Публикации

Методика работы над учебным натюрмортом

В программу учебной работы по изучению натюрморта входят как длительные задания, так и кратковременные этюды, способствующие более активному и целенаправленному освоению материала.

Успешное овладение мастерством живописи возможно только при условии постепенного накопления знаний, умений и навыков. При этом очень важно добиваться решения учебных задач в каждом очередном задании. Цель обучения состоит в том, чтобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил построения формы, подойти к пониманию и решению проблем творческого восприятия натуры.

Натюрморт из гипсовых геометрических тел

Натюрморт выполняется в технике гризайль. В акварели работа выполняется одной краской — чёрной или сепией. Цель задания — одним цветом передать светотеневую характеристику объёмных тел, различных по своей конструкции (куба, шара, цилиндра, пирамиды и т.д.). Из перечисленных тел надо составить группу и осветить её контрастным светом. Фон составляет нейтральная серая драпировка. Это задание — своеобразный переход от рисунка к живописи.

Кроме строго перспективного построения геометрических тел и всей группы в целом, здесь необходимо проанализировать и передать состояние светотени, провести проработку формы с учётом особенностей материала. Особенностью освещенных и теневых частей является то, что они не одинаковы в различных своих частях. Освещенные поверхности воспринимаются зрителем наиболее светлыми на границе с теневыми частями в силу краевого контраста. В свою очередь, теневые поверхности — не глухие; благодаря способности белого материала (гипса) отражать большое количество света.

Проработанное тоном изображение должно представлять собой цельную, сгармонированную по светотени группу, где не должно быть ни одинаковых светлых или тёмных пятен, ни глухих, резких теней, ни сбитых пространственных планов.

На начальной стадии делается перспективное построение группы геометрических тел. Внимательно надо передать пространственное расположение тел, согласовать их основания друг с другом. Работу красками следует строго подчинить намеченному рисунку. Необходимо вначале прокрыть все теневые части, а также положить падающие тени лёгкой прозрачной краской. Все освещенные части остаются не закрытыми. Прописав легко полутени и фон, уточняют отношения между фоном, тенями и светом. В дальнейшем, сохраняя эти отношения, прорабатывают светотень. В проработке рефлексов, надо следить за тем, чтобы они светились и не выходили за пределы теневой тональности.

В работе над общим состоянием находят самую освещенную часть натюрморта и самую тёмную и разрабатывают светотень, соотнося каждую деталь с этими двумя тональностями. Очень важно на этой стадии подчинить все мелкие проработки единому, целостному решению натюрморта.

Натюрморт из предметов быта, простых по форме

Данный натюрморт является продолжением предыдущего задания. Составляется он из двух-трёх цветных предметов на нейтральном фоне и выполняется в технике гризайль. Цель задания — одним цветом передать объёмную форму окрашенных в различные цвета предметов. Если в предыдущем задании однородный белый материал гипса давал чёткую светотень, то здесь восприятие формы и раскрытие тоновых отношений значительно усложнено наличием цветовой окраски.

Задача значительно усложняется, если в постановку входят резко контрастные предметы: тёмные и светлые, матовые и глянцевые. Влияние цвета на светотень происходит в зависимости от его способности отражать световые лучи. Обращенная к свету поверхность тёмного предмета будет отражать больше световых лучей, чем теневая часть белого предмета, и поэтому в изображении теневая часть светлого предмета будет темнее, нежели световая часть тёмного предмета.

Подбор предметов для данной постановки надо делать таким образом, чтобы светосила окрашенных предметов не была одинаковой. Приступая к проработке формы, надо хорошо продумать все составные части постановки, уяснить характер освещения, определить, какие предметы являются наиболее тёмными, где сосредоточено наибольшее количество света, как соотносятся между собой световые части тёмных предметов и теневые части светлых предметов, сила собственных и падающих теней. От правильной сравнительной оценки всех этих свойств в изображении зависит конечный результат работы.

В практике обучения существуют такие понятия, как «большой свет», «большая форма», «большая тень». Эти специальные понятия выражают определённое состояние изображения. Суть их заключается в целостном восприятии натуры, а, следовательно, и в целостном отражении этого восприятия в живописном произведении. Правильная выдержанность этюда в тоне придаёт изображению цельность, особую художественную выразительность, а знание закономерностей построения реалистической формы одним цветом создаёт хорошую основу для работы над живописью всей палитрой красок.

Натюрморт из предметов быта в цвете

Познание техники живописи — это изучение законов построения реалистической формы цветом. В предыдущих заданиях были рассмотрены особенности построения формы одним цветом, в данном задании на примере аналогичного натюрморта предстоит передать цветовую характеристику натуры.

Чтобы добиться лучших результатов и избежать общей ошибки, которую допускают начинающие, — пестроты и примитивной раскраски, — следует ограничить себя небольшим набором красок. Для начала берутся три основные краски: красная, синяя, жёлтая (в масляной живописи добавляются белила и чёрная). Этих красок вполне достаточно, чтобы составить нужные смеси. Ограниченная палитра создаёт условия, при которых необходимо искать нужные цвета посредством смешивания, а не брать их готовыми на палитре. Кроме того, в процессе этого упражнения студент должен развить ясное понимание того, что подлинная живопись состоит не в том, чтобы сделать изображение многокрасочным, а в том, чтобы в одном цвете увидеть множество оттенков, его составляющих, уметь находить эти оттенки на палитре и гармонически сочетать в изображении.

Большую трудность в первых заданиях составляет проблема получения сложных, составных цветов. Здесь важно определить не только цветовой тон предметов постановки, фона, но и их светлоту и насыщенность. Для этого, пробуя на палитре смеси, надо смотреть на натуру и сравнивать искомый цвет с другими находящимися в постановке цветами, добиваясь верности цветовых отношений в изображении. Нахождение локального цвета предмета ещё не решит всей сложности стоящих перед студентом задач. Надо увидеть оттенки этого цвета в световой части, в полутоне, в теневой части. Только верное сопоставление этих оттенков создаёт полное представление о цветовой характеристике предмета.

Каждый цвет изображаемых предметов надо рассматривать как составной цвет, полученный из множества оттенков, появляющихся в результате воздействия световых лучей. Свет, падающий из окна, придаёт освещенным частям холодноватый оттенок. Сама освещенная поверхность по мере перехода от света к тени имеет целый ряд тонких градаций — переходов. Наиболее открытый предметный цвет будет присутствовать в полутоне. Вся теневая часть вместе с рефлексами, падающими тенями будет значительно теплее световой части. Чем определённее будет выражена теплохолодность в работе, тем энергичнее и выразительнее будет живопись.

Большое значение в работе имеет соблюдение методической последовательности. В начале следует определить общее световое и цветовое состояние постановки, выявить по натуре и раскрыть на плоскости основные отношения. Делать это надо легко и свободно, не забивая поверхность бумаги. Уже на начальной стадии следует приучаться прописывать большие плоскости большими кистями, используя лессировочные и корпусные свойства красок. Хорошо сгармонированная по цвету живопись должна передавать не только цвет и форму предмета, но и его материал, освещение, то есть создавать целостный образ натуры.

Натюрморт из предметов быта, близких по цвету

Оценка и восприятие цвета более доступно неискушённому зрителю, когда перед ним контрастные пары: красный и зелёный, синий и жёлтый, тёмный и светлый.

Значительно сложнее дело обстоит с восприятием двух или нескольких цветов, близких по своему цветовому тону (например: жёлтый и охристый, синий и голубой и т.д.). Конечно, сгармонировать два контрастных цвета значительно сложнее, так как по своей природе они противоположные.

Развитие способности восприятия цвета и его оттенков, умение находить отличие одного цвета от д—угого в ряду одной группы цветов (тёплой или холодной) одна из главных задач в решении этого задания.

К примеру, составим натюрморт, где подобраны предметы тёплых оттенков: жёлтая драпировка, охристое блюдо и светло-жёлтые яблоки. Чтобы придать натюрморту более напряжённый контраст, введём кувшин с поливной коричневой поверхностью, накрытый белой тканью.

Приступая к выполнению задания, надо, прежде всего, разобраться в цветовом строе постановки. Для этого делается несколько этюдов с целью уяснения цветовых отношений. Самое светлое пятно постановки составляет белая ткань на кувшине и яблоках, самое тёмное — поливная поверхность кувшина. Сравнивая светосилу каждого предмета с этими двумя пятнами, можно найти их место в постановке. Сравнение близких цветов между собой выявит их разницу и позволит более точно передать их оттенки. Сравнивая жёлтую драпировку и светло-жёлтые яблоки, можно установить не только то, что яблоки светлее драпировки, но и то, что последняя более насыщена цветом. Так же находятся цветовые характеристики других предметов. Верно взятые отношения дают возможность найти каждому из них своё место в изображении и создать единую цветовую гамму.

Одним из вариантов постановки на сближенные цвета могут быть натюрморты из таких предметов, которые и по светосиле, и по цветовой тональности будут близкими. Допустим, все элементы светлые. Их отличает лишь разница цветовых оттенков. Задача в этом случае будет значительно сложнее, так как эти цвета не имеют ярко выраженной цветности и тональности. Тональный строй постановки потребует тонких проработок формы и пространства. А поскольку живость и свежесть живописи во многом зависят от контрастного сопоставления цветов, то и следует эти контрасты искать посредством тёплых и холодных оттенков.

Натюрморт из предметов быта, контрастных по цвету

Составляя натюрморт из контрастных по цвету предметов, надо учитывать их взаимное влияние друг на друга. Не следует их чередовать между собой, что сделает постановку пёстрой, лишённой пластической цельности. Не рекомендуется также на первых порах вводить в учебную постановку несколько контрастных цветов: синих, жёлтых, красных, зелёных. Лучше, если натюрморт будет логическим продолжением предыдущей постановки. Основу её будут составлять предметы однородного цвета, а в неё включены один-два контрастных цветовых пятна. Контрастную ситуацию может создать фон, состоящий из цветной драпировки.

Учебные задачи данного натюрморта — установить гармоничную связь между контрастными по цветовой характеристике формами, изучить рефлексную связь между ними.

Восприятие цвета — процесс сложный и не всегда легко усваиваемый. Контрастное взаимодействие можно создать не только посредством сопоставления двух взаимно дополнительных цветов, но и вводя в постановку теплохолодные отношения. При составлении натюрморта надо поступать так, чтобы один или группа цветов одного тона (тёплого или холодного) была основной, ведущей как по количеству предметов, так и по пространственному размещению; другая часть должна составлять к нему как бы дополнение и самим пятном и расположением создавать равновесие.

Для наиболее полного раскрытия возможностей контрастных сочетаний в живописи натюрморта следует разнообразить постановки и по характеру освещения. Интересные решения дают постановки против света (контражур) или освещенные прямым светом (по свету), когда взаимодействие контрастирующих цветов выступает в чистом виде. В этом случае требуется более тонкая гармонизация цвета, точное определение тоновых отношений.

В изображении натюрморта важен не сам предмет, а его связь с окружением, когда сила и красота цветового пятна целиком зависят от среды, в которой он находится. Отсюда можно сделать основополагающий для методики работы над живописью вывод: чтобы верно и живо взять какой-либо цвет, надо написать его окружение.

Натюрморт из белых предметов

Написание белой ткани, гипсового орнамента, белой фарфоровой вазы представляет собой непростую задачу. Поверхность белого предмета особенно чувствительна к влиянию источника света, она богата массой цветовых оттенков. Разобраться в обилии рефлексов, выделить и создать на их основе доминирующий цвет можно, только подчиняя всё их многообразие общему цветовому состоянию изображения, где все цвета имеют прочную тоновую связь друг с другом. Достаточно нарушить эту связь, взять неверный тон в свету или в тени, как всё изображение станет пёстрым, «развалится». Работы начинающих, как правило, отличаются неуверенностью. Белый предмет пишется белилами, или оставляется нетронутой поверхность бумаги. Изображение моделируется лишь в теневых частях. Другая крайность — излишняя цветистость натюрмортов.

В процессе живописного решения белых предметов следует наполнять изображение цветом, придавая ему тот или иной оттенок, искать и передавать тонкие, гармоничные отношения, но делать это надо с учётом общего тона постановки, подчиняя ему каждый отдельный цвет.

Ввод в постановку белых предметов имеет и другое важное значение: они создают чёткие тоновые контрасты, благодаря чему живопись приобретает большую тоновую определённость. Соседство с белым выгодно подчёркивает тон и цвет предметов.

В учебную постановку могут быть включены не один, а два или более белых предметов. В этом случае важно найти разницу между ними, выявить материал, из которого они сделаны. Каждый из них будет иметь свой тон, свою поверхность, а, следовательно, и различную цветовую характеристику. Усложнённым вариантом натюрморта с белыми предметами является постановка с гипсовой головой.

Натюрморт в интерьере

Учебный натюрморт в интерьере должен носить вполне естественный характер быть частью реального пространства. При составлении натюрморта можно использовать готовый мотив — стул с лежащими на нём предметами в учебной мастерской, стол с частью интерьера, мольберты с принадлежностями для живописи и т.д. Особенностью таких постановок является то, что они включают окружающее их пространство. Группа предметов по своим масштабам, по живописно-пространственному решению входит составной частью пространства и решается как часть целого. Этим определяется трактовка цвета, объёма. Натюрморт решается более цельно, без детальной проработки мелких частей. Вся группа предметов должна быть объединена общим цветовым тоном и увязана с окружающим пространством, как бы погружена в него. Живописная трактовка формы и пространства приближается к картинному решению. В таких постановках полезно разнообразить задачи, ставить натюрморт в различных условиях освещения: у окна, у открытой двери, в коридоре и т.д.

В выборе мотива и в решении перспективного построения части интерьера необходимо проявлять чувство меры, чтобы избежать сухости линейных построений и жёсткости в проработке деталей. Всё это потребует применения полученных ранее знаний и творческого отношения к работе. Умение грамотно писать натюрморт в интерьере существенно облегчит в дальнейшем работу над композицией с глубоким пространством, приобщит к картинному видению натуры.

Натюрморт на пленэре

Работа на открытом воздухе (на пленэре) значительно расширяет колористические возможности живописи. Обилие света, большое количество рефлексов, определённость цветовых отношений — всё это способствует углубленному изучению законов живописи, развитию художественного вкуса.

Условия работы на пленэре отличны от условий занятий в мастерской. В мастерской, как правило, освещение одностороннее, на воздухе свет рассеянный, создающий активную световую среду, где цвет обогащается массой живых и подвижных рефлексов. В результате обилия света теневые части предметов и падающие тени видятся цветно и прозрачно, что придаёт особую привлекательность живописном— этюду. Кроме того, разнообразные состояния освещения солнечное, пасмурное, вечернее — создают необычайно богатые возможности для изучения цветовых отношений, колорита.

Отметим особенности солнечного освещения. Сильный поток световых лучей, как правило, высветляет цвет, делает его малонасыщенным. Вместе с тем к свету основного источника присоединяется ещё определённое дополнительное освещение от неба. Сложное двойное освещение сообщает характерный оттенок поверхности предмета, где наряду с тёплыми тонами соседствуют холодные. К особенностям солнечного освещения следует отнести также чётко выраженную холодность собственных и падающих теней. Разбор таких оттенков, возникающих в результате сложного влияния на окраску предмета освещения и рефлексов от окружения, создающих особую, присущую только живописи на воздухе лёгкость, прозрачность, и составляет одну из главных задач живописи на пленэре.

Живопись на открытом воздухе связана с состоянием погоды и временем дня, когда пишется натюрморт. В зависимости от этих условий меняется и колористический строй этюда. В солнечный день — живопись контрастная, с резкими тенями, в пасмурный день или в тени, напротив, форма предметов становится смягчённой, свет рассеянным, а цвет насыщенным.

Живопись на пленэре требует соблюдения некоторых закономерностей. Прежде всего, работая на воздухе, надо учитывать влияние рефлексов неба и обилие солнечного света, который сильно высветляет краски на палитре. Это касается и пасмурного дня. Для защиты от солнца необходимо выбирать удобное место в тени. Натюрморт надо писать быстро, энергично, как правило, в течение непродолжительного времени. Случается, что интересный натюрморт не удаётся сделать за один сеанс. Его необходимо продолжить в следующий раз, но для этого надо выбрать такой же день и писать в те же часы.

Похожие работы