Публикации

1.1. Проблема бытия в философии, теологии и науке

С древних времен философия занималась познанием бытия. Занималась познанием бытия и теология. Если философия подходила и подходит к анализу бытия с позиции онтологии, гносеологии, диалектической и формальной логики, то теология — с чисто трансцендентальной позиции. В различных философских системах содержание и сущность бытия трактуются неоднозначно. Бытие одними философами понимается как идея, мысль, разум, нус, усия, эссенция, другими — как универсалия, как природа, материя, как категория, в которой отражается всеобщая реальность.

По-разному рассматривает бытие и теология. Катафатическая теология рационализировала идею Бога, применила к Богу рациональные категории, выработанные по отношению к объективному миру. Поэтому она с легкостью утверждает, что Бог есть бытие и к нему применимо мышление, приспособленное к познанию бытия. Такой взгляд представляет собой теологический натурализм. Апофатическая теология считает, что Бог есть не бытие, а сверхбытие. Бог есть не природа, не бытие, а Дух. Дух не есть бытие, он выше бытия и находится вне объективизации. Дух есть свобода, а не природа, он есть акт, творческий акт, а не застывшее явление. Бытие, Истина, Благо и Любовь — существенные атрибуты Бога. От Бога бытие получает все, сотворенное из ничего.

Наука анализирует конкретные формы бытия. Первым философом, анализирующим бытие, был Парменид. Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие вечно. Оно не имеет прошлого, ибо прошлое — то, чего уже нет; не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца. Он вывел бывание из бытия. «Единственная истина, — утверждает философ, — состоит в том, что существует бытие, ничем и никем не порожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена».

Парменид не признавал существование небытия: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Философ -основоположник особой онтологической традиции в философии, связанной с гениальными усилиями разума. Но его онтологизм тесно связан с гносеологизмом. По его мнению, понятие «бытие» наиболее широкое и высокое. Бытие — это мысль, иной раз утверждал он.

Доказывая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Короче говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку. И Парменид толковал человеческое мышление так:

оно получает знание в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Таким образом, бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.

Парменид поставил проблему соотношения категорий «сущность», «существование», «действительность», «бытие», «истина», «реальность». Но разрешить ее он не сумел.

В античной философии учение о бытии продолжил Платон. Он считал, что подлинное бытие есть царство идей, которое находится за подвижным и множественным чувственным миром. Платон утверждал примат добра, блага над бытием. У него единство совершенства — высшая идея, идея бытия есть самобытие.

Аристотель считал, что понятие бытия логически и грамматически двусмысленное, два смысла в нем смешиваются. Бытие значит, что что-то есть, и бытие значит то, что есть. Второй смысл бытия должен быть устранен. Бытие оказывается субъектом и предикатом, подлежащим и сказуемым. В действительности бытие есть лишь предикат. Бытие есть общее. Но общее не имеет существования. Бытие абстрактно и проявляется через конкретное. Аристотель выдвинул проблему, которую решают философы и естествоиспытатели и в настоящее время. Науку интересует не бытие вообще, а то, чему и кому бытие принадлежит, то есть качественная определенность, или глубже — сущность.

Бытие «вообще» формирует мировоззрение.

Античные философы, занимающиеся бытием, в культуру и мировоззрение ввели представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекрасного, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро. С другой стороны, бытие — понятие наиболее широкое и высокое, бытие есть общее, универсальное, а общее и универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное. Эти идеи были восприняты многими философами, развивались ими и развиваются в настоящее время. Но развитие их шло и идет по разным направлениям.

Во-первых, утверждается, что существует подлинное бытие. Следовательно, земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Это бытие постигается мыслью. Если существует подлинное бытие, совершенное, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, совершенствовании, приближающим его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Но в чем сущность подлинного бытия — вопрос остается открытым. Человеческий разум не способен пока сконструировать модель подлинного бытия.

Во-вторых, отказ от абсолюта. Это не означает, что философы отказались от бытия. Они переходят от понятия бытия к конкретному бытию. Это достигается путем признания онтологичности самого понятия, оно и есть бытие, полное внутренней жизни. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь воспринимаются как единственное и несомненное бытие. Философия жизни утверждает, что бытие — это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее. Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.

В-третьих, с помощью категории бытия интегрируются основные идеи, связанные с проблемой существования мира (мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность), природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хоть и в различных формах; в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную Реальность, действительность, пред -заданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Некоторые философы пытались дать определение понятию бытия, соотнося это понятие с другими понятиями, а именно: с реальностью, действительностью, сущностью, существованием, истиной и т. д. Рассмотрим некоторые из этих понятий.

Реальность отражает совокупность всего существующего в действительности. Говоря о бытии, дают ему определение: бытие — это категория, в которой отражается всеобщая реальность (объективная и субъективная). С таким определением можно согласиться.

Под сущностью следует понимать глубинную систему связей и отношений, возникновение которой обусловливает возникновение, существование, функционирование, развитие процессов и систем и с разрушением которой прекращается существование последних.

Категория «существование» служит для обозначения прежде всего наличествования чего-то качественно определенного. Если бытие говорит о том, что что-то есть, а не о том, что есть, то существование говорит о том, что конкретно есть. Как отмечает Н. Бердяев, «...бытие есть общее, универсальное. Но общее не имеет существования. Универсальное есть лишь в существующем, в субъекте существования, а не в объекте. Мир плюралистичен, в нем все индивидуально и единично. Универсально-общее есть лишь достижение качества единства и обобщения в этой множественности индивидуальностей». Бытие есть суждение оценки, реальное есть предикат суждения.

Категория «действительность» обозначает, с одной стороны, некую реальность, существующий мир. Здесь она сближается с бытием. С другой стороны, действительность есть такая наличность, в которой многообразие проникнуто внутренними взаимосвязями, образующими целостную систему с основой, с закономерностями функционирования, развития. Для осмысления действительности необходимо проникнуть в существование через сущность.

В процессе познания цепочка субъекта представляется такой: бытие существование — действительность — сущность. Как видим, нет совпадения бытия с сущностью. Таков здравый смысл. И не прав был Фома Аквинский, когда говорил: «Поскольку нет полного совпадения бытия с сущностью у отдельных компонентов мира, то и весь мир может быть, а может и не быть в своей совокупности, ибо он не необходим, а лишь возможен и случаен... Очевидно, что, и существуя, мир существует не сам по себе, а благодаря чему-то иному, чье бытие тождественно сущности, а это иное — Бог».

Необходимо понять соотношение между такими понятиями, как истина и бытие. Истина есть не то, что имеет бытие, даже не то, что существует, истина есть достигнутое качество и ценность. В истине отражается ценность конкретного бытия, то есть существующего. Истина — духовна. Нельзя поклоняться бытию, тому, что есть, потому только, что оно есть. Поклоняться надо истине, но не бытию. Нельзя считать бытие единственным мерилом и критерием ценности, истины, добра, красоты. Правда, истина, добро и красота — это то же бытие в широком смысле слова. И чтобы они стали ценностью, их необходимо определить, то есть раскрыть их сущность.

Итак,

— во-первых, бытие — это понятие наиболее широкое с точки зрения формальной логики; у этого понятия объем довольно велик, а содержание мало; в нем отражается признак «всеохватывающая реальность»; бытие есть общее, универсальное, а общее, универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное;

— во-вторых, в категории «бытие» фиксируется, что что-то есть, а не то, что есть; то, что есть, фиксируется в понятиях «существование», «действительность», «сущность»;

— в-третьих, опять с логической точки зрения, бытие — это лишь предикат, а не и субъект, и предикат одновременно;

— в-четвертых, бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, бытие есть чистая позитивность;

— в-пятых, бытие глубоко мировоззренческое понятие;

— в-шестых, следует различать философский смысл бытия и конкретные его проявления через формы бытия. Проблема форм бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

Обычно выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (в неиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Проанализируем формы бытия.

Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой природы. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне сознания и независимо от него. Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его принимают, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить, по крайней мере, основные возникающие в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, когда сказал:

«...нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас... и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению».

При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности философия сталкивается прежде всего вот с какой трудностью, своего рода парадоксом: о вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия — и устанавливает не иначе как опираясь на свое сознание и действие. Да, именно люди судят о природе и говорят, что она существовала до появления человеческого рода и что после возникновения человека и его сознания она сохраняет независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, в том числе аргументов, опытных и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого социально-исторического опыта, конкретного практического опыта всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов. Повседневная проверка, спрессованная в опыт истории, и придала мысли о существовании природы до и независимо от человека фактическую очевидность не только как факту человеческой жизни, но и как обоснованному научному выводу естествознания и философии.

О бытии первой природы можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом — коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия. Но здесь важны бытийственные различия между природой в целом и ее отдельными сущими.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием. Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие — и сохраняющееся, и исчезающее. Такие мыслители, как Гераклит и Г. Гегель, ярко раскрыли диалектику бытия преходящих вещей. Гегель, говоря о процессе становления, метко обозначил его словом — исчезающее бытие или бытие-исчезновение. В конце концов бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Итак, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в непреходящем бытии природного мира как целого.

Первая природа — благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания — является реальностью особого типа. Земля миллиарды лет существовала без человека. После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему пребывает (то есть постоянно бытие действует) как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека и человечества реальность. В универсуме природы человек с его сознанием -только одно из более поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком (или каким-нибудь другим разумным существом). Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались; и человек не может охватить не только восприятием, но даже воображением и мыслью весь универсум.

Похожие работы