Публикации

2. Структура рабочей силы и факторы народнохозяйственной эффективности

В составе совокупной рабочей силы объективно существуют группы работников, объединяемые признаком воздействия на каждый из отдельных элементов производительной силы труда. Развитие структуры экономики тяготеет ко все более четкому оформлению этих родственных по целевому назначению видов деятельности в обособленные, имеющие ярко выраженную специфику, кадровые подразделения. Конечно, многие признаки качественного совершенствования хозяйства можно проследить и в других структурных разрезах рабочей силы — отраслевом и профессионально-квалификационном, но они не привязаны к направлениям воздействия труда на результаты производства. Показатели производительности труда обычно оторваны от самих процессов воспроизводства и фиксируют лишь конечный результат.

Отраслевой разрез мало связан с характеристикой свойств рабочей силы. Его критерии задаются специфической структурой продукции и услуг и поэтому оторваны от главных характеристик занятости — по квалификации, функциям и т.д. Сходные по содержанию труда виды занятий, сквозные профессиональные и функциональные группы в разных отраслях оказываются разобщенными.

Профессиональная и квалификационная структуры в отличие от отраслевой исходят из человеческого фактора: характера и содержания труда, которые в свою очередь связаны с образованием, опытом, способностями работников. Если рассматривать профессиональные характеристики в отраслевом разрезе, то выявляется отраслевое влияние на профессии, т. е. можно проследить роль сквозных и специфических для данной отрасли профессий и специальностей. Однако основанием профессионально-квалификационного разделения рабочей силы являются качества рабочей силы как таковой, вне связи с другими факторами развития производительной силы труда. Все существенные характеристики профессиональной структуры и способы ее использования направлены как бы внутрь, на самое рабочую силу. Совершенствование данных о профессиональной структуре требует повышения точности и детализации характеристик профессий и специальностей. Это нужно для профессиональной ориентации, для составления программ учебных заведений; для выражения потребностей в рабочей силе на рынке труда; для нормирования, тарификации и оплаты труда.

Для прямого выхода на проблемы производительности труда и эффективности нужен принципиально иной подход. В качестве пригодного для этой цели критерия структурного разделения рабочей силы требуется взять группировку работников по их связи с факторами качественного совершенствования всей системы воспроизводственных сил, что позволит вести более полный анализ самих факторов, а также объективных процессов качественного совершенствования рабочей силы в специфических условиях современного этапа научно-технических преобразований хозяйства.

Рассматриваемая ниже воспроизводственная структура имеет более широкое значение, чем просто еще одна характеристика кадров. Она совпадает с классификацией особенностей источников качественного сдвига в экономическом развитии и раскрывает специфику активного участия различных отрядов рабочей силы в формировании такого рода конечных результатов воспроизводства. Анализ этой структуры представляет собой один из способов ответа на некоторые вопросы. Каким образом достигается наиболее результативное приспособление рабочей силы к выполнению своих функций в соответствии с условиями каждого рабочего места в экономике страны на всех народнохозяйственных уровнях? Как добиться совершенствования хозяйственных процессов без «универсальных» рецептов по отраслевым экономикам, технике, организации или по результатам статистически обработанного прошлого опыта, которые могут быть приемлемыми для определенных конкретных условий, но могут оказаться неоптимальными во многих других случаях.

Рационализация каждого из факторов производительной силы труда находится в руках массы конкретных работников, которые по критерию целевой воспроизводственной направленности своей деятельности представляют собой вполне определившиеся функциональные народнохозяйственные общности. Отсюда следует, что прямой путь к повышению народнохозяйственной производительности состоит в том, чтобы как можно более точно определить те условия (квалификационные, структурные, организационные, материальные, специфические для каждой группы средства экономической и другой мотивации), которые создали бы для каждой группы наилучшую обстановку для качественного, инициативного, творческого выполнения ее конкретных функций.

В иерархии экономических рекомендаций на первом месте стоят те, которые относятся к созданию оптимальных условий воспроизводства рабочей силы и ее деятельности. Если все отряды рабочей силы будут поставлены в наилучшие для выполнения их специфических функций условия, то тем самым будет обеспечена база для «самодвижения» экономических процессов.

Общественная производительность является комплексным Результатом труда всей рабочей силы. Уровень экономических сил современного общества несопоставим с уровнем прошлого века. Однако и сегодня полностью действует классическая политэкономическая классификация факторов производительной силы труда, по которой последняя определяется средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями. Общий признак всех факторов — качественные изменения, хотя и различного рода: технологические, образовательно-квалификационные, организационно-управленческие, представляющие культуру производства и труда и т. п. Попробуем рассмотреть границы воспроизводственных групп рабочей силы, деятельность которых составляет как бы конкретный способ существования каждого из обозначенных выше факторов производительности. В первую группу входят работники, выполняющие функции научно-технического развития (ей соответствует фактор «уровень развития науки и степень ее технологического применения»). Вторую группу составляют кадры организационно-экономического обеспечения производства (они «приводят в действие» фактор «общественная комбинация производственного процесса»). В третью группу входят работники системы образования и подготовки кадров, занятые развитием рабочей силы и всего населения (обеспечивают фактор «средняя степень искусства рабочего»). Кадры учреждений, связанных с сохранением жизни и здоровья человека и охраной окружающей среды, составляют четвертую группу (фактор «природные условия»). В пятую группу включаются все работники, обеспечивающие непосредственно массовый выпуск продукции и услуг материального характера. Результаты деятельности этой группы прямо связаны с фактором «размеры и эффективность средств производства».

В таком структурном разрезе рабочая сила подразделяется на внепроизводственные группы (первая — четвертая) и обширный производственный сектор — «эксплуатационные службы» производства (пятая группа). Число занятых в первых четырех группах постоянно увеличивается, в то же время доля пятой группы за послевоенный период постоянно сокращается (в США с 3/4 до 2/3 всей рабочей силы). Темпы роста различных видов непроизводственной занятости были в 3–5 раз выше, чем в непосредственном производстве, и, что очень важно отметить, степень опережения в целом до сих пор не уменьшается.

Количественный перевес кадров производства, по-видимому, сохранится еще на много лет, но уже сейчас рост занятости в США более чем наполовину обеспечивается за счет внепроизводственных групп.

Подобную тенденцию уже нельзя понять, исходя из представлений о неравенстве сфер труда как таковых, например объяснить тем, что рост производительности позволяет выделить больше средств «на содержание» науки, образования, здравоохранения, культуры, общественного обслуживания. Деятельность внепроизводственных групп сама служит важнейшим первичным источником роста производительности в массовом производстве продукции и материальных услуг.

Совокупность всех воспроизводственных групп составляет целостный организм общественной рабочей силы, а их деятельность — полный годовой фонд живого труда, который является активным источником всех изменений в производстве. Постановка вопросов производительности труда в таком аспекте имеет четко выраженную комплексную сопрягающую направленность. Как бы ни была важна роль деятельности той или иной воспроизводственной группы, каждая из них сама по себе не имеет монополии на результаты экономического роста. Научно-технические сдвиги не только ускоряют «кристаллизацию» в составе рабочей силы групп с целевой направленностью на повышение производительности труда, но и делают все более очевидной их воспроизводственную, причем равную, необходимость.

Воспроизводственные группы отличаются друг от друга по величине временного промежутка между самой трудовой деятельностью и ее конечной общественной реализацией. Внутри каждой из групп по-разному складывается соотношение роли средств производства и кадров в воздействии на результаты, что в свою очередь зависит от того, лежит ли в основе производственного процесса система машин или сама структура деятельности группы работников, когда они являются носителями «логики» процесса. Полярны и в этом отношении являются исследования и разработки и массовое производство.

Образование и управление тяготеют к «кадровому» полюсу, охрана среды — к «машинному». Если процесс определяется системой машин, то непосредственный результат четко ограничен ее производственной мощностью. Чем более процесс опирается на человека, тем шире возможности, открывающиеся за счет творчества, квалификации и качества труда. Сравнительная малочисленность групп работников, по сути своих функций занятых выражаемым в реальном результате творческим трудом, который обладает большим потенциалом воздействия на воспроизводственный процесс, компенсируется значимостью индивидуальных результатов их деятельности.

Общность воспроизводственных групп базируется на неразрывности их взаимосвязей в воспроизводственном и научно-техническом цикле. Все группы имеют одинаковую схему своего функционального состава: каждая делится на следующие крупные функциональные подгруппы: основных работников, которые непосредственно выполняют целевые функции данной группы (например, менеджеры, преподаватели, основные рабочие в Промышленности, врачи и т.д.), вспомогательных работников, освобождающих основных от подсобных и технических функций, и, наконец, работников, обслуживающих оборудование, материальные средства производства, которыми оснащена данная факторная сфера, а также обеспечивающих сам процесс ее деятельности. Такое подразделение работников обычно (как теперь стало очевидным, неправильно) относится только к рабочим промышленности.

Хотя характер деятельности, особенно у основных работников, сильно различается, наименования их профессиональных категорий звучат одинаково. При характерной для современного образования и производства мобильности и широте профиля происходит постоянная миграция. Многие специальности особенно для вспомогательных, а также обслуживающих оборудование и процессы работников являются «сквозными».

Функциональное строение воспроизводственных групп приобретает более сложный характер, когда в процессе разделения труда возникают самостоятельные вспомогательные и обслуживающие организации или предприятия, внутри которых может существовать свое функциональное подразделение (опытные производства, центры обслуживания исследователей в проведении экспериментов для вузов и других научных организаций, консультативные фирмы в сфере услуг и т.д.). Эти вспомогательные и обслуживающие (сервисные) звенья более производительны, и их существование, конечно, рационализирует работу основного и оставшегося при нем вспомогательного персонала головных организаций.

Важность рассматриваемого разделения обусловлена тем, что различия воспроизводственной роли накладывают свой отпечаток на трудовую деятельность. Из этих различий вытекают особые черты содержания труда, специфические требования к его мотивации, к необходимым способностям и подготовке, к методам организации и управления, к экономическим формам данного вида деятельности.

Воспроизводственные виды деятельности отличаются друг от друга масштабами, глубиной, временем и характером своего воздействия на конечные результаты производства, характером внутреннего функционального разделения труда, возможностями мобильности, соотношением творческого и рутинного компонента в совокупной и индивидуальной деятельности, а также по социальной престижности и статусу. Для того чтобы обеспечить наибольшую результативность труда, необходимо по возможности точно учитывать все эти моменты. Обратимся к подробной характеристике каждой из воспроизводственных групп.

Похожие работы