Публикации

Соревновательный элемент в воспитании школьников

Соревновательный элемент в воспитании школьников

Каждая семья в которой воспитывается несовершеннолетний ребенок сталкивается с проблемами школьного образования. Одним из таких насущных тем для родителей школьников является вопрос о пользе и вреде конкурсов и соревнований.

С одной стороны олимпиады для школьников являются хорошим подспорьем для последующего поступления в ВУЗ. Игры, конкурсы, соревнования, олимпиады способны удовлетворить многие потребности развития и самосознания. Кроме этого являются хорошим средство воспитания.

Однако, существует мнение по которому целенаправленная подготовка к олимпиаде по определенному предмету уменьшает возможности вариативности пути обучения для школьника. Это связано с тем, что при повышенной подготовке по одному предмету, время на изучения всех остальных школьных дисциплин сильно сокращается.

Но, при грамотном подходе можно выделить несколько конкретных плюсов участия во всевозможных конкурсах и соревнованиях:

  1. Внеконкурсное поступление в ВУЗ или послабления балловой системы ЕГЭ.
  2. Разнообразие мультикультурного общения и развитие кругозора.
  3. Денежные поощрения и ценные призы.

При видимых плюсах можно выделить также и минусы:

  1. Трудозатратность. Как правило, для подготовки к олимпиадам необходимо большое количество времени и оплата педагогов высшей категории.
  2. Отказ от разносторонности образования и внешкольной деятельности.

В настоящее время кроме очных официальных школьных и всероссийских олимпиад существует большое разнообразие дистанционных олимпиад, которые дадут представление о том, что такое дух соревнования, а так же позволят проверить собственные силы и знания без затрат на подготовку.

В целом говоря о соревновательном моменте можно отметить следующие аспекты:

  • Соревнования ведут к стимулированию интереса и учебной активности.
  • Состояние соперничества способно активировать скрытые способности учащегося. Однако в случае неправильного подхода есть риск «эмоционального выгорания».
  • В процессе самостоятельной внешкольной подготовки формируется навыки ответственности, которые способны активировать более полную отдачу и реализацию интеллектуального потенциала.
  • Оказывается исключительное воспитательное воздействие, которое распространяется на отдельную личность и ее взаимодействие в коллективе.
  • Вырабатывается терпимость, устремленность поставленным целям и интересам.

Участвовать в школьных конкурсах и олимпиадах или нет вопрос неоднозначный. Чаще всего этот вопрос решается только родителями. Но без взаимной работы ученик-родитель-учитель рассчитывать на достижение высоких целей не приходится.

Похожие материалы

Комментарии к публикации