Публикации

Правовое регулирование отношений собственности

 Конспект лекций по праву, на тему: «Правовое регулирование отношений собственности», рассматриваются вопросы понятие и права собственности, формы и виды собственности и др. 

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

Оглавление

  • Понятие собственности и права собственности
  • Право собственности в системе вещных прав. Система законодательства, регулирующего отношения собственности в РБ
  • Понятие о формах и видах собственности
  • Общая характеристика приобретения и прекращения права собственности
  • Право собственности юридических лиц
  • Проблемы осуществления права государственной собственности в РБ
  • Общая собственность
  • Прекращение права собственности

Понятие собственности и права собственности

  1. Собственность как экономическая категория.
  2. Правовая реализация отношений собственности.
  3. Право собственности в объективном и субъективном смысле.

1. Собственность как экономическая категория.

Отношения собственности диктуют очень многое (исторические переломы).

Термин «собственность» понимают в разных смыслах:

  1. имущество или вещь;
  2. экономическое отношение между субъектами;
  3. юридическая конструкция права собственности;
  4. всякая принадлежность любых материальных и нематериальных благ любому субъекту (итальянское право — широкое понимание);
  5. естественное (данное от природы) свойство человека (французские просветители XVIII в.).

Господствует точка зрения, что собственность — это не вещи или имущество, это экономическое или фактическое отношение, которое подвергается правовому оформлению; оно возникло на определенной ступени развития человеческого общества, когда присвоение таких благ потребовало признания и закрепления.

Отношения собственности являются необходимой предпосылкой и результатом товарообмена. Особенность частной собственности заключается в том, что она представляет собой способ присвоения имущества не в результате его производства, а в результате его обмена. Стать собственником товара можно только с помощью права. В результате право становится необходимым условием товарной собственности и формируется конструкция права собственности как проявления экономической сущности собственности.

Экономическое содержание отношений собственности заключается в следующем:

  1. при присвоении лицом материальных благ они отчуждаются тем самым от других лиц;
  2. присвоение имущества связано с осуществлением над ними экономического (хозяйственного господства); а присвоившее лицо по своему усмотрению решает, как использовать имущество;
  3. присвоившее материальные блага лицо получает не только благо обладания имуществом, но и одновременно бремя содержания вещей (например, осуществления ремонта и охраны, риск случайной гибели, порчи, риск несения потерь вплоть до банкротства).

Таким образом экономическое отношение собственности есть отношения между людьми по поводу конкретного имущества, Оно заключаются в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, используется в собственных интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

2. Правовая реализация отношений собственности.

Право закрепляет и оформляет отношения собственности путем:

  • предоставления собственнику возможности защиты от необоснованных посягательств третьих лиц;
  • установления границ дозволенного поведения собственника.

В первом случае проявляется абсолютный характер правоотношений. Во втором случае о содержании и реальном объеме правомочий собственника. Правовая форма отношений предопределяется их экономическим содержанием, однако указанные экономические отношения юридически не всегда оформляются только с помощью института права собственности. Объекты — материальные и нематериальные блага (в том числе и средства индивидуализации товара).

Экономические отношения собственности гораздо шире, чем непосредственный предмет права собственности и всего вещного права в целом.

3. Право собственности в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле право собственности — юридический институт или совокупность правовых норм (часть имеет гражданско-правовую природу, а вещное право). Современные цивилисты утверждают, что это нормы не только гражданского права, но и других отраслей (конституционного, административного, земельного, экологического права), которые закрепляют и защищают принадлежность материальных благ конкретным лицам, т. е. это комплексный институт. В субъективном смысле — это возможность определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу.

Право собственности — наиболее широкое по объему из вещных прав, обеспечивающее полное господство над имуществом (ст.210 ГК).

Триады правомочий владения, пользования, распоряжения недостаточно для характеристики права собственности. Эта триада свойственна нашему законодательству (впервые — в России в 1832 г.). Некоторые исследователи насчитывают до 10 правомочий. Важным признаком права собственности является возможность осуществлять правомочия собственника по своему усмотрению. П.2 ст.210 ГК — осуществление правомочий не должно противоречить закону, нарушать права и законные интересы других лиц. Важная особенность правомочий собственника заключается в том, что они позволяют собственнику устранять всех лиц из сферы воздействия на имущество, если на то нет его воли.

Право собственности в современном законодательстве раскрывается через взаимодействие двух сторон:

  1. благообладания имуществом;
  2. бремени несения связанных с этим расходов (ст.211 и 212 ГК).

Собственник вправе передавать другим лицам отдельные правомочия, при этом оставаясь собственником (например, возможность передачи имущества в доверительное управление другому лицу).

Доверительное управление имуществом не имеет ничего общего с институтом доверительной собственности в англо-американской системе права. Доверительное управление (по континентальной системе) возникает как по договору, так и по указанию закона; при этом управляющий использует имущество в интересах собственника или выгодоприобретателя, не становясь собственником (ст.36, 895 ГК). В трасте же ни один из участников отношений не обладает всей совокупностью правомочий собственника, каждый сохраняет какую-то часть правомочий. В нашей системе расщепление невозможно — коллизия множества собственников.

Литература:

  1. Суханов Е.А. «Лекции о праве собственности» — М., 1991.
  2. Богатых Е. «Гражданское и торговое право» — М., 1996.
  3. Нарышкина Р.Л. «Доверительная собственность в гражданском праве Англии и США» — М., 1965.
  4. Рубанов А. «Проблемы совершенствования теоретической модели права собственности» — сборник «Развитие советского гражданского права на современном этапе» — М., 1986.

Право собственности в системе вещных прав. Система законодательства, регулирующего отношения собственности в РБ

  1. Специфика вещных прав.
  2. Право собственности в системе вещных прав.
  3. Система законодательства о собственности в РБ.

1. Специфика вещных прав.

Специфика вещных прав:

  1. вещные права опосредуют статику имущественных отношений, т. е. они оформляют и закрепляют принадлежность имущества субъекту, тогда как обязательственные права опосредуют динамику, переход вещей от одних субъектов к другим.
  2. вещные права носят абсолютный характер — носителю противостоят все иные лица в качестве потенциальных нарушителей. В обязательственных отношениях обязанным лицом может быть только должник, участвующий в договоре.
  3. объектом вещного права выступает вещь, причем она индивидуально определена; в обязательственном праве объект — действие другого лица. С гибелью вещи прекращается вещное право, применительно к обязательственному праву действие может перепоручаться другому лицу в порядке правопреемства.
  4. виды вещных прав, их содержание определяется и ограничивается законом; виды и содержание обязательственных прав не ограничиваются законом, т. к. субъекты по своему усмотрению вправе устанавливать любые отношения, если они не противоречат законодательству.

По объектам, содержанию и способам защиты вещные права отличаются и от исключительных прав, которые оформляют отношения интеллектуальной собственности, по следующим позициям: объектом исключительных прав выступают нематериальные объекты — идеи, художественные образы, решения научно-технических задач и т. д.; эти объекты могут выражаться в определенной материальной форме (чертеж, другой носитель информации); они могут использоваться различными лицами, в т. ч. авторами (создателями), но это не всегда означает отчуждение прав интеллектуальной собственности (отчуждение таких прав оформляется особым видом договора — лицензионным (ст.985 ГК), для защиты прав субъектов интеллектуальной собственности используются особые способы защиты (ст.11, 989 ГК) — изъятие материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, а также объектов, созданных в результате такого нарушения, обязательная публикация о допущенном нарушении с обязательным указанием сведений о субъекте, права которых нарушены).

2. Право собственности в системе вещных прав.

К категории вещных прав относятся две группы отношений:

  • право собственности, как наиболее широкое по объему вещное право;
  • иные ограниченные вещные права.

Термин «ограниченное вещное право» обозначает право на чужую вещь, уже присвоенную другим лицом — собственником. Однако эти ограниченные права, в свою очередь, ограничивают само право собственности (зачастую их называют «вещные обременения») — собственник лишается возможности использовать имущество, но не лишается права распоряжаться им (например, сервитут).

Объектами ограниченных вещных прав выступают, как правило, объекты недвижимости. Исключение — отношения залога и удержания имущества, но спорно их отнесение к ограниченным вещным правам.

Специфические признаки — ограниченные вещные права характеризуются:

  • правом следования (гражданско-правовой принцип) — ограниченные вещные права всегда следуют за вещью, а не за собственником, т. е. сохраняются и при смене собственника;
  • ограниченные вещные права зависимы от права собственности, а при отсутствии или прекращении права собственности на вещь невозможно установить или сохранить ограниченные вещные права на нее (например, бесхозяйное имущество) — в этом смысле зависимость от права собственности.

Ст.217 ГК — перечень ограниченных вещных прав:

  1. право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом (ст.276 и 277 ГК);
  2. право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  3. право постоянного пользования земельным участком;
  4. сервитуты (ст.268, исчерпывающий перечень или нет?).

Но! ст.275 ГК.

Ограниченные вещные права классифицируются на:

  1. вещные права отдельных юридических лиц на хозяйствование в отношении имущества собственника (права оперативного управления и хозяйственного ведения);
  2. ограниченные вещные права по использованию чужого земельного участка (права пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, земельные сервитуты);
  3. право ограниченного пользования иным недвижимым имуществом, в частности, жилым помещением (ст.275);
  4. (Суханов) обеспечивающие исполнение обязательств права залога и удержания;
  5. (выделялась до революции) аренда.

Первые два пункта четко выделены в законодательстве, наличие остальных спорно. Многие цивилисты права залога и удержания характеризуют как особые вещно-обязательственные права (Брагинский) или относят их к вещным (Суханов). Залог в 1922 г. относился к вещным правам.

Залоговое право с вещными правами сближает следующий момент: залоговое право рассматривается как вещное право, если его объектом является вещь (залогодержатель вправе удовлетворить свои требования из стоимости заложенного имущества; залоговое право обременяет предмет залога и следует за ним вне зависимости от смены собственника (п.1 ст.334); залогодержатель, у которого находилось или должно было находиться заложенное имущество, вправе истребовать его из чужого незаконного владения в т. ч. и от залогодателя (п.1 ст.328); возможность требовать устранения препятствий в осуществлении своих прав).

Отличия залоговых прав от вещных:

  • залог возникает обычно на основании договора (содержание залогового права определяется непосредственно законом);
  • последовательная реализация залогового права ведет к утрате собственником своего права (на заложенное имущество обращается взыскание).

Близко к залогу и удержание (способ обеспечения исполнения обязательств) — ст.340: кредитор вправе удерживать имущество в случае неисполнения должником обязательства, несмотря на то, что вещь может перейти по договору к третьему лицу.

3. Система законодательства о собственности в РБ.

Ст.43 ГК — определяется система гражданского законодательства. Главенствующими нормами выступают нормы Конституции о собственности (ст.13 и 44).

Правовое регулирование:

  1. ГК РБ, раздел II.
  2. Кодекс о земле от 4.01.1999 г.
  3. Закон от 15.07.1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства».
  4. Закон от 11.12.1990 г. «О собственности в РБ».
  5. Закон от 19.01.1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ».
  6. Закон от 20.02.1991 г. «О местном управлении и самоуправлении» (объекты коммунальной собственности, ее правовой режим).

Литература:

  1. Брагинский «К вопросу о соотношении вещных и обязательственных правоотношений» — «Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика» — М., 1998.
  2. Чигир В.Ф. «Новый ГК РБ — общий обзор» — Мн., 1999.

Понятие о формах и видах собственности

Ст.13 Конституции, ст.213 ГК предусматривают две формы собственности — государственную и частную. Ст.9 Закона «О собственности в РБ» выделяет также смешанную форму, собственность трудового коллектива, собственность других государств, иностранных физических и юридических лиц на территории РБ.

Ныне прежняя коллективная собственность рассматривается как частная собственность негосударственных юридических лиц.

В РФ помимо частной и государственной собственности выделяется муниципальная и другие формы собственности (незакрытый перечень).

Не может быть смешанной собственности — собственность либо обособляется у нового собственника (юридического лица), либо остается принадлежать прежним собственникам на праве частной собственности. Совместное предприятие существует в определенной организационно-правовой форме — имущество принадлежит конкретному субъекту.

По той же причине следует отказ от собственности трудовых коллективов, так как они не имели обособленного имущества, ибо при обособлении имущества появляется новый собственник — юридическое лицо, но это не коллективный, а индивидуальный субъект — владелец имущества.

Классификация по видам собственности осуществляется по разным основаниям. По субъекту государственная собственность делится на собственность РБ и коммунальную собственность (административно-территориальных единиц). Виды частной собственности — физических лиц и юридических лиц. Общая собственность — долевая и совместная. По виду имущества — движимость и недвижимость (но собственность на определенное имущество). Совместная собственность — собственность супругов, крестьянского (фермерского) хозяйства и т. д.

Вопрос о равенстве форм собственности наиболее важен для развития рыночных отношений (закрепляется в ст.1 Закона «О собственности в РБ»). В юридическом смысле обеспечить равенство всех форм собственности невозможно (государство может иметь в собственности любое имущество, в том числе изъятое и ограниченное в гражданском обороте, государство может приобретать собственность особыми способами — сбор налогов, взимание пошлин, реквизиция, конфискация, национализация и т. д., но они действуют в отношении частной собственности с определенными ограничениями), фактически закрепляется принцип равной защиты всех форм собственности.

Общая характеристика приобретения и прекращения права собственности

  1. Понятие об объектах вещных прав. Особенности правового режима отдельных объектов.
  2. Общая характеристика оснований возникновения и прекращения права собственности. Новеллы ГК.

1. Понятие об объектах вещных прав. Особенности правового режима отдельных объектов.

Исходя из сущности вещных прав их объектами выступают вещи или имущество — орудия и средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги, результаты интеллектуального труда, информация. Все эти объекты в определенной степени выступают в виде товара, имеют потребительскую стоимость, являются объектами товарного оборота. Объектами вещных прав могут выступать и объекты естественного происхождения — земля и другие природные ресурсы (их правовой режим имеет существенные особенности, а п.3 ст.29 ГК — земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в которой это определено соответствующим законодательством).

Права требования или пользования не являются объектами вещных прав, при их защите используются иные способы (не используются виндикационные и негаторные иски) — иски о признании права или возмещении убытков в связи с неисполнением обязательства.

Категория объектов вещных прав более узкая, нежели категория объектов гражданских прав, т. к. последняя включает объекты обязательств и объекты исключительных прав.

С точки зрения оборотоспособности выделяют три группы вещей (ст.129 ГК):

  1. вещи, разрешенные в обороте;
  2. вещи, изъятые из оборота (не являются объектами отчуждения, могут находиться только в собственности государства — перечень установлен Законом от 15.07.1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства»);
  3. вещи, ограниченные в обороте (требуется разрешение публичной власти или могут принадлежат лишь особым субъектам — отдельные виды вооружений, валютные ценности, памятники истории и культуры).

Особым по важности объектом выступает земля, которая может рассматриваться как объект, изъятый и ограниченный в обороте — участок определенной категории земель. КоЗ определяет особенности правового режима земель как объектов вещного права:

  • ст.2 — земля может находиться в государственной или частной собственности, собственности иностранных государств и вне зависимости от формы собственности — в общей собственности нескольких субъектов;
  • в частной собственности земля может находиться у физических лиц — граждан РБ, постоянно проживающих на территории РБ, либо приравненных к этой категории, а также юридических лиц РБ для осуществления следующих целей: приватизация объектов государственной собственности (перечень утверждается Президентом); осуществления инвестиционных проектов. Земля передается в собственность юридических лиц только по решению Президента РБ;
  • распоряжение землей, находящейся в частной собственности осуществляется через строго оговоренный перечень сделок (наследование, купля-продажа, дарение, обмен, залог, аренда);
  • строго целевое использование, несоблюдение целевого назначения — одно из оснований прекращения права собственности на земельный участок (ст.53, 49);
  • существует перечень земель (дополнительно к ст.13 Конституции), которые не могут передаваться в частную собственность.

Деление вещей на движимое и недвижимое имущество — ст.130 ГК. Недвижимость — неразрывно связанное с землей и другое имущество, отнесенное к таковому законодательством (жилищное законодательство — квартиры, иные жилые помещения в домах или строениях). Особенность правового режима недвижимости — государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней (не путать с техническим учетом, инвентаризацией имущества, кадастровым учетом, которые имеют прежде всего фискальные цели и не влияют на решение вопросов о возникновении или прекращении права собственности). Несоблюдение требований о государственной регистрации влечет признание сделки недействительной (ст.166 — ничтожной). П.2 ст.220 — право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Отдельные виды недвижимого имущества (жилые дома и квартиры) имеют особый правовой режим как объекты собственности, что определяется их строго целевым назначением — размещение в жилых домах промышленного производства не допускается, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только с переводом этих жилых помещений в нежилые. По жилищному законодательству использование жилых помещений не по назначению, систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей, бесхозяйственное обращение с жильем является основанием для принудительного отчуждения этой собственности. Ст.274 ГК — собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество — соответствующая доля всегда следует судьбе права собственности на соответствующее жилое помещение.

Комплексы движимых и недвижимых вещей — предприятия и кондоминиумы.

Понятие предприятия — ст.132. Как объект вещных прав предприятие включает земельный участок, здания или сооружения, инвентарь, продукцию, сырье, долги предприятия, права требования, фирменные права, товарные знаки и знаки обслуживания. Предприятие может быть объектом купли-продажи, дарения, залога и других сделок, при этом собственник передает не только движимое и недвижимое имущество, но и относящиеся к ним права и обязанности (по правилам ст.530 и 532).

Кондоминиум — общая собственность. Регулируется ГК, ЖК, Законом от 8.01.1998 «О совместном домовладении». Кондоминиум включает здание или сооружение, земельный участок (жилые квартиры в этом строении могут находиться в государственной или частной собственности, иные помещения — в общей долевой собственности). В частности отношения кондоминиума могут складываться при приватизации квартир в многоквартирных домах — доля каждого собственника пропорциональна площади принадлежащей ему квартиры; некоммерческая организация в виде товарищества собственников.

Типовой устав товарищества собственников, Типовой учредительный договор о создании товарищества собственников, Типовой документ о совместном домовладении — утверждены постановлением СМ от 8.04.1998 г.

Главная особенность кондоминиума — собственник жилого помещения не может произвести отчуждение своей доли в общем имуществе отдельно от отчуждения жилого помещения и наоборот (ст.8 Закона «О совместном домовладении»).

Плоды, доходы и продукция (различного рода поступления от использования главной вещи, их важный признак — возможность отделения от вещи, т. к. неотделимое приращение является частью вещи) также являются объектами права собственности. Доходы — экономические приращения, выражаются, как правило, в виде денег. Продукция — техническое приращение.

Ранее в ГК существовало положение о том, что все приращения достаются собственнику вещи; теперь (ст.136) — приращения принадлежат лицу, использующему имущество на законном основании.

2. Общая характеристика оснований возникновения и прекращения права собственности. Новеллы ГК.

Основания возникновения (приобретения) права собственности — правопорождающие юридические факты, которые в соответствии с законом влекут возникновение права собственности у конкретного лица. Основания делятся на первоначальные и производные; в основе деления — основание воли и правопреемства. Первоначальные основания не зависят от основания и воли предшествующего собственника, включая случаи отсутствия предшествующего собственника. при производных основаниях право собственности возникает по воле предшествующего собственника.

К первоначальным основаниям в соответствии с ГК относятся:

  • создание или изготовление вещи;
  • переработка (спецификация);
  • сбор или добыча общедоступных вещей;
  • при определенных условиях — самовольная постройка (при вынесении судебного решения);
  • приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

Практическое значение разделения оснований на первоначальные и производные заключается в том, что при производных способах приобретения права собственности помимо воли собственника необходимо учитывать возможность наличия прав других лиц (залогодержателя, арендатора, субъекта ограниченных вещных прав) на эту вещь, так как они не утрачиваются в связи со сменой собственника. Эти основания являются общими и для государственной, и для частной собственности (исключение — конфискация, реквизиция, национализация, которые специфичны для государственной собственности). П.4 ст.219 — гражданин как член потребительского кооператива, внесший паевой взнос, вправе приобрести право собственности на квартиру, дачу, гараж и без воли кооператива при условии соответствующего оформления этого права.

Основания возникновения права собственности в общей форме изложены в ст.291 ГК, детализируются в ст.220–235.

При изготовлении или создании вещи (ст.220) право собственности возникает у изготовителя, если вещь изготовлена для себя, если вещь изготовлена для другого лица, право собственности возникает у этого лица. Право собственности на движимую вещь возникает с момента окончания деятельности по изготовлению, на недвижимость — с момента государственной регистрации.

Самовольная постройка (ст.223) — по общему правилу не влечет возникновения права собственности самовольная постройка, которая не подлежит государственной регистрации, а следовательно, не является объектом недвижимости в силу нарушений — невыделения участка, несоблюдения целевого назначения, отсутствия разрешения на строительство, существенного нарушения строительных норм и правил. В порядке исключения право собственности может возникнуть, если при этом не нарушаются интересы других лиц, не создается угроза жизни или здоровью граждан. Если лицо оформит право собственности на земельный участок, право собственности на строение порождается по решению суда.

При переработке ее объектом является движимый объект. Право собственности приобретает собственник материала; если переработку произвел недобросовестный владелец материалов, у собственника есть право требовать передачи вещи или возмещения причиненных убытков. Если стоимость переработки превышает стоимость материалов, собственником становится лицо, осуществившее переработку, если оно действовало добросовестно, однако это лицо обязано возместить стоимость материалов.

Бесхозяйные вещи — брошенные вещи, находки, безнадзорные животные, клады; при этом собственник либо отказался от вещи, либо неизвестен, либо утратил на них право. Порядок приобретения права собственности различен для движимых и недвижимых вещей (ст.226–235). Бесхозяйные вещи становятся объектом собственности при наличии условий, прямо установленных законом, либо в силу приобретательной давности (используется при невозможности использовать другие нормы). Бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на соответствующий государственный учет по заявлению органа самоуправления и состоять на таком учете в течение 3-х лет, по истечение которых орган, управляющий коммунальным имуществом, вправе обратиться с иском о признании права коммунальной собственности на эту вещь.

Приобретение права собственности в силу давности фактического владения — ст.235 ГК. Субъект должен владеть вещью добросовестно (вещь не должна быть похищена им), открыто, владелец должен относиться к вещи, как к своей собственности, владение должно осуществлять непрерывно в течение 5 (движимость) или 15 (недвижимость) лет (к этому сроку может быть присоединен срок, в течение которого вещью владел правопредшественник). В отношении объектов недвижимости приобретательная давность рассматривается как основание возникновения права собственности только с момента государственной регистрации объекта. В соответствии со ст.1144 ст.235 действует с обратной силой. В силу приобретательной давности имущество не может приобретать государство, объектами не могут быть объекты, изъятые из гражданского оборота.

Законодательство определяет момент, с которого возникает право собственности по договору (ст.224 ГК) — с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательством или договором; если договор подлежит регистрации — с момента регистрации. Передача законодательно определена как фактическое вручение вещи, сдача вещи перевозчику, фактическое поступление во владение приобретателя (доставка на его склад); к передаче приравнивается передача товаро-распорядительных документов на вещь.

Основания прекращения права собственности перечисляются в ГК. Среди них названа национализация (приобрела новый смысл). Национализация в соответствии со ст.245 производится только на основании специального закона, принятого в соответствии с Конституцией РБ, с обязательной своевременной и полной компенсацией всех убытков.

Литература:

  1. Суханов Е.А. «Право собственности и иные вещные права в России» — М., 1999.

Право собственности юридических лиц

  1. Субъекты и объекты права собственности юридических лиц.
  2. Право собственности отдельных видов юридических лиц.

1. Субъекты и объекты права собственности юридических лиц.

Не все юридические лица выступают в качестве собственников имущества. К числу собственников относятся хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы. Не являются собственниками (п.3 ст.214) унитарные предприятия любой формы собственности, учреждения и предприятия, финансируемые за счет собственника. Ст.276 — унитарное предприятие обладает правом хозяйственного ведения на имущество; ст.277 — предприятия, финансируемые собственником, обладают правом оперативного управления имуществом.

Существует ряд особенностей права собственности юридических лиц:

  • ст.214 ГК — в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением изъятого из гражданского оборота. Количество и стоимость имущества, как правило, не ограничивается, за исключением отдельных случаев ограничения законодательными актами.
  • имущество юридического лица в большей своей части формируется из имущества участников или учредителей юридического лица (такие лица принимают участие в решении вопросов по осуществлению права собственности, однако они утрачивают вещные права на имущество и приобретают обязательственные права). Учредители общественных и религиозных организаций при передачи части имущества юридическому лицу утрачивают вещные и не приобретают обязательственные права. Участники унитарных предприятий обладают правом собственности на имущество, переданное при создании юридического лица.
  • Правовой режим имущества юридических лиц определяется законодательными актами и другими актами законодательства, а также учредительными документами.

2. Право собственности отдельных видов юридических лиц.

Хозяйственные товарищества и общества являются собственниками имущества, имущественная основа их собственности выражается в виде уставных капиталов или фондов. … Участники таких обществ и товариществ могут передавать любое имущество, не изъятое из оборота, а также имущественные права, в том числе отчуждаемые права, которые могут иметь денежную оценку (п.6 ст.63 ГК). Не может передаваться в уставный фонд информация (если она не является ноу-хау), а также специальные знания и навыки отдельных субъектов.

Кроме уставного фонда в состав имущественных комплексов могут входить различные фонды, в том числе и резервные.

Особенность — условия и порядок отчуждения части имущества общества или товарищества в случае выбытия участника (п.2 ст.64): в случае выхода и исключения участника хозяйственного товарищества или общества из состава участников, кроме участника акционерного общества, ему выплачивается стоимость части имущества хозяйственного товарищества или общества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительными документами, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю. Выплата может быть заменена натуральным возмещением по соглашению между выбывающим и остающимися участниками (доля определяется по балансу на момент выбытия, часть прибыли — на момент расчета).

Выбытие из АО осуществляется путем свободной продажи ранее приобретенных акций (в ЗАО — преимущественное право приобретения, если не воспользовались, ЗАО может самостоятельно выкупить по согласованной с собственником цене, иначе — ст. 97 ГК).

Производственный кооператив — члены кооператива объединяют свои имущественные паи для ведения производственно-хозяйственной деятельности совместно; размер пая не влияет на степень участия в определении действий (управлении) кооператива. Минимальный размер уставного фонда — 150 МЗП. В состав имущества кроме паевых взносов включаются доходы кооператива, кредиты, другие общегражданские способы приобретения имущества. Собственником имущества становится кооператив, т. е. юридическое лицо. Член кооператива приобретает обязательственные права в соответствии с п.2 ст.44 ГК. Устав кооператива может предусматривать образование неделимых фондов с определением цели их использования. Эти фонды не делятся на паи, а при выбытии члена выплаты из этих фондов не производятся. Распределение фонда между членами возможно только при ликвидации кооператива после удовлетворения требований кредиторов. В случае взыскания по обязательствам члена кооператива это взыскание не может быть обращено на такие фонды (п.5 ст.111 ГК). При выходе члена из кооператива ему выплачивается стоимость пая или выдается имущество в натуральной форме, производятся выплаты по уставу кооператива (сумма определяется после окончания финансового года и утверждения баланса, если иное не предусмотрено уставом (ст.111). У исключенного из кооператива члена те же права, что и у добровольно выходящего.

Ст.146 ГК — некоммерческие организации имеют 2 признака:

  • не ставят целью извлечение прибыли;
  • полученная прибыль не распределятся между участниками.

Это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, ассоциации, союзы (Чигир относит ТПП РБ, товарищество собственников жилых помещений).

Потребительские кооперативы — члены должны внести паевой взнос, цель — какое-либо строительство жилья, гаражей, дачно-садовых домиков и т. п.

Имущество образуется за счет паевых и вступительных взносов, доходов потребительского кооператива, которые не могут распределяться между членами. Если кооператив как юридическое лицо оказывается неплатежеспособным, члены кооператива обязаны в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть убытки путем дополнительных взносов; члены кооператива отвечают солидарно в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст.116). Члены кооператива имеют право в случае выбытия из кооператива требовать возмещения пропорционально внесенному паю.

Общественные объединения — некоммерческие организации, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей и задач, предусмотренных уставом (ст.117). Денежные средства обществ формируются за счет вступительных и членских взносов, добровольных взносов, поступлений от проведения лекций, выставок и других мероприятий. Участники не сохраняют прав на переданное имущество, в т. ч. и на членские взносы; они не имеют права распределять прибыль, а также оставшиеся после ликвидации средства (эти средства направляются на осуществление целей, определенных уставом).

Проблемы осуществления права государственной собственности в РБ

  1. Специфика субъектов и объектов права государственной собственности.
  2. Понятие и способы разгосударствления и приватизации.
  3. Порядок проведения разгосударствления и приватизации имущества. Комиссии по приватизации.
  4. Способы разгосударствления и приватизации. Аукционы и конкурсы.
  5. Порядок оформления сделок и прав собственности при приватизации объектов республиканской собственности.

1. Специфика субъектов и объектов права государственной собственности.

Существование государственной собственности обусловлено двумя факторами:

  1. необходимостью обеспечения государственной безопасности в различных сферах (военной, экологической, санитарной, продовольственной);
  2. необходимостью выполнения социально значимых задач и функций государства (обеспечение минимальных экономических гарантий незащищенным слоям общества при переходе к рыночной экономике).

Ст.215 ГК: существуют два вида государственной собственности — республиканская и коммунальная (собственность административно-территориальных образований).

Государство является особым субъектом гражданского права, так как не лишается властных полномочий, что выражается в принятии нормативных актов, издании административных актов, которые являются основаниями для возникновения гражданских правоотношений.

Ст.124 — государство участвует в гражданских отношениях на равных с юридическими или физическими лицами. От имени государства в гражданских отношениях могут выступать государственные органы, действующие в рамках своей компетенции — органы исполнительной власти, которые управомочены управлять имуществом и финансами.

В соответствии с положением о Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизацией РБ это министерство осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением природных ресурсов. Оно выполняет функции держателя акций, принадлежащих государству, представляет интересы государства в процессе разгосударствления и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, заключает договоры с юридическими или физическими лицами об отчуждении приватизируемых объектов.

Подобные функции осуществляет Минфин в отношении финансов — вкладывает денежные средства республиканского бюджета в финансовую деятельность, а также выдает ссуды юридическим лицам, осуществляет другие распорядительные действия. От имени административно-территориальных образований выступают органы местного управления и самоуправления; по Закону «О местном управлении и самоуправлении» местные советы, исполнительно-распорядительные органы вправе передавать в постоянное или временное пользование объекты, находящиеся в коммунальной собственности, в том числе на условиях договора аренды, а также отчуждать это имущество.

В ГК предусматривается и другой механизм участия государства в гражданских правоотношениях — через институт специально уполномоченных лиц. П.3 ст.125 — от имени государства или административно-территориального образования по их поручению в гражданском обороте могут выступать юридические лица и граждане. Постановлением СМ от 31.12.1998 г. утверждено Положение о представителе государства в органах управления АО и иных юридических лиц, доли в которых принадлежат РБ. Представитель государства осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательными актами или на основе заключенного с ними гражданско-правового договора. В положении определяется порядок назначения такого лица, осуществления им полномочий, его ответственности и прочее.

Государство опосредованно участвует в гражданском обороте через специально создаваемые юридические лица. Эти лица создаются в виде республиканских и коммунальных унитарных предприятий и государственных учреждений. Государство является собственником имущества этих юридических лиц, оставляет за собой отдельные контрольные полномочия при осуществлении этими юридическими лицами юридически значимых действий. Постановление СМ от 30.11.1992 г. «О пределах распоряжения государственным имуществом» — сделки отчуждения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, относящиеся к республиканской собственности допускаются только с согласия Мингосимущества. Сделки по распоряжению имуществом, находящимся в собственности РБ, на сумму свыше 10.000 МЗП должны в обязательном порядке согласовываться с Президентом РБ на основе указа Президента от 7.05.1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом». Однако в этих случаях сделку осуществляет юридическое лицо, а не государство.

Республиканская собственность состоит из казны РБ и имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами. Ст.215 ГК — к казне относятся средства республиканского бюджета, золотовалютный запас, алмазный фонд, объекты исключительной собственности государства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами.

Ст. 411 Закона «О собственности в РБ» — от имени собственника в отношении такого имущества выступает СМ, который передает часть своих распорядительных полномочий соответствующим исполнительным органам.

Имущество административно-территориальных образований состоит из казны административно-территориальной единицы (средства местного бюджета, иное коммунальное имущество — перечень установлен Законом «О местном управлении и самоуправлении») и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами.

БР и административно-территориальные единицы как субъекты права собственности обособлены и независимы друг от друга. Соответственно, они вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте — вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться казной и имуществом соответствующих предприятий.

Ст.13 Конституции устанавливает состав исключительного государственного имущества — природные ресурсы, водные объекты, земли сельскохозяйственного назначения и т. д. Закон от 5.05.1998 г. «Об объектах, находящихся в исключительной собственности государства» Постановление СМ от 7.12.1998 г. устанавливает перечень государственных предприятий (объединений), организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и не подлежащих разгосударствлению и приватизации. Перечни в отношении объектов коммунальной собственности разрабатываются и утверждаются областными и Мингорисполкомом, но основании постановления СМ от 5.08.1998 г.

2. Понятие и способы разгосударствления и приватизации.

Ст.218 ГК — разгосударствление и приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии со специальным законодательством. Положения о возникновении и прекращении права собственности, закрепленное в ГК, применяются, если специальным законодательством не предусмотрено иное. Основными нормативными актами являются:

  1. Закон от 19.01.1993 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ».
  2. Декрет от 20.03.1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ».
  3. Государственная программа разгосударствления и приватизации, утвержденная постановлением ВС от 16.06.1993 г.

В соответствии с Законом разгосударствление — передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация — приобретение юридическими или физическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате государство частично или полностью утрачивает право владения, пользования, распоряжения имуществом, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления этим имуществом.

В настоящее время в соответствии с законом выделяют два вида разгосударствления и приватизации:

  • безвозмездная передача имущества;
  • возмездная передача имущества (продажа).

Ст.4 Закона — субъектами приватизации могут быть:

  1. граждане РБ и РФ;
  2. негосударственные юридические лица (юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде менее 50%);
  3. юридические лица РБ, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  4. иностранные инвесторы;
  5. лица без гражданства.

Участие иностранных юридических и физических лиц, а также юридических лиц с участием иностранного капитала определяется законодательством об инвестициях.

В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в ОАО с участием сельскохозяйственных предприятий — производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.

Государство участвует при осуществлении приватизации государственной собственности в лице республиканского органа управления (Мингосимущество); интересы административно-территориальных образований представляют местные исполнительные и распорядительные органы. Эти органы называются в законе как «органы приватизации». В их компетенцию входит:

  • осуществление руководства процессами приватизации;
  • предъявление исков о признании незаконными принятых решений о приватизации;
  • принятие решений о приватизации;
  • осуществление владения и распоряжения акциями АО либо долями в уставных фондах других субъектов хозяйствования;
  • выступление в качестве учредителей АО и других хозяйственных обществ от имени государства;
  • организация конкурсов и аукционов по продаже объектов государственной собственности;
  • образование комиссий по приватизации осуществление контроля за их деятельностью и т. д.

Безвозмездно передается часть государственной собственности только гражданам РБ, передаваемая при этом часть государственного имущества определяется квотами — жилищной и на имущество государственных предприятий, которые определяются на основе Закона «Об именных приватизационных чеках». Этот закон закрепляет обязанность целевого использования указанных квот; неиспользованные в срок квоты могут погашаться государством или использоваться на другие цели, если это допускается законодательством.

Постановлением от 25.06.1999 г. «О сроках обращения и погашения именных приватизационных чеков «Имущество» срок установлен по 30.06.2002 г.; срок погашения неиспользованных чеков — с 1.07.2002 г. по 30.06.2004 г.

3. Порядок проведения разгосударствления и приватизации имущества. Комиссии по приватизации.

Существуют два способа разгосударствления:

  • преобразование государственного предприятия в ОАО;
  • внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО — преобразование арендных предприятий.

Способы приватизации:

  • продажа государственного имущества на аукционе по конкурсу;
  • продажа акций предприятий, принадлежащих государству;
  • выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Существует единый порядок разгосударствления и приватизации, который разделен на следующие стадии:

1) Подача предложения на разгосударствление и приватизацию (инициатива может исходить от трудового коллектива, Правительства РБ, Мингосимущества, а также местных исполнительных и распорядительных органов, иных субъектов приватизации). Предложения подаются в соответствующий орган приватизации — органы Мингосимущества или исполнительно-распорядительные органы на местах. В соответствии с Декретом № 3 преобразование государственных и арендных предприятий в ОАО, а также выкуп арендными предприятиями государственного имущества осуществляется по инициативе трудовых коллективов, но после обязательного согласования с республиканскими органами управления и областным или Мингорисполкомом; если объект находится в коммунальной собственности — согласование с местными исполнительными и распорядительными органами. Предложение трудового коллектива подается на основе решения общего собрания или конференции и оформляется в виде выписки из решения.

2) Рассмотрение предложения о приватизации — предложение рассматривается органами приватизации в месячный срок со дня поступления, результатом является решение органа приватизации, которое доводится в недельный срок в письменной форме до субъекта — заявителя. Форма предложения и порядок его рассмотрения устанавливается Положением о порядке подачи и рассмотрения заявлений на приватизацию объекта государственной собственности, утвержденным совместным приказом… от 24.06.1999 г. В соответствии с ним подаются следующие документы: копия устава предприятия, бухгалтерский баланс на 1 января текущего года, договор аренды для арендных предприятий, заключение антимонопольного органа, если предприятие занимает доминирующее положение на рынке, бизнес-план. Орган выносит решение о согласии, оговаривая условия и сроки приватизации, либо мотивированный отказ. На основании решения орган приватизации создает комиссию по приватизации. Отказ в приватизации следует, если приватизация ограничивается законом или в законе содержится прямой запрет на приватизацию. В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий республиканской собственности или иными субъектами приватизации, а также республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству, в том числе областными или Мингорисполкомом по вопросу целесообразности разгосударствления и приватизации решение о целесообразности принимается Президентом (если численность работников более 4000), Советом Министров (от 2000 до 4000) или Мингосимуществом (до 2000). Относительно коммунальной собственности решения принимаются исполкомами в специальном порядке, установленном местными советами депутатов. Отказ в принятии предложения на приватизацию объекта может быть обжалован в судебном порядке.

3) Деятельность комиссии по разгосударствлению и приватизации. В зависимости от способов разгосударствления и приватизации образуются два типа комиссий: по преобразованию государственного предприятия в ОАО и по приватизации. Комиссия первого типа создается для разработки проекта создания ОАО, в частности она осуществляет переоценку государственного имущества предприятия, определяет порядок использования объектов социальной сферы, входящих в комплекс предприятия, определяет стоимость государственного имущества на предприятии и величину уставного фонда создаваемого АО. Ст.152 Закона — создаются отраслевые комиссии по преобразованию, которые осуществляют те же функции на уровне отрасли, согласовывают проект создания ОАО после его разработки первичной комиссией. Комиссия по приватизации создается органом приватизации, устанавливает сроки подготовки заключения о возможности приватизации (строк — не более 6 мес. со дня подачи предложения на приватизацию). В компетенцию комиссии входит определение стоимости объекта, выявление кредиторов и дебиторов предприятия, дача заключения о возможности приватизации. Комиссия вправе отменять любые решения администрации предприятия, влекущие изменение состава и оценки его имущества. Положение о комиссии по приватизации от 25.06.1993 г. Для начала работы комиссии предприятие предоставляет исходные материалы (обязанность администрации) — документы о регистрации предприятия, акт переоценки основных фондов предприятия, бухгалтерский баланс на 1 января текущего года, заключение БТИ об износе зданий и сооружений, документы, удостоверяющие право пользования землей и ряд других документов (документы, подтверждающие количество и квалификацию работников и т. п.). Комиссией составляется проект приватизации предприятия с заключением о приватизации. Решение направляется в орган приватизации, экземпляр решения передается трудовому коллективу, если он является инициатором приватизации.

4) Вынесение решения о приватизации объекта. На основании указанного заключения комиссии по приватизации орган приватизации принимает окончательное решение о приватизации государственного объекта. В решении определяется оценочная стоимость приватизируемого объекта, указывается окончательный срок и условия продажи объекта. Не позднее, чем за месяц до продажи орган приватизации должен опубликовать информационное сообщение об объекте соответственно в местном или республиканском печатном издании или в отдельном бюллетене Мингосимущества. Информация должна содержать полное или сокращенное наименование объекта, его адрес, наименование органа приватизации и его местонахождение, способ и сроки приватизации, сроки предъявления претензий к объекту, стоимость имущества, площадь земельного участка, условия продажи. Дополнительно может указываться информация о численности работников, финансовом состоянии предприятия, его обязательствах, о наличии объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов предприятия, номенклатура продукции и ряд других показателей в соответствии с решением Мингосимущества. Лица, желающие принять участие, должны подать заявление в орган приватизации о своем участии; своевременно не подавшие заявления не допускаются к приватизации.

4. Способы разгосударствления и приватизации. Аукционы и конкурсы.

Правовое регулирование проведения аукционов и конкурсов — § 8 ГК «Продажа предприятия», ст.417–419 ГК (заключение договора на торгах), специальные нормативные акты. Положение об аукционах по продаже объектов государственной собственности (утверждено приказом Мингосимущества от 20.03.1996 г. № 61): продажа на аукционе — приобретение физическими или юридическими лицами на открытых торгах государственного имущества, когда от покупателя не требуется выполнение каких-либо условий (аукцион с условиями, условия устанавливаются органом приватизации). В соответствии со ст.19 Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ» орган приватизации свободен в выборе условий и способа приватизации. Условиями на аукционе являются: сохранение назначения или профиля объекта, сохранение или дополнительное создание рабочих мест, выполнение инвестиционных программ, если объектом является предмет историческо-культурной ценности — сохранение исторической ценности объекта. Выигравшим аукцион является лицо, предложившее наибольшую цену.

В соответствии с декретом № 3 продажа государственных предприятий на аукционах и по конкурсу допускается только за денежные средства (ранее допускалось использование пакетов чеков «Имущество»). В ходе приватизации на аукционе могут продаваться следующие объекты:

  • государственные предприятия в целом, как комплексы;
  • структурные единицы или подразделения предприятия (при наличии разделительного баланса);
  • доли государства в имуществе субъектов хозяйствования.

Продавцом выступает Мингосимущество или его территориальные подразделения по его поручению; в отношении объектов коммунальной собственности — местные исполнительно-распорядительные органы. Продавцы организуют публикацию сообщения об объекте, организуют аукцион, заключают договор купли0продажи, осуществляют денежные расчеты. Такой орган, как правило, создает аукционную комиссию и делегирует ей названные полномочия.

Если на первичном аукционе объект не продан, во второй раз цена уменьшается на 20%, в третий — на 50% по решению продавца.

Победитель должен подписать протокол по результатам торгов (указывается обязательство по дальнейшему заключению договора купли-продажи). Если победитель не подписал протокол, результаты аннулируются; то же самое происходит и при невнесении в установленный срок платы за объект.

Продажа объекта по конкурсу — приобретение физическим или юридическим лицом в собственность государственного имущества, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, установленных органами приватизации. Победителем становится участник, предложение которого соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем становится лицо, предложившее наивысшую цену. Объекты и субъекты, участвующие в конкурсе, те же, что и при аукционе. Условия:

  • сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции или оказанию услуг;
  • сохранение профиля предприятия на определенный срок;
  • проведение мероприятий по охране окружающей среды;
  • сохранение или создание новых рабочих мест и другие условия по усмотрению продавца.

Конкурсная комиссия рассматривает письменные предложения заявителей. Копия протокола рассылается всем участникам в 5-дневный срок; победитель уведомляется и приглашается для заключения договора купли-продажи с продавцом.

Если поступило менее двух предложений, удовлетворяющих условиям, комиссия объявляет конкурс несоответствующим.

Иностранные инвесторы вправе участвовать в конкурсах и аукционах на основании Положения об участии иностранных инвесторов в конкурсах и аукционах по продаже объектов государственной собственности, утвержденного 28.10.1994 г. Мингосимуществом — иностранные инвесторы (иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане РБ, имеющие постоянное место жительства за границей), предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные на территории РБ при приватизации по конкурсу или аукциону обладают всеми правами, предусмотренными законодательством для белорусских юридических лиц. Иностранные субъекты должны представить следующие документы:

  • заявку;
  • документ, подтверждающий состоятельность субъекта;
  • выписка из торгового реестра страны происхождения;
  • копии платежных документов, подтверждающих уплату залога для участия в конкурсе или аукционе;
  • письменные условия этого субъекта.

Если иностранный субъект желает участвовать в приватизации объекта коммерческой собственности, исполнительно-распорядительные органы должны получить разрешение от Мингосимущества. Декретом предусмотрена возможность приобретения на аукционе с условиями или по конкурсу предприятий с численностью работников до 100 человек, у которых имеется задолженность по финансовым обязательствам, равная активной части баланса предприятия, по начальной цене в 1 МЗП (так называемая «голландская система»). Субъект, выкупивший такое предприятию, обязан погасить задолженность перед кредиторами, сохранить или создать рабочие места, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия (п.1.16 декрета — органы приватизации вправе оговорить и другие условия).

Еще один способ — преобразование государственного или арендного предприятия в открытое АО. Этот процесс регулируется декретом от 20.03.1998 г., специальным положением о порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным постановлением СМ от 19.06.1998 г. № 970. Преобразование осуществляется Мингосимуществом и его территориальными органами на основании предложений трудовых коллективов, согласованных с соответствующими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными правительству, а также с областными или Мингорисполкомом. Учредителем такого ОАО от имени государства выступает орган приватизации (Мингосимущество или его территориальный орган); эти же органы утверждают устав. Кроме государства учредителями могут выступать физические или юридические лица, в том числе и иностранные. Выбор таких субъектов осуществляется на основании подготовительных работ республиканским органом приватизации. Размер уставного фонда определяется по балансовой стоимости объекта на 1 января текущего года.

ОАО регистрируется на общих основаниях на основании декрета от 16.03.1999 г. Собрание акционеров проводится не позднее 6 месяцев после регистрации акций. Созданное ОАО выступает правопреемником ранее существовавшего государственного предприятия.

В настоящее время возможно создание ОАО с участием государства на базе предприятий негосударственной формы собственности. В частности, по постановлению СМ от 10.03.1997 г. «О доле государства в имуществе юридических лиц негосударственной формы собственности» негосударственные предприятия, которые имеют задолженность перед государством по договорам купли-продажи государственного имущества, вправе преобразоваться в ОАО, где доля государства равна величине задолженности. Возможна последующая индексация размера доли. Такое преобразование проводится по решению юридического лица. Это решение доводится до сведения органа приватизации, который представляет интересы государства в этом процессе.

Мингосимущество осуществляет владение и пользование акциями, принадлежащими государству, а также распоряжение ими. Это министерство вправе передавать свои полномочия республиканским органам управления; оно также вправе передавать полномочия по управлению долей акций, принадлежащих государству, специальным лицам, которые являются представителями государства в органах управления соответствующего предприятия.

По декрету № 3 в период действия так называемой безвозмездной приватизации, т. е. до 30.06.2002 г., до 50% акций государства в ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, а также в ходе преобразования арендных предприятий в такие акционерные общества могут обмениваться:

  1. на чеки «Имущество» членами трудовых коллективов или приравненными к ним лицами;
  2. на чеки других граждан РБ через структурные подразделения «Беларусбанка»;
  3. на чеки других лиц.

Окончательное решение о количестве акций, выделяемых для такого обмена, принимает Мингосимущество (по объектам республиканской собственности) и исполнительно-распорядительными органами (по объектам коммунальной собственности).

По декрету № 3 при обмене чеков «Имущество» на акции ОАО, а также при выкупе арендными предприятиями арендованного имущества члены трудовых коллективов и приравненные к ним лица имеют право использовать чеки, выданные им лично, а также полученные по договорам дарения и (или) по наследству от близких родственников (родителей, детей, супругов, родных братьев и сестер, внуков, бабушек, дедушек, свекрови, свекра, тестя и тещи), при условии, что дарятся (наследуются) только чеки, выданные близким родственникам. Остальные чеки могут быть использованы указанными лицами при проведении специализированных чековых аукционов.

Кроме обмена чеков на акции закон допускает продажу принадлежащих государству акций (ее осуществляет Мингосимущество или исполнительные органы на местах). Преимуществом при такой продаже обладают члены трудового коллектива предприятия (по цене на 20% ниже номинальной стоимости на сумму не более 100 МЗП на одного покупателя), кроме них — юридические и физические лица, которые представили в соответствующий орган инвестиционный проект по развитию ОАО (они вправе покупать акции на конкурсах или аукционах).

5. Порядок оформления сделок и прав собственности при приватизации объектов республиканской собственности.

В результате разгосударствления или приватизации между сторонами заключается договор купли-продажи; покупателем является соответствующий субъект (юридическое или физическое лицо), продавцом — государство в лице органа приватизации.

Договор купли-продажи в ходе приватизации содержит следующие существенные условия:

  • о порядке и сроках передачи объекта;
  • о форме и сроках платежа;
  • о взаимных обязательствах сторон по дальнейшему использованию объекта.

Договор купли-продажи в ходе разгосударствления должен иметь письменную форму и после подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации.

Право владения и пользования имуществом переходит к собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства о праве собственности (оно выдается органом приватизации в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором).

Некоторые особенности оформления сделок закреплены в специальном Порядке оформления сделок и прав собственности при приватизации объектов республиканской собственности (утвержден приказом Мингосимущества от 19.07.1996 г. № 176). В случае, если численность работающих на объекте приватизации менее 1000 человек, договор купли-продажи такого объекта заключает территориальный комитет Мингосимущества по месту нахождения; если более 1000 — договор заключает непосредственно Мингосимущество. … заключается и договор безвозмездного пользования имуществом без права распоряжения в отношении объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемого предприятия…

Проекты договоров составляются на этапе подготовки разгосударствления и приватизации и включаются в проект приватизации объекта. Эти договоры составляются в трех экземплярах (покупателю, органу и комиссии по приватизации).

При преобразовании арендных предприятий существуют следующие особенности: по декрету № 3 (п.1.14, 1.15) арендное предприятие приобретает государственное имущество, сданное в аренду, в соответствии с договором о выкупе имущества. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками «Имущество», остальная часть приобретаемого имущества оплачивается деньгами по цене на 20% ниже стоимости этого имущества. Предприятию предоставляется 3-члетняя рассрочка платежа, если первоначальный взнос составляет 30% стоимости. Право собственности возникает с момента полной оплаты стоимости. При выкупе арендных предприятий не допускается использование заемных средств, в том числе кредитов.

По истечении срока действия договора аренды имущества предприятие вправе избрать один из следующих вариантов:

  • поставить вопрос о преобразовании в ОАО;
  • выкупить арендуемое имущество;
  • возвратить имущество арендодателю.

В случае выкупа арендуемого имущества с предприятием заключается договор о безвозмездном пользовании объектами социальной инфраструктуры.

Сделки, заключенные с нарушением законодательства, признаются недействительными с момента совершения (ничтожными). Споры рассматриваются в судебном порядке по иску заинтересованных сторон, органов приватизации, прокуратуры.

Общая собственность

Общая собственность — собственность, в которой выступают 2 и более субъекта. ГК выделяет два вида общей собственности — долевую и совместную.

Ст.246 ГК — новая концепция в понимании формирования общей собственности (доля в праве собственности). Если имущество находится в собственности двух или более лиц, презюмируется, что имущество принадлежит им на праве долевой собственности, если иное не предусмотрено законодательством. В отношении имущества супругов — право общей совместной собственности, если договором между ними не установлено иное (ст.259 ГК). Супругам на праве общей совместной собственности моет принадлежать имущество унитарного предприятия.

Субъектами, образующими общую собственность, могут быть любые субъекты вне зависимости от формы собственности. КоЗ — земля может находиться в общей собственности субъектов государственной и частной собственности. Объектами общей собственности могут выступать индивидуально определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками. Объектами являются вещи вне зависимости от их делимости или неделимости.

При возникновении отношений общей собственности существенными являются отношения двух видов:

1) отношения между собственниками (относительный характер отношений, они могут определяться соглашениями или нормами законодательства);

2) отношения между собственниками и третьими лицами (абсолютный характер, регулируются в основном нормами гражданского законодательства).

Общая долевая собственность — общая собственность с определением долей права собственности на имущество. Основанием возникновения может выступать наследования имущества, строительство дома или сооружения, формирование производственного комплекса. П.1 ст.247 — если размер доли не определен договором или законодательством, доли предполагаются равными. Размер доли не является постоянным, он может изменяться и зависит от вклада участников собственности. Если собственник внес в увеличение общего имущества определенный вклад, его доля может быть увеличена при следующих условиях:

  • соблюдение установленного законом порядка улучшения имущества;
  • являются ли улучшения отделимыми или неотделимыми.

Если улучшения неотделимы от имущества и изменения произведены по установленному порядку, собственник вправе требовать увеличения размера доли соответственно увеличению стоимости имущества. Если произведены отделимые улучшения, они поступают в собственность лица, которое их произвело, если иное не предусмотрено соглашением между собственниками. Само по себе внесение улучшений не является основанием для увеличения доли.

В соответствии с ГК субъекты общей долевой собственности владеют и пользуются соответствующим имуществом по соглашению, при его отсутствии порядок пользования может быть определен судом (ст.250). Распоряжение имуществом осуществляется только по соглашению между сторонами. Отсюда следует, что осуществление владения и пользования возможно и в принудительном порядке (по решению суда), распоряжение же в принудительном порядке не допускается. Исключение — возможность участия собственников в определении судьбы имущества путем права преимущественной покупки доли (ст.253): в случае отчуждения доли посредством купли-продажи или мены продающий обязан перед продажей имущества третьему лицу в письменной форме предложить остальным собственникам осуществить указанную сделку, указав существенные условия (цену и т. д.). Такое предложение должно быть рассмотрено в месячный (для недвижимого имущества) или 10-дневный срок (для движимого имущества) со дня письменного уведомления. Если сособственник не соблюдает указанные требования, лица, права которых нарушены, вправе в судебном порядке ставить вопрос о переводе на них прав и обязанностей покупателя в течение трех месяцев с момента регистрации соответствующего договора, а суд вправе в определенной степени ограничить распорядительные правомочия собственника.

Владение общей долевой собственностью может осуществляться одновременно всеми сособственниками. Ст.252 — каждый из участников должен соразмерно своей доле участвовать в уплате всех платежей и нести все обременения, связанные с данным имуществом. Доходя и плоды распределяются соразмерно долям, если иное не предусмотрено соглашением.

При совместном возведении строения возникает вопрос о форме и виде собственности. В этом случае суд выясняет, какому субъекту и на каком праве предоставлен земельный участок, связаны ли участники строительства семейно-бытовыми отношениями, решался ли вопрос между ними перед началом строительства о связи участия в строительстве с последующим решением вопроса о об обеспечении участников жилыми помещениями (если строительство осуществлялось участниками для обеспечения их жилыми помещениями — строение находится в общей долевой собственности, доля каждого определяется судом в зависимости от конкретного материального вклада, в том числе и в случаях, если лица не связаны семейными отношениями).

При решении должен присутствовать представитель органов, выделивших земельный участок для строительства объекта (вопрос об изменении режима предоставления участка).

Если суд отказывает в признании права на долю в общей долевой собственности, то при наличии соответствующих документов может быть положительно решен вопрос о компенсации стоимости стройматериалов или вложенного труда соответствующему участнику строительства.

Общая собственность может быть прекращена по общим основаниям прекращения права собственности. Существуют также и специфические основания, например в результате раздела и выдела из общей долевой собственности. В первом случае право общей долевой собственности прекращается для всех участников, в втором случае право прекращается для тех, кто выделяется.

Раздел и выдел общей долевой собственности допускается по взаимному согласию, а при его отсутствии — по судебному решению. Инициаторами могут быть и кредиторы одного из участников для обращения взыскания на его долю. Раздел и выдел может производиться двумя способами:

  • в натуральном виде если это допускается по закону и технически возможно;
  • посредством денежной компенсации или компенсации в ином натуральном выражении, если невозможно разделить в натуральном виде.

Раздел и выдел осуществляется соразмерно долям. при этом выплата компенсации допускается по согласию сторон (п.4 ст.255). В случае отсутствия согласия суд может обязать этого сособственника передать свою долю остальным с выплатой компенсации (ст.255), если доля незначительна, не может быть реально выделена и такой субъект не имеет реального интереса в использовании имущества.

Общая совместная собственность может образовываться лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии с ГК это совместная собственность супругов и собственность крестьянского фермерского хозяйства. Ст.256 допускает перевод общей совместной собственности на режим долевой соглашением сторон.

Участники общей совместной собственности сообща владеют и пользуются имуществом, распоряжаются им по взаимному соглашению. При этом распорядиться таки имуществом может любой из участников, если иное не вытекает из соглашения, причем согласие всех других предполагается. Если участник совершил сделку без соответствующих полномочий, она может быть признана недействительной, если другая сторона по сделке знала или должна была знать об этом (ст.256) а бремя доказывания возлагается на истца (сторону, требующую признания сделки недействительной). При этом должен быть доказан умысел или грубая неосторожность.

Совместная собственность не имеет заранее определенных долей. Эти доли определяются только при разделе или выделе. При этом доли признаются равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.

Супруги в договоре могут определить режим имущества, нажитого в период брака.

Обращение взыскания на имущество супругов происходит в зависимости от того, является ли стороной в обязательстве один или оба супруга. Если один — взыскание может быть обращено на его долю в совместной собственности, если оба (при выделении ссуды на строительство) — взыскание обращается на совместную собственность.

В случае нахождения в фактических супружеских отношениях на общее имущество распространяются нормы либо о раздельной частной собственности физических лиц, либо об общей долевой собственности. Здесь не действует презумпция равенства долей фактических супругов, в случае раздела учитывается степень трудового участия в создании или приобретении имущества.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подпадает под режим общей совместной собственности. В ГК содержится ряд новелл по сравнению с Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

  • отказ от признания крестьянского хозяйства юридическим лицом, однако на хозяйство распространяется законодательство о полном товариществе, если иное не предусмотрено законодательством;
  • имущество у членов крестьянского хозяйства используется на праве совместной собственности, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.260 ГК).

Крестьянское хозяйство состоит из трудоспособных членов семьи хозяина хозяйства, а также иных лиц, ведущих хозяйство на условиях найма (трудового контракта).

В состав имущества входят постройки, сельскохозяйственная и иная техника, инвентарь, насаждения, скот, унитарное предприятие, созданное хозяйством, другое имущество, приобретенное на общие средства членов. Плоды, доходы и продукция от деятельности хозяйства находятся в общей собственности и используются по соглашению между ними.

Совершение сделок в отношении имущества осуществляется главой хозяйства либо доверенным лицом (по доверенности).

Прекращение крестьянского хозяйства возможно посредством раздела имущества в связи с выходом из хозяйства всех членов, либо посредством прекращения деятельности товарищества как юридического лица (имущество подлежит разделу (ст.255, 257 ГК — общее правило), определяются доли в зависимости от трудового участия, возможна замена компенсацией по решению суда без согласия субъекта). При разделе имущества возникает вопрос о земельном участке — земля находится во владении хозяйства. Ст.78 КоЗ — земельные участки в этом случае разделу не подлежат. Местный совет определяет, есть ли субъект, желающий продолжить деятельность, если нет — производится изъятие в связи с прекращением деятельности хозяйства. Если возникает вопрос о строении — за физическим лицом остается земельный участок в размере, предусмотренном для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

При выделе не подлежат разделу земельный участок, унитарные предприятия и средства производства крестьянского хозяйства. В этом случае выделяющийся имеет право на денежную компенсацию соразмерно его доле в общей собственности (доля определяется по соглашению сторон или в судебном порядке).

Гражданское законодательство выделяет еще один вид общей совместной собственности — совместная собственность членов семьи на жилое помещение в результате приватизации жилья. Порядок и особенности определяются в частности жилищным законодательством.

Прекращение права собственности

  1. Общие основания прекращения права собственности.
  2. Принудительное изъятие имущества у собственника.

1. Общие основания прекращения права собственности.

Право собственности является наиболее устойчивым вещным правом — это предпосылка и результат нормального имущественного оборота. Одна из гарантий — четкое установление в законодательстве оснований прекращения права собственности.

Ст.2 ГК закрепляет принцип неприкосновенности права собственности — важно определить исчерпывающий перечень оснований прекращения (особенно принудительного) права собственности. Ст.236 — прекращение права собственности лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Выделяют две группы оснований прекращения:

1) Основания прекращения по воле собственника — отчуждение имущества другим лицам (сделка) и добровольный отказ от права собственности. Суть добровольного отказа (ст.237) — публичное объявление о прекращении права собственности либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерениях субъекта (выброс, оставление имущества), однако отказ автоматически не влечет прекращения права собственности до приобретения права собственности на это имущество другим лицом (на собственника может быть возложена ответственность за вред, причиненный данным имуществом, а также иные санкции). Земля находится в собственности субъекта вне зависимости от его действий до изъятия участка по определенным основаниям, т. е. недостаточно объявления об отказе и т. п.

2) Прекращение без воли собственника:

  • гибель или уничтожение имущества (гибель — без чьей-либо вины (стихийное явление и т. п.) риск утраты имущества лежит на собственнике (ст.212); уничтожение — по вине третьих лиц, они соответственно несут имущественную ответственность за причинение вреда имуществу собственника);
  • утрата права собственности на имущество — потеря имущества, если оно не было возвращено и перешло к другому собственнику по правилам ст.229;
  • иные случаи, предусмотренные законодательством — приобретение имущества в силу приобретательной давности, прекращение права собственности в связи со смертью физического лица или прекращения деятельности юридического лица, приватизация объекта;
  • принудительное изъятие имущества у частного собственника.

2. Принудительное изъятие имущества у собственника.

Основания принудительного изъятия установлены п.2 ст.236 (исчерпывающий перечень); несколько детализируются в отношении земли в КоЗ.

Российские цивилисты полагают, что расширение перечня не допускается даже иным законом, так как это является основанием нормального существования гражданского оборота. Однако у нас 23.11.1999 г. принят декрет № 40 «О некоторых мерах по возмещению ущерба, причиненного государству».

Изъятие имущества у собственника по общему правилу происходит на возмездной основе, т. е. на основе компенсации изымаемых вещей. Исключения — обращение взыскания на имущество собственника по обязательствам и конфискация имущества.

Ст.239 — прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать; это вещи изъятые или ограниченные в обороте, либо используемые по специальному разрешению, получаемые при наследовании имущества, а также случаи реорганизации юридического лица. Если такие вещи появились у субъекта незаконно (в результате противозаконных действий), это не порождает никаких вещно-правовых последствий для субъекта. Если по законным основаниям — владелец может произвести отчуждение имущества управомоченному лицу в течение 1 года с момента возникновения права собственности. Если отчуждение не произведено, то по решению суда имущество подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную собственность. В любом случае собственник имеет право на получение компенсации за имущество.

Ст.240 — принудительное отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится. Земельный участок изымается для государственных нужд или ввиду ненадлежащего использования. Собственнику должна быть компенсирована стоимость имущества, расположенного на земельном участке. Само решение об изъятии возможно только на основании решения суда. Отчуждение осуществляется либо посредством выкупа имущества государством, либо через публичные торги. Обязательное условие изъятия — доказанность в суде невозможности использования земельного участка без прекращения права собственности на находящиеся на нем объекты недвижимости. Ст.68 КоЗ предусматривает альтернативу изъятия земли — вместо компенсации собственник вправе потребовать строительства аналогичных сооружений на новом участке за счет средств заинтересованного субъекта.

Ст.241 — принудительный выкуп у частного собственника бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Ст.242 — принудительный выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (только по решению суда).

Ст.243 — реквизиция: по решению государственных органов в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (при стихийном бедствии, аварии, эпидемии и др.) возможна и без решения суда, но с обязательной компенсацией собственнику. Ст.236 ГК — порядок и условия реквизиции должны определяться специальным законом.

Ст.245 ГК — национализация — обращение в государственную собственность имущества частного собственника. Национализация осуществляется только на основании специального закона с условием компенсации имущества или его стоимости, а также других убытков, причиненных изъятием.

Без выплаты компенсации имущество может быть изъято в следующих случаях:

при обращении взыскания на имущество по обязательствам (ст.238) — как правило, на основании решения суда; внесудебный порядок может быть предусмотрен законодательством или договором (безакцептное списание долга со счета должника в банке, по налоговым обязательствам, по коммунальным платежам — взыскание в бесспорном порядке по исполнительным надписям нотариуса, при залоге, если предусмотрено в договоре);

при конфискации (ст.244) — санкция за совершенное правонарушение (преступление, административно-правовой проступок, гражданско-правовой проступок; последний (ст.170 ГК) — умышленное совершение сделок, которые запрещены законодательством, влечет за собой безвозмездное изъятие имущества в доход государства, так называемое недопущение реституции, а по сути — конфискация). В административном порядке — «конфискация с соблюдением условий и порядка, предусмотренного законом» (изъятие может быть обжаловано в судебном порядке).

По декрету № 40 изъятие производится по решению Президента при причинении ущерба государству. Сторона при последующем обращении в суд должна доказывать отсутствие своей вины в нарушении обязательства — нарушение конституционного положения о презумпции невиновности.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

Похожие работы