Публикации

8. Временной оборот и возрастная структура рабочей силы

Рост значения динамической стороны всех народнохозяйственных процессов особенно важен для рабочей силы из-за длительности ее народнохозяйственного оборота, стадийности развития рабочей силы, сложности социально-экономического механизма приспособления к изменяющемуся миру. До сих пор остается открытым вопрос о характере необходимого опережения в развитии подготовки и переподготовки кадров по сравнению с достигнутым научно-техническим уровнем производства, а также социальный аспект возрастного движения рабочей силы.

Воспроизводственный оборот рабочей силы включает два потока: оборот возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы и оборот самих работников, определяемый особенностями жизненного цикла отдельного человека и демографическими факторами. Первый поток по своему содержанию не связан с движением квалификационно-образовательного потенциала. Он включает, во-первых, оборот жизненных средств, поддерживающих работника и его семью. Этот процесс соединяет движение рабочей силы со всей системой межотраслевых связей по производству товаров и услуг. Во-вторых, оборот денежной части капитала, затрачиваемой на содержание рабочей силы, через который ее воспроизводство вовлекается в общую систему товарно-денежных и финансовых связей хозяйства. В товарно-денежном народнохозяйственном обороте участвуют жизненные средства рабочего и их денежные эквиваленты. В натуральной форме данные средства потребляются, их жизненный цикл заканчивается, а стоимость исчезает.

В отличие от этого рабочая сила как способность к труду отдельного работника или всей совокупной рабочей силы не является составной частью ни основных, ни оборотных фондов. Рабочая сила имеет самостоятельные объективные законы своего движения, обновления, развития, взаимосвязи с другими элементами производственного потенциала, которые определяются воздействием на него естественных и демографических факторов, прежде всего длительного периода пребывания каждого поколения работников в составе рабочей силы. Период трудовой деятельности начинается в зависимости от социальных и образовательных факторов с 16—24 лет и продолжается до 55—70 лет. Таким образом, средняя продолжительность трудового стажа составляет около 40—45 лет. Этот срок сравним с продолжительностью службы производственных зданий и он во много раз больше, чем у средств производства.

Рабочая сила одновременно несет на себе отпечаток прошлого и содержит элементы уже предопределенного в данный момент далекого будущего. В настоящее время рождается поколение, которое будет находиться в составе рабочей силы в середине будущего столетия, а те, кто ныне получает образование, еще будут работать в 2035—2045 гг.

Ретроспективная и перспективная проекции всех поколений, присутствующих в составе населения в каждый данный момент, охватывают вместе период более столетия. В таком временном диапазоне страна «пожинает плоды» экономического и социального наследия прошлого и несет реальную ответственность перед будущим. Это означает, например, что социальное неравенство, дискриминация в отношении получения полноценного образования — не только и, может быть, не столько пороки общества сегодняшнего дня, сколько основа для долговременных и трудно излечимых социальных бедствий будущего.

В своем развитии от рождения до смерти человек проходит через ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется особым состоянием его природных и приобретенных свойств и определяет особенности его участия в образовательной, производственной, научной, культурной и т.п. деятельности. На каждой стадии требуются особые вложения в формирование человека, отсутствие которых нельзя полностью возместить никакими запоздавшими затратами на последующих стадиях. По данным признакам можно выделить следующие стадии оборота рабочей силы в процессе ее воспроизводства.

1. Период от рождения до получения формального общего и специального образования. Этот временной отрезок является наиболее важным и неоднородным. По составу он разделяется на следующие подпериоды: время начального семейного воспитания; время дошкольного обучения; время школьной образовательной подготовки; время получения специального или профессионального образования.

2. Первоначальный период вступления в состав рабочей силы. Эта стадия жизни характеризуется значительными трудностями адаптации, низким начальным уровнем заработной платы и значительными темпами ее роста.

3. Основной период эффективной и стабильной трудовой деятельности вразличных отраслях хозяйства. В течение данного срока, который продолжается 20 иболее лет, достигается максимальный уровень заработной платы и держится в течениевсего срока трудовой деятельности. Достигаются также наивысшие показатели и постепени вовлечения данных возрастов в состав рабочей силы, количествуотработанного в течение года рабочего времени, а уровень безработицы минимален.

4. Период постепенного возрастного снижения трудовой активности и адаптации к выходу из состава рабочей силы.

5. Пенсионный период.

Каждой из стадий воспроизводственного оборота рабочей силы соответствует определенная возрастная группа трудового населения страны. Внутри этих групп имеются работники разных профессий и отраслей, уровней квалификации (см. табл. 14).

Описанное выше «горизонтальное» деление рабочей силы по возрастным стадиям ее долговременного воспроизводственного оборота является «сквозным» и общим для всех различных отрядов трудового населения. Каждая возрастная группа необратимо проходит стадии жизненного цикла. Этот оборот как бы воплощает объективное единство всех отрядов совокупной рабочей силы в межотраслевом, межпрофессиональном и т.п. аспектах и во временной перспективе.

Для того чтобы поддерживать (в рамках оптимального социально-экономического баланса) дифференцированные социальные интересы трудящихся, необходимы общенациональные политические силы и соответствующая правовая, прежде всего законодательная, инфраструктура. Этого требуют объективные закономерности долговременного воспроизводственного оборота рабочей силы.

Долговременность и стадийность воспроизводственного оборота, накопленного в стране фонда качественных свойств рабочей силы, обусловливают объективную необходимость поддерживать опережение в развитии образовательного потенциала по сравнению с уровнем материально-вещных производственных фондов хозяйства. Для достижения подобной цели нужно, чтобы каждое поколение рабочей силы, представляющее последовательные ступени цикла, получало определенный «заряд» качественного совершенствования в виде такого объема подготовки, который был бы достаточен не только для обеспечения готовности к решению различимых задач следующей стадии воспроизводственного цикла (через 5-10 лет). Необходимо также, чтобы в то же время укреплялась потенциальная адаптивность к пока еще недостаточно ясным перспективам следующих стадий на период до предполагаемого выхода этой когорты трудящихся из состава рабочей силы. Следовательно, для каждой стадии воспроизводства существуют два перспективных диапазона опережения: первый — от данного момента до следующей стадии долговременного воспроизводственного цикла и второй — до полного завершения цикла этой когорты рабочей силы.

Таблица 14. Возрастной состав рабочей силы США (в %)*

Год

Всего, млн. чел.

Возраст, лет

до 25

25-34

35-44

45-54

55-64

65 и старше

1960

69,6

16,6

20,7

23,4

21,3

13,5

4,6

1965

74,5

19,0

19,1

22,6

21,2

13,9

4,2

1970

82,8

21,6

20,6

19,9

20,5

13,6

3,9

1975

93,8

24,2

24,4

18,0

18,2

12,1

3,2

1980

106,9

23,7

27,3

19,1

15,8

11,2

2,9

1983

111,6

21,7

28,5

21,2

15,1

10,8

2,7

1990

121,7

18,5

29,2

24,2

15,7

9,7

2,7

Уровень доходов (медиана для мужчин), %

100

190

240

242

236

198

Структура безработицы, % к общему числу безработных

50 29,8

18,0 2,2

Уровень образования (медиана), число лет

-

12,9

12,8

12,6

12,1

Составлено по данным: Statistical Abstract of the United States.

Для начальных этапов допроизводственной стадии развития рабочей силы — периода семейного и дошкольного воспитания — обе подобные цели практически совпадают: за это время необходимо обеспечить максимальное развитие способностей, положительных черт характера и привычек, воспитать активный творческий интерес к учению и труду. Подготовка же к переходу от одного звена системы к другому внутри данной стадии состоит во внутреннем совершенствовании образования, обеспечении его преемственности и непрерывности. Опыт показывает, что проблемы и противоречия возникают здесь, во-первых, из-за различий в качестве образования, обусловленных социальным неравенством и различными формами дискриминации, во-вторых, на стыках между различными ступенями и формами образования, когда существует их разобщенность и несогласованность.

Для положения младших, находящихся в учебных заведениях поколений характерно сочетание следующих обстоятельств: наиболее длительный срок до выхода из состава рабочей силы и уникальная психофизическая предрасположенность к обучению, развитию способностей и воспитанию. При условии их высокого качества затраты на дошкольное, школьное и высшее образование могут быть наиболее производительными, поскольку суммарная эффективность капиталовложений зависит от срока, в течение которого происходит их окупаемость. С переходом к каждой последующей стадии предстоящая длительность такого периода «пожинания плодов» (в узкоэкономическом смысле) неуклонно сокращается. Кроме того, наибольшие возможности развития (и, конечно, наоборот — запаздывания и потерь творческих способностей) в раннем детском возрасте делают данный период своеобразным регулятором того потенциального уровня будущих качественных научно-технических и других сдвигов, которого может добиться это поколение рабочей силы.

Двоякую цель имеет и переподготовка зрелых отрядов рабочей силы. В ней должны быть предвосхищены условия научно-технического развития на период 5—10 лет вперед, т. е. на время следующей стадии цикла. В то же время необходимо пополнить общеобразовательный и общенаучный, общетехнический, культурный фундамент квалификации, с тем чтобы поддерживать способность работника к адаптации в течение всего оставшегося времени до его выхода из состава рабочей силы. Этот период различен и колеблется для разных возрастных категорий от пяти до 34—40 лет.

Работники старших возрастных категорий всегда уязвимы для дискриминации со стороны предпринимателей под предлогом их несоответствия новым условиям производства. Но если в довоенный период главной проблемой было возрастное снижение физических сил, из-за которого пожилые рабочие не выдерживали рост интенсивности труда, то в последние десятилетия к этому добавился фактор отставания уровня общеобразовательной и специальной подготовки от требований производства и жизни, а также ограниченность в условиях быстрых технических и социальных изменений приобретенного в течение жизни производственного опыта.

В конкретных производственных ситуациях масштабы и направленность переподготовки определяются действием самых различных факторов, связанных, в частности, с ограниченностью трудовых и материальных ресурсов. Нехватка средств, а также элементы стихийности производства автоматически создают условия, при которых приоритет получают краткосрочные, текущие потребности. Вследствие этого программы переподготовки даже в самых развитых странах чаще всего критикуются за их утилитарный характер, направленность либо на ускоренную подготовку рабочих и технических кадров для модернизируемых и новых производственных мощностей, либо на узко специализированную переподготовку руководящих и административных кадров. Самый низкий престиж и результативность имеют программы переподготовки лишившихся работы малограмотных взрослых людей, во многих случаях принадлежащих к числу национальных меньшинств.

До недавнего времени приспособление нужд экономического развития к объективным закономерностям воспроизводственного оборота рабочей силы происходило в основном стихийно-эмпирически. Мы можем теперь видеть, что в результате этого повсеместно сложилось явное отставание уровня управления человеческими составляющими воспроизводственных сил от управления техническими и вообще материальными системами. Здесь уже давно и постоянно используются естественные и технические науки, солидные экономические обоснования.

В свою очередь целенаправленное практическое использование общественно-экономических и гуманитарных знаний происходило спорадически, а огромные связанные с этим потенциальные возможности находились в латентном состоянии. В настоящее время в данной области наблюдается коренной перелом. Дело идет к выравниванию научной обоснованности формирования материальных и человеческих факторов воспроизводственных сил. Это означает новое качество в их народнохозяйственной сопряженности, открывающее новые возможности повышения экономической и социальной эффективности.

Учет специфики возрастных стадий развития рабочей силы сочетается с распространенной практикой разработки моделей профессионального совершенствования рабочих и специалистов. В наиболее общем виде такие модели представляют собой обобщенное выражение объема и структуры профессиональных (включая управленческие), общественно-политических и общекультурных знаний, свойств и навыков, а также личных качеств, необходимых для той или иной деятельности, получаемых в процессе различных форм обучения и накопления опыта.

В их состав входят такие характеристики, как функциональное назначение специалистов, границы его профессионального и общеобразовательного профиля, профессиографические описания деятельности, прогнозы развития профессии на близкую и отдаленную перспективы, схемы учебных дисциплин по объему и структуре. При этом подразумевается, что в условиях научно-технических изменений при любом подходе остается элемент неопределенности, неэкстраполируемых изменений.

Отсюда следует, что скрупулезная детализация и специализация в планировании образования и подготовки кадров малопригодна. Более перспективны общепринятые ныне принципы совершенствования возможностей адаптации работников к меняющимся условиям и приспособления образовательного процесса к дифференцированным способностям учащихся. Практика заставляет в полной мере считаться с такими объективными обстоятельствами, как единство экономических и социальных целей образования, тесная связь специального образования с общеобразовательной подготовкой. Постоянно и сознательно поддерживается тенденция к расширению профиля подготовки рабочих и специалистов. Она обеспечивает прочную основу гибкости и приспособляемости работников к постоянным изменениям.

Похожие работы