Публикации

5. Модель образования экономистов

В настоящее время общепризнанным лидером в развитии университетского образования в целом, и в частности в области экономической теории являются США (им принадлежит большая часть Нобелевских премий по экономике). Университеты США играют ведущую роль в установлении стандартов экономического образования далеко за пределами своей страны. Численность экономистов-аналитиков, затраты на экономическую науку и контингента студентов и аспирантов в США в несколько раз выше, чем в других развитых странах мира вместе взятых. Рассматривая характеристики основных признаков американской модели отбора, подготовки и использования специалистов одного из экономических профилей следует подчеркнуть, что на ее примере излагаются общие принципы эффективного процесса подготовки в высшей школе профессионалов исследовательского и аналитического типа.

В США давно сложилась простая и надежная система определения потребности в такого рода кадрах. Ее основными звеньями являются:

  • учет собственной потребности университетов, предусматривающий привлечение не только своих выпускников, но также аспирантов и молодых преподавателей других престижных учебных заведений;
  • посредническо-информационная деятельность различных специализированных профессиональных обществ экономистов;
  • персонифицированный поиск отделов кадров частных организаций;
  • отлаженная конкурсная система приема на службу в государственные учреждения;
  • разветвленная сеть личных связей (в том числе бывших выпускников университетов). Помимо этого существует постоянно действующая общедоступная система профессионально-ориентационного оповещения молодежи о тенденциях в занятости и оплате, характере работы экономистов — аналитиков и преподавателей вузов. Такой работой по всему спектру групп специальностей, включаемых в официальный справочник профессий, согласно своему уставу занимается Министерство труда США.

Так же, как и в других областях обучения специалистов (инженерное дело, право и т. д.), особое, господствующее направление формирования данной группы создается малочисленностью экономистов-теоретиков, «штучным» характером их подготовки. В Американской экономической ассоциации, которая включает практически всех лиц активно и профессионально связанных с разработкой экономической теории (а также и многих других людей, просто интересующихся ею), состоит 21 тыс. человек, причем это число давно стабилизировалось. Оно близко к числу экономистов-преподавателей вузов (22 тыс. человек). Кроме того, до 37 тыс. экономистов общего профиля работают в неакадемических государственных и частных организациях самого различного рода — от федеральных министерств до отделов маркетинга в частных фирмах.

Образовательная система США с самого начала создает широкую базу для отбора талантливых и нацеленных на разработку теоретических проблем молодых людей. Основа подобного отбора закладывается в школьном возрасте, поскольку большинство учеников имеют возможность изучать вводный, а часто и более усложненные курсы экономики в средней школе в качестве доступных всем предметов по выбору. Для того чтобы в перспективе обеспечить такую возможность для желающих во всей системе наших отечественных школ, нужны не только отсутствующие пока в необходимых объемах кадровые и методические УСЛОВИЯ, учебники и т.п. Чтобы прочно внедрить изучение экономики (так же, как и другие гуманитарно-социальные дисциплины) в школы, потребуется хотя бы подойти к американскому Уровню концентрации средних школ, т. е. пройти тот путь, который занял в США почти все серединные десятилетия текущего века.

Второй элемент системы отбора талантливых будущих экономистов-исследователей — широкие масштабы выпуска экономистов вузами США (табл. 12).

Таблица 12. Выпуск экономистов в вузах США в 1957—1990 гг.

Профиль1957 г.1960 г.1970 г.1980 г.1990 г.
тыс.%тыс.%тыс.%тыс.%тыс.%
Всего 68,7 100 59,0 100 123 100 205 100 246 100
Экономисты общего профиля 10,5 15 7,5 13 17,3 14 18,0 9 20,7 8,4
Бухгалтеры, ревизоры     10,8 18 21,2 17 42,7 21 47,0 19,1
Организаторы хозяйственной деятельности 58,2 85 40,7 69 84,0 69 144,0 70 178,5 72,5

С середины 70-х годов доля экономических профилей выросла с 12 до 25% из всех, получивших в этой стране вузовский диплом. В нашем контексте важен сам этот факт, хотя не менее значима и его глубинная причина, которая связана с решительным переходом от технических к экономическим методам управления хозяйством, резким поворотом к социальной ориентации в развитии всех областей экономической жизни страны за последние два десятилетия.

Выпуск экономистов в вузах США превышает потребность в них хозяйства страны. Экономическое образование в США (как и большинство других областей высшего образования) в равной мере работает как на удовлетворение нужд в небольшом числе первоклассных профессионалов, так и на общее повышение качества рабочей силы, усиление роли экономически грамотной кадровой прослойки во всех звеньях хозяйства.

Вузы США готовят экономистов по трем базовым направлениям: выпускники общего профиля (экономике), бухгалтеры, ревизоры; организаторы хозяйственной деятельности (менеджеры и деловые администраторы). Все они обучаются по близким программам широкого профиля (схема 9). Из числа студентов путем индивидуального отбора выделяется небольшое число способных экономистов-теоретиков, в частности будущих преподавателей вузов, и экономистов-аналитиков. Остальная часть занимает после выпуска самые разнообразные должности в управленческом аппарате, городском хозяйстве, банках, торговле, обслуживании и других, где их квалификация обеспечивает высокий уровень выполнения функций, которые непосредственно определяют фактическую эффективность всех хозяйственных структур.

Схема 9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗАХ США

Специальные дисциплины
Общий профиль (Экономикс) Организаторы хозяйственной деятельности
Закономерности циклов экономического развития Основы менеджмента
Государственное планирование Управление производственной фирмой
Принципы системного анализа Общественное и деловое администрирование
Теория денег и банков Кредитно-финансовые отношения
Коммерческая и общая статистика Теория движения товарных масс
Экономика и политика городского хозяйства Организация сбыта и транспортных перевозок
Экономика потребления Бухгалтерский учет
Принципы международных экономических связей Общая социология
Социальная политика Общая психология
Принципы налоговой политики Наука о поведении
Национальный доход и национальное богатство Производственная психология
  Трудовое законодательство
  История трудовых отношений
Общие дисциплины
Теория экономики
Макроэкономика
Микроэкономика
Эконометрика
История народного хозяйства
Экономика труда
Организация промышленного производств
Теория маркетинга
Сопоставление экономических систем
Программирование и компьютерная техник
Хозяйственное законодательство

От будущих экономистов и менеджеров в первую очередь требуется следующее: безупречное знание основ теории — определений, системы экономических

  • принципов и логики каждой дисциплины;
  • доведенное до автоматизма умение оперировать профессиональной терминологией, отличать правильные тезисы и формулировки от ошибочных;
  • владение экономическим инструментарием — методами стратегического расчета
  • и экономической графики;
  • умение составлять планы аналитических работ, сбор необходимого для них
  • первичного материала;
  • умение обобщать и формализовать экономические данные.

Очень большую роль играет их умение представлять свою работу в виде доклада, отчета, курсовой и т.п. На таких работах, в частности, полностью базируется оценочная часть учебного процесса. Обязательное ранжирование студентов по их академическому уровню является, по существу, допуском к профессиональной карьере.

Основой вузовской подготовки экономистов является широкий профиль. Это видно уже из того, что в учебных планах базового образования высок удельный вес теоретических дисциплин. Широкий профиль общей подготовки экономистов предусматривает отработанную специфику общеобразовательных и общекультурных требований к будущим экономистам-теоретикам и аналитикам, включая в качестве обязательного критерия безукоризненное владение письменной и устной речью. Студенты, не владеющие родным языком и не способные преодолеть этот недостаток в ограниченный срок на специальных коррекционных занятиях, отчисляются либо (учитывая платность обучения) переводятся на облегченные, непрофессиональные учебные планы.

Принципиальная особенность и отличие американского базового экономического образования от отечественного состоит в том, что в США не существует как технической подготовки, так и отраслевой специализации экономистов. Долговременный хозяйственный опыт показал, что необходимые экономисту технические знания приобретаются им без особых проблем в период практической работы, отчасти они привлекаются в процессе совместной деятельности с инженерно-техническим персоналом, характер вузовской подготовки которого в свою очередь обеспечивает наличие у инженеров «общего языка» с экономистами по вопросам эффективности производства.

Это, конечно, не означает, что специализация экономистов отсутствует вообще. Существенное отличие состоит в том, что в ее основе лежит специфика функций самой экономической деятельности, а не отраслевой принцип. Содержание учебных планов исходит из центральной целевой установки — обучить экономистов общим принципам эффективного функционирования различных стадий воспроизводственного процесса и крупных сфер структуры народного хозяйства, таких как производственные системы, финансы, трудовые отношения и проблемы, сфера обращения и рынки, организация и управление сферой НИОКР, образовательными, культурными, медицинскими учреждениями, сферой обслуживания. Такой тип специализации решительно пресекает стремление «начинить» специалистов максимальным объемом специальной технической и экономической информации до того, как окончательно определится их фактический выбор своей карьеры.

Для специализации в аспирантуре предлагаются такие направления, как продвинутый курс экономической теории, математическая экономика, история экономической мысли, сравнение экономических систем, экономическая история, экономика охраны среды и природных ресурсов, индустриальная организация, маркетинг, институциональная экономика, экономика труда, экономика денежного обращения, государственные финансы, экономика городов и регионов, социальная политика, а также такие, по существу, междисциплинарные предметы, как информатика, групповая динамика, мотивационные системы и т.д.

Западных экономистов отличает привычное владение методами полевых обследований, анкетного сбора и соответствующей обработки самой различной первичной информации, которая применяется как для проверки теоретических гипотез, так и для практически ориентированных заказных работ. Это обеспечивается ярко выраженным упором в подготовке аспирантов на изучение аналитических методов, применяемых в экономической науке. Чем более престижна аспирантская программа, тем выше в ней удельный вес эконометрических и статистических методов.

Сквозной составляющей широкого профиля подготовки экономистов всех категорий в США является индивидуализация обучения в вузах. Имеются лишь небольшие ограничения для целесообразных комбинаций предметов и циклов в учебных планах. Так, согласно одному из обследований, проводимых регулярно Американской экономической ассоциацией, 87% выпускников вузов по общеэкономическому профилю намеревались продолжать обучение для получения степени магистра (большинство из них с перерывом в один-три года для приобретения практического стажа). Однако из них только 15% собирались добиваться получения этой степени по «экономике», остальные — по организации и управлению, юриспруденции.

В общем процессе развития непрерывного образования в течение всей жизни вузы США приспособились к обслуживанию сложной системы должностного продвижения экономистов практического плана, многие ступени которого требуют прохождения курсов повышения квалификации и сдачи специальных экзаменов.

В экономических вузах США большое внимание уделяется изучению и оценке личных качеств студентов, воспитанию их в духе «морального кодекса» профессии экономиста. Так, будущие экономисты-исследователи отбираются по склонности к аналитической деятельности, умению участвовать в дискуссиях, обобщать результаты проделанной работы в письменных докладах и делать объективные выводы. В процессе ранжирования студентов в соответствии с их способностями и целеустремленностью особое внимание обращается на выделение будущей элиты и обеспечение ей материальных возможностей для обучения в аспирантуре (в том числе перехода в более престижные университеты по конкурсу).

Благоприятные условия для развития теории и выработки эффективных практических рекомендаций обеспечиваются тем, что многообразию типов вузовской подготовки соответствует наличие столь же разнообразных типов экономических исследовательских организаций, которые взаимодополняют друг друга и часто взаимодействуют между собой.

Центрами развития экономической мысли служат университеты — традиционные очаги теоретической науки в США. Имеются в виду факультеты, кафедры вузов, в своей подавляющей части из числа тех, которые выпускают аспирантов на уровне докторов философии [1].

В течение 80-х годов число вузов, предлагающих только вступительный четырехгодичный курс бакалавра экономики, сократилось с 1500 до 1200, но на более высоких уровнях возросло: «магистерские» вузы — с 260 до 600, вузы, присваивающие степень доктора,— со 120 до 130. (При сравнении следует учитывать, что число вузов в США примерно в 6 раз, а число выпускников с дипломом примерно в 3 раза больше, чем в России.)

К числу ведущих в области экономической теории университетов, неизменно получающих самый высокий рейтинг в общенациональных обследованиях качества преподавательских кадров, относятся Гарвардский университет, Массачусетсский технологический институт, Чикагский университет, Иельский, Калифорнийский (Беркли), Стэнфордский, Принстонский, Корнельский, Пенсильванский, Мичиганский, Колумбийский, Висконсинский университеты. Далее следуют: университет Дж. Гопкинса (Балтимор), а также крупные исследовательские центры, значительная часть которых, сохраняя исследовательскую и финансовую независимость, непосредственно примыкает к названным университетам. В перечисленных университетах сосредоточена большая часть известных и авторитетных ученых-экономистов. К этим центрам элитарной подготовки примыкает более обширная группа достаточно престижных университетов «второго эшелона», а остальные не рассматриваются как существенные источники кадров для экономической науки.

Университетские экономисты являются самым динамичным элементом в экономической науке США и определяют ее особенности. Равномерное распределение университетов по территории страны, наличие в каждом из них собственных издательств обусловливают широкое географическое распространение публикаций экономических работ, изданий журналов, создает возможность широкого освещения региональных и местных экономических проблем. Работники вузов составляют примерно половину экономистов-аналитиков и теоретиков США. Около 1/3 из них заняты по преимуществу исследовательской работой. По специальным контрактам и по приглашению они выполняют значительную часть заданий государственных органов, работ научных обществ и фондов.

Именно в университетах под вполне реальной защитой академических свобод и твердых гарантий пожизненного занятия профессорской должности выполняется основная масса фундаментальных работ.

Независимые исследовательские учреждения различного характера и ориентации можно разделить на две группы: в первую входит небольшое число тех, которые благодаря своему наработанному престижу являются учреждениями национального и международного уровней, во вторую — гораздо больше учреждений, оперирующих на региональном уровне. Первые по ряду признаков сходны с институтами Российской академии наук, но несравненно теснее связаны с вузами (и организационно, и в отношении взаимного обеспечения кадрами).

Мощное воздействие на формирование связей экономической науки и политики в США оказывает тот простой и естественный для смешанной экономики факт, что многие наиболее важные для развития экономической, социальной и культурной жизни страны государственные министерства и ведомства представляют собой по характеру основной части своей деятельности научно-исследовательские, научно-методические, статистические, информационно-издательские, экспертно-координационные учреждения.

Они имеют в своем штате порой сотни и тысячи экономистов-аналитиков, статистиков и других представителей социальных наук. Правительственные органы, осуществляя конкурсное распределение федеральных и штатных средств через министерства и специальные, так называемые независимые, государственные организации (типа Национального научного фонда США), оказывают сильное регулирующее воздействие на формирование приоритетных направлений экономических исследований.

Деятельность частных, экономических исследовательских учреждений и соответствующих отделов частных компаний характеризуется, как правило, высочайшим профессиональным Уровнем, но имеет, естественно, в основном прикладной характер.

К указанным типам организаций примыкают обслуживающие их общественные организации экономистов и различные специализированные частные и государственные фонды, выделяющие средства на проведение экономических исследований на контрактно-конкурсной некоммерческой основе. В качестве примера общественных организаций следует привести, во-первых, Совет по социальным исследованиям (Council on Social Research). Его уставная цель, помимо поддержки конкретных исследовательских проектов, содействовать подготовке исследовательского персонала, планированию исследований по комплексным проблемам, оценке результатов исследований, разработке методов, инструментария, материалов для социальных исследований.

Во-вторых, упоминавшуюся выше Американскую экономическую ассоциацию (American Economic Association). В своем журнале «American Economic Review» и на ежегодных съездах она оценивает научные доклады самого широкого круга исследователей, поощряет развитие новых направлений, устанавливает связи с правительственными органами, фондами, частными фирмами, способствует трудоустройству экономистов. Эта ассоциация — лишь наиболее крупная и влиятельная общественная организация, координирующая развитие экономической науки, повышение качества исследований и социальную защиту экономистов.

Своеобразие западной экономической науки состоит в том, что мотивационные механизмы в ней существенно отличаются от мотивов неакадемических сфер. Имеется отработанная система академических привилегий, в определенной степени компенсирующих для вузовских преподавателей-исследователей разницу в их оплате по сравнению со специалистами сравнимой квалификации в частном секторе хозяйства (теньюра, малый объем обязательной нагрузки, система академических свобод, широкие возможности совместительства, налоговые льготы и др.). Традиционно более высокий средний уровень заработков ученых-экономистов по сравнению с учеными других гуманитарных и некоторых естественнонаучных специальностей также играет определенную роль в привлечении способной академической молодежи в экономическую сферу. Из сравнительно малочисленной, как отмечалось выше, группы профессиональных экономистов-теоретиков и аналитиков выделяются совсем небольшие сообщества наиболее квалифицированных экономистов — лидеров и видных представителей научных направлений. Принадлежность к таким группам определяется по специфическим, но в своей основе объективным академическим критериям. Они имеют как бы двойственный характер. С одной стороны, это индивидуальное место, занимаемое исследователем в иерархии научного сообщества, т.е. собственное научное имя, участие в деятельности правительственных организаций, высокая оплата лекционной и консультационной деятельности, а с другой — это «групповое» место: репутация научной школы, диплом престижного университета и т. п.

С данными признаками тесно связана, пожалуй, самая кардинальная черта современной экономической науки на Западе — ее организация по принципу и вокруг более или менее известных научных школ. Отсюда наличие конкуренции между школами за привлечение талантливой молодежи, дискуссионный характер развития экономической науки, диверсификация научной и учебной литературы, жесткая перекрестная проверка результатов, а следовательно, общее повышение качества исследований. Особое значение имеет соперничество научных школ за влияние на правительственный аппарат на всех его уровнях и во всех ветвях структур власти.

Следует подчеркнуть, что климат в западной экономической науке определяется в немалой мере тем обстоятельством, что «вход» в состав научной элиты определяется в основном академическими механизмами, т.е. соответствием твердо установленным внутренним профессиональным и моральным критериям научного сообщества. Конечно, эти академические организационные и моральные правила, в особенности практические аспекты их применения, как и все другие, не следует идеализировать, но принципиально важно, что они существенно отличаются от господствующих, например, в коммерческом секторе рыночных денежно-карьерных установок. В структуру экономических научных и координационных учреждений органически встроена многосторонняя независимая экспертиза качества экономической подготовки и исследований в самых различных формах. В частности, имеется открытое и всем доступное ранжирование вузов по составу и престижу профессорско-преподавательского корпуса, направленности и качеству подготовки специалистов.

Для примера одного из разрезов качественного ранжирования центров фундаментальных экономических исследований можно привести оценки вклада экономических публикаций университетских издательств в «фонд цитирования» за 1981 — 1985 гг. Места распределились следующим образом:

УниверситетМесто
Чикагский I
Кембриджский (Англия) II
Бруклинский III
Гуверовский IV
Гарвардский V
Массачусетсский технологический VI
Нью-Йоркский VII

Важнейшей формообразующей чертой современной «большой» экономической науки является ее международный характер. Половина аспирантов по общему экономическому профилю в американских университетах не являются гражданами США. В то же время ведущие американские экономисты ведут «полукочевой» образ жизни, участвуя ежегодно в нескольких научных конференциях в различных частях мира, консультируя иностранные правительства и международные организации.

Современная техническая база, электронные средства связи и информации обеспечивают немедленный и максимально детализированный обмен результатами исследований, обеспечивают наличие международных исследовательских направлений и групп, подключение к ним квалифицированных ученых из самых различных стран мира.

Практически для всех современных форм подготовки и работы экономистов нужна развитая материальная и организационная инфраструктура как внутри вузовско-научной сферы, так и на ее связях с отраслями, использующими экономистов, а также с потребностями самих ученых — носителей экономического знания. Формирование такой среды в ее материальном аспекте — это общенароднохозяйственная проблема источников и механизмов привлечения средств, которая требует своих особых решений, отличных от методов коммерческой сферы.

Для организационной университетской и академической инфраструктуры свойственна проектно-контрактная система финансирования, планирования и контроля за осуществлением исследовательских работ как мощное средство формирования эффективных и сбалансированных по возрасту, квалификации и опыту коллективов, обеспечения независимой экспертизы. Именно посредством контрактного механизма обеспечивается развитие фундаментальных исследований (через некоммерческие контракты, конкурсные субсидии), а также передача исследователям-экономистам «социального заказа» различных государственных органов и общественных групп.

В академическую инфраструктуру также входят научная, координационная и социальная деятельность профессиональных организаций (экономических, эконометрических, статистических, финансовых, экологических и др.), развернутая сеть некоммерческих журналов и издательств.

Все это опирается на не преследующее цели получения прибыли, но на полностью или частично самоокупаемое некоммерческое предпринимательство, на множественность источников финансирования и свободу выбора в привлечении средств. И конечно, элементарным условием развития экономической науки является наличие мощной и общедоступной, в большей части бесплатной статистической базы, основу которой составляет государственная статистика.

[1] Из 12 с лишним тыс. аспирантов-экономистов, претендующих на получение степеней доктора и магистра, на долю таких вузов приходится 94%. Ежегодно в США получают степень магистра по экономической теории до 2 тыс. человек, доктора — около 700, бакалавра — до 20 тыс. человек.

Похожие работы