Публикации

Способы и приёмы техники акварели

В процессе освоения способов и технических приёмов письма акварельными красками студенты должны помнить известное предостережение: техника не самоцель, а всего лишь средство в передаче поставленных задач. Каждый студент в соответствии с личными качествами и художественным вкусом находит свой особый стиль письма, в соответствии с требованиями натуры выбирает тот или иной метод и технический приём.

Существуют различные методы работы над произведением. Укажем наиболее распространённые из них:

1) работа над этюдом «раскладкой», где мазки и заливки кладутся в разбивку с одновременным учётом цветового тона, светлоты и насыщенности;

2) метод «широкого» письма, где к частному и деталям переходят лишь после общей организации в этюде больших световых и цветовых отношений;

3) метод письма по частям с разработкой деталей, при котором студент вынужден сохранять большие световые и цветовые отношения в своём представлении;

4) совмещение в одном этюде одновременно методов «широкого» письма и работы по частям.

Все указанные методы в техническом отношении выполняются письмом по сухой или по сырой бумаге, в один приём или по стадиям, рассчитанным на продолжительное время, и должны быть подчинены выявлению основного содержания живописи.

Способы работы по сухой бумаге

Способ сухого штудированного письма. Этот способ заключается в работе по сухой бумаге во всю силу светового и цветового тонов с конструктивным разбором объёмной формы (так называемой обрубовкой) посредством заливок плоскостей. Не давая мягких акварельных эффектов, способ сухого штудированного письма является методически наиболее верным в решении задач при работе с натуры на начальном этапе обучения. Он развивает у начинающего акварелиста цветовосприятие, укрепляет рисунок, даёт правильное конструктивное отображение формы и объёма, помогает быстрому освоению красок и их смесей.

Этот способ применяется по подготовленному рисунку с последовательной разработкой в цвете — от общего к деталям, от главного к второстепенному с уточнением целого в конце работы. Его нужно использовать уже в первом длительном задании, после работы над натюрмортом из геометрических тел.

Однослойный способ письма. Однослойный способ техники акварели исключает письмо, рассчитанное на стадии, но допускает перерывы в работе. Этот способ предусматривает широкое письмо большой кистью, сухо и резко или мягко и сочно, в один сеанс. Однослойный способ пригоден в работе над этюдами на пленэре.

Работа однослойным способом возможна и по частям. Она ведётся небольшими мазками (мозаическое письмо) малой кистью, мазок к мазку. Эта работа требует соответствующей подготовки и умения, так как при сложении изображения из множества мазков и цветовых пятен трудно сохранить цельность и колорит произведения. В работе применяют как лессировочные, так и корпусные краски.

Многослойный способ письма. Эта работа рассчитана на стадии и в основе своей предполагает так называемое «лессировочное письмо». Последнее не исключает применения в допустимых пределах корпусных красок в свете и при необходимости на передних планах. Выполнение работы на стадиях вызвано рядом причин и, прежде всего, сложностью самого процесса создания этюда (произведения), при котором воображению начинающего не под силу сразу охватить всю работу от начала до конца, от общего до деталей.

Работа начинается с цветовой подготовки — нанесения в цвете подкладки, рассчитанной на последующее перекрытие после высыхания лессировочными красками. При этом рекомендуется использовать тёплые оттенки красок. Холодные тона цветовой подкладки, особенно голубые, могут исчезнуть, а места, где они находились, приобрести грязный вид.

Многослойный способ требует большого опыта и знания красок палитры. Умение предугадать завязку цветовой основы посредством неоднократных перекрытий различных оттенков представляет трудность. Здесь имеется в виду не письмо со слабой прокладкой одного и того же цвета до постепенного его усиления. Речь идёт о методе наложения различных цветов и оттенков, дающих в сумме сочетания, возникновения которых возможно только в истинной лессировке. При многократном наложении цвета на цвет необходима осторожность и чувство меры: существует предел, нарушение которого может привести к утрате прозрачности цвета в заливках. Допустимо комбинирование однослойного и многослойного способов письма в одном этюде.

Работа по сырой бумаге

Работа по влажной бумаге позволяет достигнуть удивительного единства цветовых масс, нежного и постепенного перехода одних красок в другие.

Однослойный способ работы. Это широкое письмо без стадий по увлажнённой бумаге. Выполняется крупной кистью подготовленными растворами красок. Кистью быстро и широко, не давая краскам высыхать, определяют большие отношения. Исправления делают сразу же: неверный тон снимают полусухой, отжатой кистью. Используют механические смеси красок всех групп.

Работа без перерыва, по частям, в один сеанс (способ а-ля прима). Это живопись, выполняемая по влажной бумаге в полную силу света и цвета, быстро и сочно. Этот способ письма позволяет передавать тонкость и мягкость цветовых переходов. Хорошее колористическое решение в акварели достигается путём сохранения в ходе работы крупных цветовых планов и силуэтов. Но характер акварельной техники не даёт возможности одновременно сочно и мягко работать над большими участками этюда и вынуждает складывать изображение по частям. В этом случае метод а-ля прима незаменим в работе с натуры.

Способ письма по сырой бумаге на стекле. Он заключается в том, что перед письмом бумагу опускают в воду, дают ей время пропитаться и набухнуть. Когда бумага набухнет, её вынимают и кладут на стекло, расположенное почти горизонтально. Писать можно сразу по очень влажной бумаге, но во избежания растекания красок лучше губкой снять излишек воды и начать работу после некоторой выдержки. Растворы красок следует подбирать однородные.

Способ «вливания цвета в цвет». Сырая краска, влитая в невысохшую другую и органически соединяющаяся с ней, даёт общую естественную для акварельной техники разноцветную заливку. Смешение красок при рассматриваемом способе — механическое. Хороший результат дают смеси и вливание цвета в цвет при работе лессировочными и полулессировочными красками. Лессировочная краска, влитая в корпусную, смывает её и стекая, образует грубые и жёсткие подтёки. Работу при способе «вливания цвета в цвет» лучше всего вести по частям.

Приём «срыва» положенной на бумагу краски. Этот приём заключается в следующем: не успевшая ещё высохнуть, особенно корпусная краска, смывается струёй воды, ранее проложенные заливки остаются нетронутыми; под смытой краской проявляется белая бумага с мягкими естественными переходами по краям. Приём «срыва» хорошо зарекомендовал себя в соединении с однослойным способом письма по сухой бумаге. Начинают работу с широкой и быстрой заливки по готовому рисунку растворами красок. После уточнения цветовых отношений, отдельной кистью — кадмием лимонным или жёлтым — густо закрывают места, предназначенные для снятия краски. Влажное состояние прокладок кадмия при этом поддерживают повторными его наложениями до полного высыхания остальных заливок. Затем работу промывают струёй воды из-под крана до полного срыва кадмия и краски, на которую он наносился. В следующей стадии письма определяют по сырому этюду светлые и тёмные тона, дорабатывают детали.

Среди перечисленных способов и приёмов ведения работы акварельными красками нет простых и лёгких, каждый из них имеет свои особенности, свои сложности, требует внимательного изучения и терпеливого освоения. Начинающий акварелист должен помнить, что механическое перенесение указанных способов, без учёта всего комплекса требований, обусловивших их применение, не может привести к положительным результатам в учёбе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. — М.: Искусство, 1951.
  2. Вибер Ж. Живопись и её средства. — Л., 1961.
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965.
  4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. — М.: Искусство, 1986.
  5. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. — М., 1961.
  6. Одноралов А.В. Материалы в изобразительном искусстве. — М.: Просвещение, 1983.
  7. Ревякин П.А. Техника акварельной живописи. — М.: Наука, 1959.
  8. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. — М.: Высшая школа, 1992.

Похожие работы