Публикации

Основы теории живописной грамоты

Влияние освещения на восприятие цвета

Замечательной особенностью живописи является то, что она, дополняя рисунок цветом, обогащает форму. Живопись также как и рисунок, базируется на строго определённых закономерностях построения формы. Обучение живописи — это изучение способов, приёмов и средств построения живописной формы цветом. Главная цель обучения научиться правильно видеть и передавать цвет формы предмета на плоскости в связи с окружающей средой.

При изображении натюрморта необходимо учитывать влияние освещения на восприятие цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения. Воздействуя на воспринимаемый цвет, они придают ему оттенки, отличающиеся от предметного цвета. Цвет, воспринимаемый в среде, называется обусловленным цветом. Он более сложен и подвижен, нежели предметный. Изменение среды неизбежно влечёт за собой изменение наблюдаемого нами цвета.

При работе с натуры, необходимо уметь видеть и распознавать причины, влияющие на организацию цветового изображения. Один из методов, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры, — это метод отношений. Сравнивая один предмет с другим, выявляя разницу цветовых пятен в освещенных и теневых частях, устанавливая в изображении цветовые отношения, можно достичь передачи полного представления о натуре.

Необходимым условием восприятияцвета является наличие света. Различные источники света отличаются по спектральному составу. В искусственных источниках света (электрическая лампа) преобладают тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый. Синие присутствуют в небольшом количестве. Поэтому освещаемые этими источниками света объекты имеют жёлтый или оранжевый оттенок. Лампы дневного освещения имеют, напротив, холодный синий либо розовый оттенок. Освещение носит искусственный характер, поэтому часть тёплых цветовых оттенков пропадает, а преобладают холодные цвета. Искусственное освещение не даёт полной шкалы светотеневых отношений в наблюдаемой натуре.

Учебный натюрморт надо выполнять при естественном дневном освещении. Солнечный свет даёт белое освещение. Белый цвет можно рассматривать как оптическое смешение всех цветов спектра, как результат почти полного отражения им всех частей спектра; чёрный цвет — как результат почти полного поглощения поверхностью тела всех частей спектра. Но это в теории, а на практике дело обстоит иначе. Смешение на палитре цветов, составляющих спектр, не даёт белого цвета (мы получаем серую краску). Точно также мы почти не встречаем чистый чёрный цвет, так как абсолютно полного отражения или поглощения в природе нет. Практически белый и чёрный цвета имеют множество цветовых оттенков. Об этом следует помнить при работе над живописью натюрморта.

Ахроматические и хроматические цвета

Все цвета подразделяются на хроматические и ахроматические.

Хроматические — это цвета, обладающие цветовым оттенком (все цвета, кроме белых, серых и чёрных).

Ахроматические — это цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые, чёрные). Хотя сами по себе они нейтральны, в практической работе художника ахроматические цвета играют важную роль. Благодаря им, мы можем повышать или понижать звучность других красок. Смешение их с цветными красками позволяет добиваться нужной насыщенности или светлоты краски. Кроме того, соединение чёрной с другими красками, например с жёлтыми, даёт возможность получить новую цветную краску (зелёную).

В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральныхцветов цветовой тон выражен очень резко, у других едва заметно.

Все необходимые оттенки можно получить, составляя смеси в разных отношениях, из названных красок. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон — это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, жёлтый и т.д.

Светлота- степень отличия данного цвета от чёрного.

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.

Изменение цвета в природе, связанное с воздействием на него внешней среды, происходит, как правило, повсем трём признакам, поэтому подбирать тот или иной цвет надо и по светлоте, и по цветовому тону, и по насыщенности. Неверно найденный один из этих трёх признаков влечёт за собой нарушение цветовой характеристики натуры.

Чтобы составить ту или иную смесь, надо знать, как поведёт себя каждая из составляющих эту смесь красок. Смеси надо производить из двух-трёх красок.

Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый, чёрный), то изменятся одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Под словом «чистый» понимают цвет без примесей других цветов или оттенков. Таким образом, чистыми могут быть только три основных, спектральных цвета — красный, синий и жёлтый.

Оптическое смешение трёх основных цветов даёт белый цвет, а смешение двух из них даёт смеси цветов (например, жёлтый и синий — зелёный). Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета.

Смешение цветов

Смешение цветов — одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи. Есть три основных закона оптического смешения цветов.

Первый закон: главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении даёт ахроматический цвет. Такие цвета называются дополнительными. Взаимодополнительные цвета строго определены: к красному — зелёный, к жёлтому — синий и т.д.

Второй закон имеет практическое значение и говорит о том, что смешение цветов, лежащих по цветовому кругу близко друг от друга, даёт ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Так, например, смесь красного с жёлтым даёт оранжевый, жёлтого с синим — зелёный. Таким образом, путём смешения трёх основных цветов (красного, жёлтого и синего) в разных пропорциях можно получить любой цветовой тон — «слагательный» оптический эффект.

Третий закон: одинаковые цвета дают одинаковые смеси. Имеются в виду также и те случаи, когда смешиваются цвета одинаковые по цветовому тону, но разные по насыщенности, а также хроматические цвета с ахроматическими — «вычитательный» оптический эффект. Примером такого оптического смещения цвета могут служить мазки чистого красного и синего цветов, которые издали кажутся фиолетовыми.

Контрасты

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). В каждом из названных видов выделяют, в свою очередь, одновременный, последовательный и пограничный, или краевой контрасты.

Суть одновременного ахроматического контраста заключается в том, что светлое пятно на тёмном фоне кажется ещё светлее, а тёмное на светлом темнее, чем на самом деле. Кроме того, светлое пятно на тёмном фоне кажется больше, чем оно в натуре, и наоборот, тёмное пятно как бы уменьшается в своих размерах. Чем меньше световое пятно, тем сильнее оно высвечивается. Это обстоятельство следует учитывать, чтобы избежать в работе излишней пестроты.

Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Серое пятно на красном фоне становится зеленоватым, на жёлтом — синеватым, на зелёном — розовым. Вид контраста, при котором изменяется не только светлота, но и цветовой тон и насыщенность, а у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок, называется хроматическим контрастом. Явление особого рода представляет контраст взаимодополнительных цветов. При их сопоставлении не возникает восприятия новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Контраст по насыщенности также заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. Это даёт возможность добиваться интенсивного звучания красок.

Последовательный контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цвета или пятна. Например, если долго смотреть на ярко-красное пятно, а затем перевести взгляд на белую поверхность, то через некоторое время на ней появится той же формы светло-зелёное пятно. В последовательном контрасте проявляется малонасыщенный цвет, дополнительный к тому, который мы видели прежде.

На зрительное восприятие цвета предмета, если долго его рассматривать, может оказать влияние адаптация глаза. При цветовой адаптации свет как бы тускнеет. Наиболее продолжительная адаптация характерна при восприятии красного и фиолетового цветов, наименьшая — для жёлтого и зелёного.

Пограничный (краевой) контраст возникает на границах касания расположенных непосредственно друг около друга контрастирующих цветов. Он создаёт эффект рельефности, так как та часть светлого участка, которая находится ближе к тёмному, будет светлее чем дальняя.

При хроматическом контрасте границы соседних цветов изменяются: жёлтое пятно на границе с красным будет немного зелёное, но чем дальше оно отступает от красного, тем слабее эффект пограничного контраста.

Знание свойств цвета и правил пользования им является главным в освоении грамоты живописи.

Изображение формы цветом

Предметный цвет предмета не является неизменным на всей видимой поверхности предмета. Участки света, теней, полутени и рефлексы имеют свои оттенки основного цвета. Попадая под воздействие потока световых лучей, предметный свет разбивается на ряд градаций, соответствующих световым и теневым частям формы.

Обращенные к свету части предметов получают наибольшее количество световых лучей, потому они кажутся ярче, и вместе с тем приобретают характерный для данного источника освещения оттенок. В условиях дневного рассеянного света в аудитории они будут иметь холодный оттенок. Искусственное освещение и солнечный свет сообщают освещенным частям тёплый оттенок. Теневые участки поверхности при холодном освещении в силу контраста будут иметь тёплый оттенок. Кроме того, на них оказывает влияние отражённый свет, исходящий от стен, потолка, близрасположенных предметов. Цветовое окружение определяет характер как собственных, так и падающих теней.

Полутон — промежуточная часть формы между светом и тенью, в значительной мере сохраняет локальный цвет. При сильных контрастах освещения восприятие цвета в полутоне осложнено контрастным взаимодействием света и тени. Тогда он значительно теряет в насыщенности и заметно приближается к серым, чуть окрашенным локальным цветам.

Падающие и собственные тени любого предмета насыщены рефлексами. Верно переданные в изображении рефлексы помогают рельефно передавать объёмную форму, показать цветовую взаимосвязь между предметами натюрморта. В результате умелой проработки живопись приобретает особую прозрачность, цветовое богатство.

Изображая предметы, мы прежде всего стараемся как бы очертить пространство, которое они занимают, и тем самым выразить их форму

Форма — это определённая часть пространства. Чтобы правильно изобразить пространство, у художника должны быть хорошо развиты пространственное мышление и воображение.

В чём же заключается проблема формы в изобразительном искусстве?

Во-первых, в том, чтобы научиться видеть и понимать особенности строения той или иной формы.

Во-вторых, научиться изображать эту трёхмерную форму на двухмерной плоскости.

В первом случае необходимо выработать умение методически последовательно и целенаправленно наблюдать, выделять главное, понимать характерные особенности и закономерности строения формы.

Во втором случае овладение навыками построения трёхмерной объёмной формы на двухмерной плоскости связано с изучением основ изобразительной грамоты.

Похожие работы