт, законы диалектики тесно связаны и взаимодействуют между собой.

К основным законам относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицание отрицания. Этими законами, конечно, не исчерпывается диалектика — богатое, всестороннее и глубокое учение о развитии, установившее его многочисленные закономерные связи. Кроме основных законов, еще целый ряд закономерных связей выражается категориями диалектики. Например, так называемые парные, или соотносительные, категории — сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность и др. — отражают объективные закономерные связи. Эти закономерные связи тоже всеобщи, но к основным не относятся. Они представляют собой более конкретные проявления основных законов.

В философской литературе раскрытию сущности динамических и статистических законов уделяется мало внимания. Поэтому мы постараемся выделить прежде всего особенности этих законов.

Во-первых, динамический закон выражает связи и отношения между отдельными процессами и явлениями, где ограниченное и практически небольшое число существенных, устойчивых связей и отношений доминирует над всеми остальными, определяя исход процесса. Статистический закон, напротив, выражает связи и отношения массовых явлений, «ансамбля событий», где теоретически бесконечно большое число не коррелированных между собой связей, не обнаруживая заметного доминирования друг над другом, определяет исход процесса всей своей совокупностью.

Во-вторых, динамическая закономерность выражает отношения между элементами жестко детерминированной системы, а статистическая закономерность — отношения между элементами вероятностной системы.

В-третьих, случайное явление не укладывается в рамки динамического закона, оно элиминируется. Статистическая закономерность выражает диалектическую связь необходимости и случайности. Необходимость выступает в неразрывной связи со случайностью, пробивая себе дорогу через массу случайностей.

В-четвертых, в динамической закономерности причина выступает непосредственно. Причина и следствие в такого типа законах связаны функционально. В статистической же закономерности сложным образом переплетаются многие независимые причины. Причина со следствием связана коррелятивно, то есть причинно-следственная связь оказывается более скрытой от непосредственного наблюдения.

В-пятых, динамические законы позволяют на основании знаний об определенной области пространства — времени давать однозначные предсказания о другой области пространства — времени. Статистические законы в отличие от динамических позволяют на основании знаний об определенной области пространства — времени давать вероятностные предсказания о другой области пространства — времени.

В-шестых, при описании процессов и явлений, подчиняющихся динамическому закону, эффективными оказываются дифференциальное и интегральное исчисления. При описании явлений и процессов, подчиняющихся статистическим закономерностям, применяется аппарат теории вероятностной и математической статистики.

С категорией «закон» тесно связано понятие «закономерность», сходное с ним в своих признаках. Понятие «закономерность» выражает такой тип связей, который характеризует прежде всего развивающиеся системы, особенно в период их становления. Через этот тип связей проявляет себя общая тенденция процесса, складывающаяся как совокупное действие ее различных сторон. Так, переход от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму характеризуется рядом закономерностей, отражающих существенные стороны этих процессов.

Понятие закономерности употребляется и для выражения того факта, что в основе всех процессов лежат объективные законы, что действительность не есть хаос и случайное скопление явлений, а представляет собой взаимодействующие друг с другом системы. В этом взаимодействии обнаруживается определенная упорядоченность, устойчивость связей, что и выражается понятием закономерность. Категория «закон» углубляет и конкретизирует представление о специфике этих связей.

Законы диалектики можно рассматривать в различной последовательности. Но следует помнить, что каждый из них выражает определенную грань развития. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник, двигательную силу развития. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает характер развития. Закон отрицание отрицания характеризует направленность развития, его поступательный характер. И только в совокупности они дают представление о развитии как об объективном процессе.

Исключать эти законы из области философского анализа действительности — грубейшая теоретическая и тем более практическая ошибка. Вульгарный подход к этим законам ведет к вульгаризации жизни.

А современная жизнь, все ее сферы (экономическая, политическая, социальная и духовная) так нуждаются в теоретическом обосновании.

Следует помнить, что некоторые проблемы законов диалектики уже поставили античные философы (Гераклит, Аристотель). Гегель обосновал эти законы.

Похожие работы