Публикации

Конспект лекций по юридической этике

 Конспект лекций по юридической этике. Рассматриваются вопросы взаимодействия морали и права, нравственного содержания права, правовые механизмы. 

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

Юридическая этика — не часть науки этики, не часть науки права, а это качественно новая наука, сочетающая этические и правовые знания.

И этика, и право имеют целью обеспечить нравственное развитие общества и отдельной личности, но эта цель может быть полнее достигнута, если науки действуют совместно.

Развитие юридической этики:

Первоначально в философской науке было обращено внимание на существование связи между этикой и правом (Аристотель, Платон, Гегель, Кант — любой философ отводит огромное внимание этой проблеме: откуда появляется право, мораль и т. д.). Затем юристы стали уделять повышенное внимание нравственному содержанию судопроизводства. Реформы 1864 года в Российской Империи — появился гласный суд, суд присяжных.

Советский период: появились работы по судебной этике. Наиболее известные в 60-х гг. под редакцией профессора Строговича и др. В этих работах использовался чисто юридический подход (нормы законов трактовали относительно нравственных принципов, занимались не наукой, а морализаторством). Юристы обратили внимание на взаимодействие морали и права, но все же этот вопрос не получил разрешения.

Предмет науки юридической этики:

  • Изучение процессов взаимодействия морали и права с целью активизации и общественной морали, и правовой системы.
  • Разработка новых средств развития общества с целью его нравственного совершенствования.

Наука развивается по двум направлениям:

  • интеграция;
  • дифференциация.

Все науки в настоящее время переплетены между собой (так, например, существуют химическая физика и физическая химия). На стыке отдельных наук возникают пограничные науки. Растут процессы дифференциации наук. Дифференциация обеспечивает углубление изучения объектов, благодаря этому происходят открытия в науке. Интеграция (объединение наук), в свою очередь, способствует выходу на новые рубежи.

И интеграция, и дифференциация наук требуют новых методологических основ. Сейчас мы выходим на новые рубежи познания, поэтому необходимо развивать методологию. Что касается методологических основ юридической этики — к ней необходимо подойти с позиций общественных наук.

Методология призвана:

  • определять цель научного исследования;
  • определять объекты, подлежащие исследованию,
  • определять научные подходы к изучению.

Цели юридической этики:

  • Установить, как появились мораль и право.
  • Изучить процессы взаимодействия между моралью и правом.
  • Установить, какие правовые средства можно создать с целью активизации взаимодействия морали и права.
  • Установить, каким образом формировать юриста и каким образом он должен осуществлять свою деятельность, чтобы добиться целей.

Методология определяет объекты, которые изучает наука юридической этики:

  • Изучение социальных явлений, которые формируют общественную мораль, а также явлений, которые формируют право.
  • Процессы взаимодействия морали и права.
  • Изучение потребности морали в праве (необходимо для изучения процессов взаимодействия морали и права).
  • Изучение путей усиления, активизации взаимодействия морали и права в интересах нравственного развития общества.
  • Изучение всех потребителей нравственных ценностей. Это общество, государство, личности. У всех этих потребителей есть противоречия. Их взаимодействие обеспечивается с помощью права (оно ликвидирует противоречия между ними).

Для изучения объектов юридической этики применяются следующие подходы:

  1. Диалектический подход. Процессы развиваются в их противоречии и в их связях. Существует принцип допустимости: есть явления, которые не могут существовать без других явлений; природа допускает одни явления другими.
  2. Системный подход. Изучается вся система, связи между её элементами. Этот подход порождает структурный метод, метод анализа, функциональный, генезисный, коммуникативный метод и т. д.
  3. Деятельностный подход. Этот подход выясняет, почему человек, действуя в своих интересах, на одних этапах поступал так, а на других иначе.
  4. Отражательный подход. Не существует разделения на естественное и позитивное право. Это идея философов, которые, видя, что их нравственные идеалы не находят выражения, сделали вывод о существовании естественного права наряду с позитивным. Есть только одно право — есть одна человеческая деятельность. Право отражается на человеческой деятельности, и наоборот.

Появление морали и права

Проведение научных исследований развития морали и права позволило сделать вывод, что право появилось сразу же за появлением морали в обществе, как средство закрепления, организации, защиты этой морали.

Мораль появилась как реакция человека на внешние условия. Первой такой реакцией были табу, в результате дальнейшего развития появились моральные требования рода, а затем общественная мораль. С момента появления простейших моральных суждений они стали нуждаться в чётком закреплении, защите, формировании санкций за их нарушение. То есть с момента своего появления моральные правила потребовали своего закрепления в нормах. Так появилось право. Право в первичном понимании — это общественное закрепление общепринятых норм поведения и санкций за нарушение этих моральных правил.

Таким образом, право — средство закрепления морали, оно обязательно сопутствует общественной морали на всех этапах её развития.

Процессы формирования морали и права изначально теснейшим образом взаимосвязаны (в Древней Индии, Египте, Риме мораль и право определялись одним термином). Развитие морали влекло за собой развитие права. Право изначально обеспечивало развитие морали и развивалось вместе с ней. Таким образом, стало постепенно формироваться государство. Так как управлять обществом посредством войны все время невозможно, необходимо было найти другой инструмент управления. Им стало право. Стали издаваться законы. Правители сами их издавали, сами судили по ним, сами наказывали. Вся история — это борьба общества, граждан с правителями за использование права. Право издания законов народом, право вершить суд постепенно отвоевывались. Развиваясь, общество постепенно возвращало себе право, возможность через это право отстаивать и обеспечивать мораль общества.

Монархия: с ней связано понятие октроированных, т. е. дарованных монархом конституций. Эта власть приблизилась к народу, но все еще стояла над ним.

Правовое государство. Это не государство, в котором все урегулировано нормами права, а государство, в котором общество создает право, а право в свою очередь обеспечивает развитие общества. Таким образом, право — это инструмент общества, а государство — один из элементов, который должен регулироваться правом.

Таким образом, спустя тысячелетия, самым главным инструментом развития общества стало право.

Взаимодействие морали и права

Для изучения процессов взаимодействия морали и права необходимо:

  1. Определить потребность в этом взаимодействии.
  2. Изучить объективные явления, являющиеся основой для формирования морали.
  3. Изучить субъективные процессы, влияющие на формирование и развитие морали.

1. Общественное сознание (мораль) является весьма консервативным, для изменения морали необходимо обладать соответствующими средствами. Таким средством и является право. Ни одна из нравственных ценностей общества не может существовать, если она не регулируется правом.

Нравственные ценности общества:

  1. Общие нравственные ценности:
    1. свобода;
    2. справедливость;
    3. соотношение добра и зла и др.
  2. Нравственные принципы:
    1. гуманизм;
    2. милосердие;
    3. равноправие и др.
  3. Функции морали.
  4. Нравственные отношения.

Ни одна нравственная ценность без права не может существовать. Например, не может быть неурегулированной свободы (человек должен понимать, до каких пределов он может использовать свободу). Справедливость должна быть урегулирована правом. Справедливость проявляется на нескольких уровнях правового регулирования:

  • В отношениях между людьми в процессе деятельности(особенно при наличии процессов управления, процессов совместной деятельности).
  • Справедливость как установление истины по изучаемому явлению.
  • Справедливость при решении вопроса об ответственности.
  • Справедливость при осуществлении судебного решения.

Справедливость на каждом уровне требует правовой регуляции.

Принцип гуманизма через право определяет пределы применения милосердия к участникам правосудия. Нет нравственных принципов, если они не закреплены в праве. Границы применения тех или иных нравственных принципов определяются правовыми презумпциями.

Любые функции морали требуют закрепления защиты в правовой системе.

Нравственные отношения, имеющие общественную значимость, обязательно требуют правовой регуляции.

Все существующие на данный момент отрасли права направлены на решение проблемы нравственного развития общества.

2. Объективные явления, являющиеся основой для формирования морали: это различные социальные, экономические явления, это наука.

Наука — это фактор, который постоянно влияет на развитие нравственных ценностей общества. Наука постоянно расширяет горизонты познания и в связи с этим создаёт условия для более глубокого понимания нравственных ценностей общества.

Наука может действовать через мораль и через право. Она постоянно открывает новые взаимодействия между человеком, природой, обществом; в соответствии с этим результаты научных исследований должны отражаться и в морали, и в праве. Есть двойной путь такого отражения: 1. Через право на мораль; 2. Через мораль на право. Задача этики — выявить нравственное содержание, а права — обеспечить и поддержать его.

3. Субъективные процессы, влияющие на формирование и развитие морали:

Субъективные факторы сильно влияют на развитие морали и на право. Особенность субъективных факторов: они воздействуют и на мораль, и на право. Чтобы они оказывали более сильное воздействие на мораль, они подвергаются правовому регулированию. Правовое воздействие призвано обеспечить развитие морали. Потребители (личности, общество, государство) формируют мораль, а она в свою очередь оказывает воздействие на них. Мораль прежде всего формируется личностями — они первыми высказывают какие-либо идеи, выступают против чего-либо. При помощи права необходимо усилить влияние личностей, чтобы они могли отстаивать новую мораль. Формирование новой морали всегда осуществляется через систему документального отражения. Люди стремятся создавать новые нормы на основе морали (коллективные договора, уставы и положения общественных организаций, их практическая деятельность и др.)

Таким образом, в целях развития нравственных ценностей общества право имеет возможность:

  • непосредственно воздействовать на всю совокупность нравственных ценностей общества,
  • опосредовано воздействовать на моральные ценности, регулируя объективные процессы, влияющие на формирование морали,
  • регулировать субъективные воздействия на мораль и этим самым активизировать процессы развития морали.

Прежде чем говорить о правовой системе, её нравственном содержании, необходимо обратиться к теории права. В теории права должны быть разработаны нравственные проблемы.

Основные проблемы, которые должны разрабатываться в теории права

  1. Нравственные принципы права:
    • каждый субъект права обязательно располагает не только правами, но и обязанностями, ни один субъект не может обладать только правами. Нравственная личность формируется, если она рассматривает свои права как обязанность и обязанности как права (нравственный долг — нравственные обязанности понимаются как права).
    • Право каждой личности обязательно формируют обязанности у всех других личностей.
    • Каждое право и обязанность должны дополняться правовым механизмом реализации. Чтобы право практически действовало, должны быть правовые механизмы у всех субъектов моральной деятельности (общества, государства, личности).
    • Принцип урегулирования, предупреждения возможных противоречий между субъектами моральной деятельности (не только регулятивная, охранительная функция, но и функция профилактики, предупреждения).
    • Принцип обеспечения интересов и процессов развития нравственных ценностей в деятельности каждого субъекта.
  2. Разработка и формирование правовых презумпций. Формирование презумпций и закрепление их в системе права обеспечивает их действительное нравственное содержание в правовой системе. Презумпции: отношения, доказывания, бремени доказывания, условий юридической деятельности, принятия юридических решений.
  3. Формирование правосознания (мораль, право воздействуют на формирование правосознания).

Правосознание — этап формирования нравственно активной личности, имеющей знания о праве, активно использующей их в интересах обеспечения и развития нравственных ценностей общества.

Правосознание обязательно — результат нравственного восприятия существующей нравственной системы. Высокое содержание нравственного элемента в правосознании позволяет личности активно реализовывать право; видеть недостатки в правовой системе; принимать активное участие в разработке более высокого нравственного содержания в правовой системе.

Нравственный элемент в правосознании — фактор, который обеспечивает постоянное нравственное совершенствование существующей правовой системы.

Нравственное содержание права

Правовая система общества

Виды систем:

  • системы, созданные и существующие в природе,
  • системы, созданные сознательной деятельностью человека.

Правовая система, как система, созданная человеком, содержит следующие элементы:

  1. Цель создания системы.
  2. Функции.
  3. Система норм.
  4. Правовые механизмы.
  5. Правовые институты (сочетают 3 и 4, обеспечивают элемент общей цели и этим обеспечивают какую-либо функцию).
  6. Конституция (основной закон, который обязательно является элементом правовой системы): включает 1,2,3,4, с помощью которых и реализуется.
  7. Отрасли материального права.
  8. Отрасли процессуального права.

Каждый элемент по-разному обеспечивает развитие морали.

Цель права

В общей теории права нет определения цели права. Цель — то, для чего создается вся система, какую роль выполняет каждый элемент в системе. Право не может существовать объективно, т. к. оно создается человеком, поэтому оно только субъективно.

Цель права — обеспечение образования и развития нравственных ценностей общества и организация и управление процессами нравственного развития общества. Целью права также является нравственное развитие каждой личности.

Основные цели включают в себя создание «древа» целей применительно к каждой нравственной ценности.

Функции

В любой системе достижение цели может быть обеспечено только через реализацию функции этой системы. Есть несколько групп функций:

  • Обеспечивают общенаучные подходы правового регулирования нравственных ценностей общества.
  • поэлементное регулирование нравственных ценностей общества,
  • нравственное регулирование отдельных функций морали.

Функции создают такую систему, которая обеспечивает правовую регуляцию каждого элемента нравственных ценностей общества (функция обеспечения свободы личности, равенства, функция борьбы со злом). Исследования показывают, что всем функциям морали полностью соответствуют функции права.

Нравственно-информационная функция. Она призвана обеспечить для всех граждан знание нравственных ценностей общества. Знание закона обеспечивает знание нравственных ценностей. Ценность правовой системы заключается в том, что каждая функция права располагает достаточно сложной совокупностью правовых норм, обеспечивающих именно данную функцию. Нравственно-информационную функцию обеспечивают следующие нормы:

  1. Нормы-принципы — они делятся на нормы, закрепляющие общественно-правовые ценности; нормы, закрепляющие нравственные основы отдельных видов общественной жизни и деятельности человека; нормы, закрепляющие нравственные принципы общества, обеспечивающие реализацию права. Отрасли права создаются в полном соответствии с системой нравственных ценностей общества. Существует отдельная система норм-принципов, обеспечивающих реализацию справедливости, принципов познания фактов и событий, их оценки, принципов формирования решений и процессов формирования решений.
  2. Нормы-цели — специально служат изложению нравственной цели и правового содержания данного акта.
  3. Нормы-презумпции. Презумпция в праве — это специальное приспособление нравственного принципа общества к его использованию в правовой системе. Презумпции являются средством реализации нравственных ценностей в обществе. Виды презумпций:
    • презумпция отношений,
    • презумпция доказывания,
    • презумпция соотношения фактов. Нравственные принципы требуют обязательной попытки создания посредствующих звеньев между установленным фактом и выводами из этих фактов,
    • презумпция соотношения причины и следствия,
    • презумпция бремени доказывания.
  4. Нормы-преамбулы. Преамбулы раскрывают цели документа и пути, которыми эта цель будет достигнута. В них определяются:
    • нравственная цель данного правового документа,
    • совокупность нравственных средств, при помощи которых предполагается обеспечить данную цель,
    • совокупность правовых актов, имеющих нравственное содержание, которые берутся в основу данного документа,
    • нравственное прогнозирование результатов действия данного правового документа.

Нравственно-стимулирующая функция. Право также указывает, какими путями можно достигнуть нравственных результатов. У права есть 3 пути стимулирования нравственного развития:

  1. Подчёркивание нравственных заслуг определённых личностей. Оно реализуется в:
    1. разработке и применении правовых актов о государственном награждении особо отличившихся лиц (важно создать в обществе положительный пример). Это:
      • награждение личности орденами и медалями,
      • присвоение почётных званий.
    2. предоставлении льгот различным категориям граждан (этим показывается, какие ценности, нравственные обязанности имеет общество). Это, например, льготы за выслугу лет, за особые условия работы.
  2. Материальное стимулирование морального поведения (выдача премий, например). Для того, чтобы использовать материальное стимулирование и обеспечивать моральное развитие личности, необходимо учитывать комплекс факторов:
    • наличие общественного интереса в деятельности,
    • наличие нравственной цели в осуществляемой деятельности,
    • количество и качество работы,
    • организованность трудового процесса,
    • отношение к продукту труда.
  3. Материальное возмещение морального ущерба, нанесённого личности.

Профилактическая функция. Нормы права, правовые институты обладают способностью предупреждать нарушения права.

Организационная функция. Право организует деятельность любого органа, любого предприятия, личности. Урегулированность, организованность деятельности являются обязательным элементом активизации нравственных результатов любой деятельности.

Функция обеспечения морального выбора. Эта функция выражается в любой деятельности, в любой технологии.

Функция правового обеспечения принятого морального решения (функция обеспечения моральной деятельности). Правом регулируются процессы реализации моральной деятельности. На каждый случай предусмотрен свой правовой механизм.

Функция обеспечения свободы личности. Свобода предполагает наличие прав и обязанностей. Эта функция показывает, какие права надо предоставить, а какие ограничить.

Функция формирования и реализации справедливости.

Системообразующая функция права. Это функция формирования социально-правовых систем, призванных обеспечить нравственное развитие общества.

Формирование системы управляемой социализации как формы проявления системообразующей функции права.

Социализация — процесс формирования приспособления личности к существующим условиям социальной жизни.

Педагогика занимается социализацией личности, есть подростковая социализация. Социализации люди подвергаются всю свою жизнь. За последние годы возросло количество бомжей — т. е. людей, которые не смогли приспособиться к обществу.

Процесс социализации из стихийно-спонтанного должен перейти в четко управляемый. Таким образом, возникает понятие управляемой социализации.

Управляемая социализация — создание такой системы общества, при которой социализация происходит наиболее полно и в наиболее короткие сроки.

Управляемый процесс социализации может быть обеспечен только правом. Нравственное развитие личности в процессе социализации достигается только в случае, если эта социализация регулируется правом. Таким образом, правовое регулирование социализации обеспечивает:

  • полноту использования воздействия элементов социализации;
  • обеспечивается временной показатель социализации (сокращение времени);
  • обеспечивается нравственное развитие личности.

Целью социализации является формирование активной, сознательной личности, которая способна активно использовать процессы социализации для развития своих нравственных качеств.

Построение системы социализации призвано обеспечить:

  1. организованное воздействие на личность для ее нравственного и социального развития (процесс социализации должен быть направлен не только на приспособление, но и обязательно на активное нравственное развитие личности);
  2. организацию деятельности общества, государства по осуществлению этого воздействия.

Социализация, как и любой институт, имеет свою структуру. Все элементы процесса социализации можно разбить на 4 группы:

  1. Воздействие на личность.
  2. Формирование условий для социализации.
  3. Правовое регулирование деятельности человека.
  4. Регулирование отношений с другими субъектами нравственных ценностей общества.

1 группа: Воздействие на личность.

Воздействие на личность включает в себя:

  • систему ролей;
  • систему знаний;
  • систему общения;
  • социальный контроль.

Социальные роли — это постоянно выполняемые человеком действия или функции, которые имеют общесоциальное значение. Социальные роли, как правило, закрепляются в нормах права и всегда имеют нравственное содержание. Для того, чтобы правильно выполнить социальную роль, необходимо:

  • закрепить эту социальную роль в нормативных документах;
  • обеспечить знание социальной роли каждым человеком;
  • убедить каждого человека в наличии у него интереса в осуществлении данной социальной роли (т. е. чтобы каждый человек убедился, что определённые ограничения в конечном итоге дают пользу не только государству, но и ему лично).

Система знаний. Не может быть социализации, не может человек понять общество, если он не располагает знаниями. Он должен иметь знания:

  • об общем познании мира;
  • об организации общества;
  • о роли государства и государственных органов;
  • о своей профессиональной деятельности.

Общество заинтересовано, чтобы каждый человек имел наиболее высокий уровень знаний. При помощи права регулируется уровень образования, образованности

Вся система передачи знаний направлена на то, чтобы формировать мыслящего человека, способного жить в обществе, понимать общество, участвовать в преобразовательных процессах общества. Общество имеет право принимать меры к тому, чтобы запрещать или ограничивать знания, если они мешают этому процессу (знания могут быть положительно развивающими личность и разрушающими её (различные секты, например)). Чем выше уровень развития положительных знаний, тем выше процесс социализации личности, тем в большей степени личность полезна для общества.

Передача знаний происходит и через развитие интересов личности.

Система общения. Чем шире система общения, тем в большей степени духовно богаче личность. И наоборот, сужение системы общения приводит к деградации личности. Человек, лишённый общения, дичает, теряет все социальные навыки, нравственные качества (Маугли). Тюремное заключение также лишает человека положительных социальных связей, поэтому тут важным элементом перевоспитания является создание таких положительных социальных связей.

Процесс социализации — это процесс реализации обществом при помощи права расширения возможности человека на общение с другими людьми. Есть различные формы увеличения общения:

  • правовое обеспечение организации деятельности общественных формирований;
  • недопущение отрыва человека от общества при помощи права.

Социальный контроль. Общество не может обойтись без контроля. Воспитание — это всегда процесс стимулирования, наказания, разъяснения, раскрытия перспектив и обязательно контроля.

Социальный контроль осуществляется в определённых целях:

  1. чтобы обязать личность действовать в определённых рамках;
  2. для активизации самовоспитания (под контролем извне она лучше понимает и исправляет свои недостатки).

Виды социального контроля:

  • элементный социальный контроль;
  • эпизодический социальный контроль;
  • контроль по отдельным параметрам (постоянный);
  • постоянно действующий по всем параметрам (полный 24-часовой контроль). Такой контроль, например, в армии. Здесь можно в краткий период времени добиться высоких результатов по социализации: приобретаются важные для жизни в обществе качества.

Социальный контроль имеет уровни:

  1. Общегосударственный — наличие общих требований общественного контроля ко всем личностям.
  2. Контроль при осуществлении какой-либо деятельности.
  3. Контроль на уровне микроколлектива.

Контроль может быть открытым и тайным. Последний должен иметь избирательный характер.

Социальный контроль положителен, когда:

  • он разрабатывается для достижения нравственных целей;
  • формы социального контроля закреплены в праве;
  • человек понимает его необходимость для формирования в нём положительных нравственных качеств;
  • результаты этого контроля известны человеку (иначе теряется смысл контроля);
  • результаты этого контроля самокритично восприняты самой личностью.

2 группа: Формирование условий, необходимых для организации процессов социализации.

Условия, которые необходимы для социализации:

1. Наличие собственности, условий для её приобретения.

Наличие собственности повышает у человека чувство ответственности, достоинство личности, способность и готовность прийти на помощь другим людям. Человек, имея свою собственность, иначе начинает относиться к собственности других лиц и к государственной собственности. Наличие собственности способствует активности, проявлению волевых качеств, делает человека более организованным. Хотя иногда (гораздо реже) она оказывает обратное влияние, и человек начинает стремиться сохранить и приумножить её любой ценой.

Необходимо создавать условия для приобретения собственности, а не препятствовать этому (ранее, например, на приусадебных участках нельзя было строить дома выше 3 метров. Подобные ограничения только озлобляют людей). В отношении приобретения собственности должно иметь значение только то, законно или нет она приобретена.

2. Создание материальных условий для обеспечения жизни.

Когда нет самых элементарных, необходимых условий, то нельзя говорить о нравственном развитии человека. Поэтому и необходимо развивать инфраструктуру, организовывать быт. Например, получение жилья является проблемой. Это в свою очередь, вызывает снижение рождаемости, порождает много других проблем.

3. Создание условий для развития интеллектуальных качеств человека.

Это подразумевает открытие музыкальных школ, создание музеев, библиотек. Сюда также относится создание условий для развития различных обществ по интересам. Всё это способствует интеллектуальному развитию людей.

4. Создание условий для наиболее полного общения с природой.

Взаимодействие с природой — важный фактор развития человека. Это способствует единению с природой, улучшению нравственных качеств человека.

5. Оказание помощи человеку в экстремальных ситуациях.

Например, оказание помощи человеку в случае пожара (как материальной, так и моральной). Большую роль здесь играет МЧС, которое призвано оказывать помощь населению в экстремальных ситуациях. Здесь также важно отметить, что помощь в таких ситуациях не должна ограничиваться только материальной помощью, должно быть обеспечено и надлежащее моральное отношение к потерпевшим.

6. Оказание помощи при резком изменении социальных условий.

Резкое изменение социальных условий — это, например, переезд. Нужно иметь ввиду, что оказывать помощь должно не только государство, но и общество, т. е. должен быть комплексный характер социализации.

7. Организация деятельности.

Неорганизованность деятельности вызывает у людей, как правило, раздражение, недовольство, поэтому так важна правильная организация во всём.

Организация деятельности должна проявляться в следующем:

  • организация в профессиональной деятельности;
  • организация в проведении общественных мероприятий;
  • организация взаимоотношений с различными видами государственных служб. К государству люди вынуждены обращаться, для разрешения возникающих проблем. Отсутствие организованности здесь порождает такое последствие, как то, что человека начинают «гонять по инстанциям». В результате формируется негативное отношение к государственным органам в целом.

8. Регулирование участия личности в делах государства и общества.

Нужно предельно развивать возможную активность личности, сделать «прозрачной» деятельность государственных органов, чтобы люди могли принимать максимальное участие в их деятельности. Ранее у нас были различные советы, которые участвовали в управлении, потом их ликвидировали, но теперь они опять стали возрождаться.

3 группа: Нравственно-правовое регулирование деятельности человека.

Деятельность человека есть источник получения нравственных качеств и одновременно это средство закрепления, реализации нравственных качеств личности.

Для нравственно-правового регулирования деятельности человека необходимо:

  • Определение нравственной цели деятельности.
  • Определение нравственного содержания, функций деятельности. Чем лучше человек знает свои функции, тем легче он достигнет цели.
  • Установление нравственного содержания средств, применяемых при осуществлении деятельности.
  • Обязательная организация деятельности как взаимодействия, системы действия и системы руководитель-подчинённый.

4 группа: Регуляция отношений личности с другими субъектами нравственной деятельности.

Субъектами нравственной деятельности наряду с личностью являются общество и государство. Правом необходимо регулировать эти взаимоотношения таким образом, чтобы личность имела права по отношению к обществу и государству, а они имели обязанности по отношению к личности; и соответственно личность имела обязанности по отношению к обществу и государству, а они — права. Необходимо обеспечить постоянство этих связей.

Правовые механизмы

Это следующий элемент правовой системы после целей и функций.

Значение правовых механизмов: любая норма права, определяющая свободы личности, не может существовать, реализовываться, защищаться при отсутствии правовых механизмов.

Цель правовых механизмов: они призваны обеспечить 1) достижение общих целей общественной морали; 2) реализацию всех нравственных функций права.

Правовые механизмы представляют собой определённую совокупность, в которую входят следующие группы:

  • механизмы реализации права,
  • механизмы защиты права,
  • механизмы стимулирования использования нормы права,
  • механизмы обеспечения обязанностей, определяемых нормой права,
  • механизмы обеспечения взаимодействия с другими лицами при реализации права.

Правовые механизмы должны действовать комплексно применительно к каждому основному субъекту, реализующему нравственные ценности. Правовыми механизмами должен располагать каждый субъект нравственной деятельности в обществе. Нравственный результат наступает, если осуществляется взаимодействие этих правовых механизмов в конкретном виде деятельности.

Комплексный характер правовых механизмов можно представить в виде следующей схемы:

Схема правовых механизмов

Правовые институты

Следующим элементом правовой системы являются правовые институты. Правовые институты объединяют совокупность норм права и правовых механизмов, рассчитанных на достижение определённой промежуточной нравственной цели.

Например, сейчас в гражданском праве создан институт ответственности за моральный ущерб. Для этого имеется целый ряд правовых механизмов (например, механизмы определения наличия ущерба, размера ущерба и т. д.), на каждый механизм приходится своя гражданско-правовая норма.

Правовая система включает в себя и всю совокупность отраслей права. Отрасли права создаются в случаях, когда в обществе появляются общественные отношения, основанные на специфических нравственных принципах общества. В правовой системе отдельно можно выделить материальное право, процессуальное право и Конституцию.

Нравственное содержание материального права

Отрасли материального права чётко определяют те нравственные принципы, для формирования, развития которых и призвана данная отрасль. Они формируются на основе нравственных принципов отдельных видов общественных отношений. Нравственные принципы отрасли, в отличие от общих нравственных ценностей, призваны формировать нравственные особенности в отдельных видах общественных отношений.

Материальное право:

  • Содержит информацию о нравственных принципах общественных отношений в данной отрасли.
  • Каждая отрасль формирует свои права и обязанности личности, которые основаны на нравственных принципах данного вида общественных отношений. Полная совокупность прав человека определяется: основными нравственными ценностями; нравственными принципами данного общества; нравственными принципами отдельных видов общественных отношений. Т. е. каждая отрасль права имеет самостоятельные нравственные принципы и на их основе формирует самостоятельную дополнительную систему прав человека. Права человека в отдельной отрасли права связаны с общими нравственными ценностями, но всегда их существенно конкретизируют.
  • Содержит правовые механизмы, которые обеспечивают реализацию этих нравственных принципов. Эти механизмы призваны обеспечить права личности по конкретному виду общественных отношений.
  • Содержит нормы, предостерегающие от нарушения нравственных принципов данных общественных отношений.
  • Каждая отрасль формирует свои нравственные цели, которые достигаются в этой отрасли права.
  • Содержит средства реализации этих нравственных принципов, достижения нравственных целей.

Эти механизмы, средства и т. д. действуют и в каждом институте права. Нравственные ценности каждой отрасли права существенно конкретизируются через каждый правовой институт, входящий в данную отрасль права.

Нравственное содержание процессуального права

У процессуальных отраслей особая задача — они призваны:

  • обеспечить такую нравственную ценность как справедливость;
  • обеспечить эту нравственную ценность с обязательным учётом и остальных нравственных ценностей общества.

Процессуальные отрасли должны содержать в себе следующие блоки:

  • нравственное обеспечение процессов познания истины,
  • создание условий для принятия правильного решения,
  • нравственная регуляция взаимоотношений между участниками процесса.

При реализации справедливости действуют многочисленные субъекты государственного управления на основе своих субъективных качеств. И задача процессуальных отраслей права в том, чтоб определить:

  1. условия их деятельности,
  2. правовые механизмы их деятельности,
  3. систему взаимодействия с другими лицами, соблюдение которой позволит в ходе субъективной деятельности установить объективную истину.

Чтоб обеспечить в субъективной деятельности установление объективной истины, необходимо добиться, чтобы:

А) каждый юрист обязательно использовал все свои мыслительные способности в процессе установления истины,

Б) должна быть тщательная регламентация деятельности лиц, принимающих решения.

Для установления объективной истины необходимо обеспечить:

  • сбор всех возможных фактов,
  • обязательный анализ и синтез всей совокупности фактов,
  • обязательное выявление всех различных точек зрения, выяснение всех объяснений по соответствующему факту,
  • создание для всех одинаковых условий при участии в оценке фактов,
  • создание многоуровневой системы проверки оценки этих фактов (это осуществляют суд, прокурор и т. д.). если существует многоуровневая система, то ошибка, допущенная в нижестоящей инстанции, может быть выявлена на вышестоящей ступени.

Процессуальное право кроме установления истины регулирует и процесс принятия решения на основе установленных фактов. Это не только оценка события, но и личности, которая совершила правонарушение. Для установления ответственности субъекта всегда необходимо выявлять совокупность факторов, свидетельствующих о нравственном содержании этой личности.

К этим факторам относится цель совершения данного действия. Установление нравственной цели поступка является обязательным. Например, превышение пределов необходимой обороны в пьяной драке или при защите другого человека (например, женщины от грабителей) будут совершенно различными ситуациями, так как во втором случае человек проявляет свои положительные нравственные качества, принципы.

При осуществлении процессуальной деятельности всегда приходится осуществлять моральный выбор, потому процессуальная деятельность всегда есть:

  • выполнение всех условий, обеспечивающих нравственные результаты,
  • обязательное осуществление морального выбора.

Нравственное содержание Конституции

Если всё право в целом имеет нравственное содержание, служит общественным интересам, то это должно отражаться и в Конституции. Конституция должна затрагивать определённые нравственные проблемы, отвечать на определённые нравственные вопросы. К сожалению, на данный момент из ниже перечисленных нравственных проблем далеко не все отражены в Конституции Республики Беларусь.

Нравственные проблемы, которые должна содержать Конституция:

1- Реализация нравственно-информационной функции права. В Конституции определяются основные нравственные положения, которые существуют в обществе. Т. е. она отражает общие нравственные ценности. Но было бы значительно целесообразнее, если бы она отражала все нравственные ценности, т. е. чтобы все эти ценности были сконцентрированы в одном месте.

Основные нравственные ценности мирового сообщества в разных Конституциях излагаются по-разному и разных разделах, главах, статьях. Каждая Конституция указывает на те нравственные ценности, которые существуют в данном государстве. В нашей Конституции есть элементы свободы, справедливости и т. д., но они разбросаны по всему тексту Основного закона.

2- Отражение нравственного содержания основных видов общественных отношений, существующих в государстве: трудовых, семейных отношений, экономических, идеологических. В принципе, они все есть в Конституции, но находятся в разных её частях.

Конституции, как правило, единообразны в изложении основных нравственных ценностей. Но Конституции разных стран имеют различия в отражении нравственных ценностей отдельных видов отношений.

3- Изложение нравственного содержания прав и обязанностей личности. Здесь должно учитываться, что права и обязанности личности вытекают из основных нравственных ценностей общества.

Права и обязанности личности вытекают из каждого элемента системы нравственных ценностей: такой элемент, как свобода, например, порождает право человека действовать свободно и обязанность не нарушать свободу других людей. Порождает права и обязанности равенство (например, статья 22 Конституции гласит: все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов), справедливость, борьба со злом и др. Права и обязанности, вытекающие из всех элементов системы нравственных ценностей, и составляют совокупность прав и обязанностей личности.

4- В Конституции также следовало бы отразить права и обязанности не только личности, но и общества и государства (кроме личности существуют такие субъекты нравственной деятельности, как государство и общество, но про их права и обязанности говорится мало, эти права и обязанности рассеяны по тексту). Необходимо было бы указать обязанности государства, затем его права (у государства всегда вначале должны идти обязанности, а потом только права). Это такие обязанности, например, как обеспечение безопасности личности и др. То же касается и общества (необходимо указать его права и обязанности по отношению к личности и государству).

5- Основы нравственного взаимодействия между личностью, государством и обществом.

6- Изложение нравственных целей, нравственных функций и нравственных средств в деятельности основных ветвей власти. К ветвям власти относят законодательную, исполнительную и судебную власть, но некоторые авторы говорят и о контрольной власти.

В нашей Конституции изложены принципы судебной власти, но не определены цели деятельности суда. Нет принципов деятельности законодательной и исполнительной власти. Это существенный минус; если бы все вышеперечисленные моменты содержались в Конституции, то она от этого бы только выиграла.

Много нравственных элементов содержит в себе, например, Конституция Японии. Деятельность императора описывается как роль идеала нации, которой он должен соответствовать. Интересны в этом плане также Конституции Кубы, стран Латинской Америки.

Сейчас наблюдается тенденция к созданию «Всеобщей Конституции» для всех стран, отдельные элементы этого просматриваются в деятельности ООН.

Нравственное содержание юридической деятельности

В юридическом образовании существует методологический просчёт: отрасли права изучаются по отдельности. На практике же юрист применяет целую совокупность отраслей, т. е. комплекс знаний. Но юридическая деятельность в комплексе не изучается — в этом и состоит просчёт. Но в юридической этике нравственные основы юридической деятельности изучаются в целом.

Уровни изучения юридической деятельности:

  1. общефилософские подходы к изучению юридической деятельности;
  2. социальное изучение юридической деятельности;
  3. психологическое изучение юридической деятельности;
  4. моральное изучение юридической деятельности.

I. Общефилософский подход определяет:

  • предметно-практическую деятельность;
  • деятельность по познанию;
  • общение (общение — это самостоятельный постоянный вид деятельности);
  • ценностно-ориентационную деятельность.

II. Но общефилософского подхода для изучения деятельности недостаточно. Очень важно иметь и её социальную оценку. Поэтому для получения полной характеристики юридической деятельности необходимо, прежде всего, определить социальную ценность этой деятельности.

Социальная ценность определяется сложностью, важностью осуществления этой деятельности. Например, без деятельности продавца общественная жизнь невозможна, следовательно, его деятельность имеет высокую социальную ценность. Но также понятие ценности связано и с тем, что вложено в эту деятельность. Социальная ценность деятельности юриста определяется тем, что для приобретения полных компонентов этой деятельности нужны такие знания, нравственные качества, которые формируются и развиваются в очень сложной, постоянно совершенствующейся деятельности.

Социальная ценность деятельности определяется:

  • уровнем социальной ожидаемости;
  • сущностью (значимостью) социальной роли;
  • значимостью для процессов социального преобразования.

Социальная ценность деятельности юриста в значительной степени определяется уровнем социальной ожидаемости.

Социальные ожидания — это возлагаемые на донную профессию надежды каждого субъекта нравственной деятельности.

Социальные ожидания можно раскрыть с 3 позиций:

А) от отдельной конкретной личности;

Б) от государства;

В) от общества.

Развитие нравственного сознания и содержания каждого потребителя нравственных ценностей приводит к постоянному увеличению социальных ожиданий от юриста.

В своё время полностью отрицалась необходимость юриста в государственном аппарате. Теперь же, наоборот, наблюдается обратная тенденция — появилось понимание необходимости юриста. Таким образом, социальные ожидания от этой профессии у государства постоянно растут.

Для отдельной личности юрист также необходим:

  • для получения знаний;
  • для защиты её интересов (интересно отметить, что ранее потребность в защите возникала, как правило, когда человек преследовался в уголовном порядке, в суде);
  • потребность в юристе как организаторе деятельности (без юриста нельзя полноценно организовать деятельность — это касается любого предприятия, учреждения, организации, отдельного человека).

В перспективе будут развиваться социальные ожидания в виде участия юриста в процессе социализации и воспитания.

При выполнении любой юридической профессии юрист всегда остаётся лицом, которое знает и реализует общую цель — управление процессами социализации. Существующие социальные проблемы все без исключения требуют участия, организации, реализации через юридическую деятельность.

Социальные потребности, социальные ожидания определяют далеко не всё, они не определяют само содержание юридической деятельности. Социальные ожидания могут не совпадать с действительным содержанием юридической деятельности.

Социальная структура деятельности юриста — в её понятие входит:

  1. Полнота обеспечения социального ожидания.
  2. Определение социальной роли юриста, которое включает и социальные ожидания, и осуществление функций, которые не определены социальным ожиданием.
  3. Выполнение особой роли юриста в процессах социального преобразования. Социальная роль профессии тем и отличается от социальной роли отдельной личности, что обеспечивает социальные преобразования в лучшую сторону.

В соответствии с этим необходимо определить социальные цели деятельности юриста и его социальные функции.

Вся система социальных функций юриста включает применение нравственного содержания правового регулирования применительно к тем социальным функциям, которые входят в социальную роль юриста. Социальные функции должны осуществляться обязательно по отношению к каждому элементу субъектной структуры (и к личности, и к гражданскому обществу, и к элементам государственной структуры).

Функция обязательного изучения тех социальных явлений, которые связаны с предметом юридической деятельности. Социальная роль юриста направлена на преобразование социальной сферы, поэтому должен изучаться не каждый конкретный факт, явление в отдельности, а вся совокупность фактов. Любое явление должно изучаться юристом в его социальных связях, только тогда можно понять, оценить его и воздействовать на него как на социальное явление.

Изучение условий, которые привели к какому-либо социальному явлению, системы связей между ними. Во всех этих связях обязательно изучается развитие деятельности личности.

Если изучаются дефекты в технологическом процессе, то для этого привлекаются специалисты, которых будут интересовать вопросы технологии. Юриста же интересуют социальные явления.

Обеспечение процесса передачи знаний о нравственном содержании права. Здесь нужно отметить, что этого как раз не хватает на практике. Ранее вообще считалось, что функция юриста — разъяснить нормы права. Но правовые нормы всегда имеют нравственное содержание. Следовательно, юрист, разъясняя норму права, одновременно должен разъяснить и её нравственное содержание.

Также нужно отметить, что юрист должен передавать знания о нравственном содержании права не только личности, гражданскому обществу, но и обязательно различным государственным службам. Все это необходимо для нравственного развития общества.

Функция организации деятельности. Важнейшим элементом нравственного развития является организация любого вида деятельности, а для того, чтобы эта организация была полноценной, чёткой необходима деятельность юриста.

Обеспечение взаимодействия, взаимовлияния между субъектами нравственной деятельности (личность, общество, государство). Это может быть взаимодействие между различными личностями, между общественными организациями, между государственными органами, между личностью и общественной организацией и т. д.

  • личность
  • общество (например, различные общественные организации)
  • государство (государственные органы, службы)

Без реализации функций нравственно-правового характера обеспечить процесс взаимодействия различных субъектов невозможно, без этого нельзя достичь общей цели. Правовое государство — это и есть наиболее полная реализация нравственно-правовых функций юриста. Право, само по себе, мертво, оно должно быть реализовано юристом.

Выявление дефектов в деятельности. Оно должно осуществляться обязательно с участием юриста.

Деятельность по устранению, исправлению социальных дефектов.

Выявление и устранение социальных дефектов, в свою очередь, складывается из ряда функций:

  • Деятельность по выявлению дефектов,
  • По обращению в другие органы с требованием устранить дефекты,
  • По проверке наличия этих дефектов,
  • По принятию решения о ликвидации дефекта,
  • По реализации мер, направленных на ликвидацию дефекта.

Выявить дефект на предварительном следствии и направить другому лицу требование об устранении дефекта — функция адвоката, принятие решения о ликвидации дефекта — функция прокурора или судьи.

Функция по выявлению и разрешению конфликтов. Наряду с дефектами, которые носят материальный характер, существуют и конфликты, которые возникают между субъектами деятельности. Для выявления как дефектов, так и конфликтов нужна юридическая деятельность.

Участие в деятельности различных органов и учреждений, которые принимают решения о ликвидации дефектов и конфликтов.

Преобразует нравственное состояние общества, обеспечивает его нравственное развитие.

Анализ функций юриста приводит к выводу, что многие из этих функций в деятельности юристов самых разных групп имеют одни и те же цели.

Существуют две основные цели юридической деятельности:

  • предельная активизация выполнения нравственных функций права всеми субъектами;
  • реализация самим юристом всех нравственных целей права и всех нравственных функций права.

В качестве самостоятельного направления юридической деятельности выделяют:

  • постоянное нормотворчество,
  • правоприменительная деятельность,
  • праворазъяснительная деятельность, направленная на создание условий и осуществление действий по управляемой социализации.

Когда определяют социальную направленность деятельности, то учитывают также и то, насколько эта деятельность способствует социальным преобразованиям. Здесь юридическая деятельность имеет особую важность. Без юридической деятельности социальные преобразования невозможны. Т. е. можно, например, сделать какое-либо открытие, но чтоб ввести его в общественную жизнь, нужна деятельность юриста.

Все социальные преобразования, все виды и формы социальных отношений обязательно регулируются, организуются юристом.

III. Психологический анализ юридической деятельности.

Чтобы изучить любую деятельность, нужно знать из чего она психологически состоит. Психологическая структура юридической деятельности:

  1. познавательная деятельность;
  2. коммуникативная;
  3. конструктивная;
  4. организаторская;
  5. отражательная;
  6. воспитательная (направленное воспитание);
  7. преобразовательная;
  8. охранная (деятельность по охране природы).

Познавательная деятельность.

Собственно говоря, эти элементы имеются в любой деятельности человека. Например, токарь осуществляет познавательную деятельность, изучая схему детали, которую он должен изготовить. Но в каждой профессии свои особенности деятельности.

Особенности познавательной деятельности юриста:

Во-первых, они — в целях познания. Например, у художника познание — это поиск вдохновения, выявление новых цветовых сочетаний. Цель познавательной деятельности юриста — собрать информацию для решения возникающих юридических проблем и задач.

Вторая особенность заключается в том, что для достижения этой цели в познавательной деятельности юриста должна быть создана модель познания.

Модель познания включает в себя:

  • совокупность юридически значимых фактов, которые надо установить для достижения цели;
  • совокупность юридических средств, которые надо применить для сбора информации, определяющей юридически значимые факты.

Например, Уголовный кодекс даёт определение каждого преступления как совокупности определённых фактов: чтобы привлечь человека к уголовной ответственности за определённое преступление, нужно установить определённую совокупность фактов. Для этого определяются средства, методы, которыми эти факты будут установлены.

Т. е. в каждом случае необходимо создавать модель деятельности: т. е. что нужно сделать человеку, какую совокупность фактов установить для принятия решения. Юрист не просто познаёт, а познаёт на основании модели. Но, к сожалению, у нас этому уделяют очень мало внимания.

Третья особенность — опосредованность получения информации. Например, токарь, изучая схему изготавливаемой детали, получает информацию непосредственно. Юрист же постоянно общается с людьми, от которых и получает информацию. Но эта информация субъективна, так как человек излагает её так, как ему наиболее удобно для его положения. Человек не может излагать факт, не отражая своего отношения к этому факту. Здесь задача юриста — отделить это субъективное.

Четвёртая особенность заключается в том, что целый ряд людей, сознательно или нет, сообщают юристу ложную информацию. Таким образом, перед юристом стоит задача не только анализировать информацию, но и задача получения правдивой информации.

Кроме вышесказанного, познавательная деятельность юриста включает:

  • изучение социальных явлений как объектов юридического спора;
  • изучение всей совокупности субъектов, которые принимают участие в решении данного юридического спора.

Познавательная деятельность обязательно осуществляется через моделирование. Ход и результаты познания юрист обязательно моделирует. Моделирование познавательной деятельности обязательно включает в себя:

  • основные элементы модели закона (в законе, например, указано, какие элементы нужны для разрешения спора);
  • система отражения элементов закона;
  • совокупность субъектов и предметов, которые составляют систему отражения.

Построение общей познавательной модели даёт возможность осуществить все остальные особенности юридической деятельности. В качестве итога юридического познания всегда выступает построение общего правового механизма предстоящей деятельности.

Коммуникативная деятельность.

Это деятельность по общению с другими людьми, связанная с выполнением деятельности юриста.

Эта деятельность может быть:

  • вербальная,
  • письменная.

Юрист всегда основывает свою деятельность на знании норм закона. Его деятельность формализована. Эта формализация предполагает:

  • цель общения,
  • условия общения,
  • форма реализации общения,
  • средства осуществления общения,
  • участие в общении других лиц.

Особенность коммуникативной деятельности юриста в том, что другие участники общения могут иметь различные, не совпадающие интересы, что может привести к конфликтности общения. Исключительная сложность цели общения, повышенная сложность конфликтов в общении приводит к необходимости тщательной подготовки к общению. Эта повышенная подготовка включает в себя:

  • определение нравственных целей общения;
  • создание внешних условий (они должны обеспечивать цель);
  • подготовка своих коммуникативных качеств. В каждой юридической профессии по-разному и в разном объёме должны применяться коммуникативные качества.

Коммуникативная деятельность всегда предполагает необходимость установления психологического контакта. Здесь важно:

  • оптимальное проявление своих положительных свойств и качеств;
  • одежда (коммуникативные качества проявляются и в одежде);
  • выражение лица;
  • возбуждение у собеседника интереса к теме общения ( люди легче общаются если есть какая-либо общность);
  • человек должен чувствовать себя значимой фигурой.

В любом общении необходимо 2 уровня целей:

  • основная цель деятельности — нравственное воздействие на личность;
  • выявление всего того, что личность знает и может знать по данному делу. Для этого необходима очень тщательная постановка вопросов, недопустима ложь со стороны юриста.

Коммуникативная деятельность проходит с более положительным результатом, если при её завершении человеку даётся понять, что коммуникативные связи на этом не закончились и могут быть продолжены.

Конструктивная деятельность.

Это деятельность по:

  • принятию решений,
  • планированию действий,
  • оценке результатов деятельности.

Принятие решений в юридической деятельности имеет свои особенности:

  • решение принимается только на основании норм права,
  • нормы права познаются при этом не только юридически, но и обязательно нравственно,
  • решение должно соответствовать одновременно и нормам права, и нравственным нормам,
  • конструктивное решение всегда должно приниматься в письменном виде. Оно должно иметь основания, должно соответствовать определённым условиям, должно обеспечивать и настоящие, и будущие отношения. Для этого обязательно необходимо осуществлять нравственное прогнозирование принимаемых решений.

Организаторская деятельность.

Каждому юристу присуща нравственно-организационная функция, и при выполнении любой деятельности необходимо выделять такие элементы, в которых эта функция может быть проявлена.

Организационная деятельность определяется:

  • законом,
  • нравственным содержанием деятельности юриста.

Организационная деятельность юриста часто подкреплена властными полномочиями. Важнейшей задачей организаторской деятельности является создание таких условий, при которых каждый член организованной группы чувствовал бы себя активным участником дела. Новое законодательство существенно расширяет возможности использования организаторской деятельности юриста (арбитраж, суд, следствие и т. д.).

IV. Нравственная структура деятельности юриста:

  1. Наличие нравственных целей в познавательной, коммуникативной, организационной деятельности.

Деятельность юриста всегда направлена на достижение двух целей:

  • обеспечение нравственного развития общества,
  • разрешение конкретного юридического спора.
  1. Юрист обязан всегда осуществлять этический анализ применяемых им норм права.
  2. Обязательное осуществление этического анализа каждого объекта и субъекта юридической деятельности (какие нравственные цели, качества, процессы развития личности и т. д.).
  3. Юридическая деятельность во всех случаях подвергается самостоятельному анализу, который даёт возможность:
  • определить совокупность правовых механизмов,
  • определить правовые этапы в развитии этой деятельности,
  • определить нравственное содержание всех средств, применяемых в юридической деятельности,
  • определить нравственное содержание всех юридических решений в ходе деятельности.

Формирование нравственных качеств юриста обеспечивается:

  1. в процессе обучения путём познания нравственного содержания права;
  2. в процессе юридической деятельности и контроля за ней;
  3. в процессе постоянного самосовершенствования (нравственное знание права, выполнение нравственной деятельности, совесть).

Этика следственной праксиологии

Праксиология (греч. praktikos — деятельный) — область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Следственная праксиология представляет собой совокупность правил об осуществлении профессиональной деятельности в различных ситуациях. В её основу легли психологические теории, теория игр. Она использует глубокие знания психологии с тем, чтобы:

  1. убедить человека логически;
  2. использовать эмоциональное состояние человека;
  3. использовать рефлексивное (опережающее) мышление.

Праксиология в своём историческом развитии основывалась на практике ведения военного дела, разведки, следственной деятельности. В её основу легли стратигемы. Примеры стратигем:

  • выигрывает тот, кто сумеет скрыть свои силы от противника;
  • выигрывает тот, кто камуфлирует свои замыслы;
  • выигрывает тот, кто знает расположение сил и замыслы противника;
  • выигрывает тот, кто сумеет ввести противника в заблуждение относительно своих сил;
  • выигрывает тот, кто сумеет в нужное время и в нужном месте сконцентрировать свои силы для нанесения удара.

Стратигемы разрабатывались применительно к военному делу, но они имеют значение и для других областей.

Если говорить о следственной деятельности, то в прямом смысле эти стратигемы имеют ограниченное значение, так как следователь не имеет право лгать, оказывать психологическое насилие, он связан уголовно-правовым законом. Но наряду со следователем существуют оперативные работники, которые занимаются санкционированным прослушиванием телефонных разговоров, слежкой и т. д. Для повседневной жизни это неэтичные действия, но в данном случае они являются необходимыми.

Следствие — это не только умение составить протокол, знание уголовно-правового закона, но и использование следователем всех своих знаний, способностей для расследования преступления.

Следствие — это всё-таки борьба, в которой побеждает тот, кто использует стратигемы. Использование стратигем в следственной деятельности означает:

1. Использование всех возможностей оперативно-розыскных мероприятий.

2. Обеспечение широкого применения рефлексивных методов.

Применение рефлексивного метода в следственной работе означает предвидение поведения преступника и осуществление системно таких действий, в результате которых преступник своими действиями сам разоблачит себя.

Яркий пример использования рефлексивного метода — расследование одного из дел о хищении бриллиантов.

На одной из фабрик было обнаружено хищение большого количества бриллиантов. Было выявлено, кто непосредственно похитил их и у кого они хранятся. Необходимо было провести обыск, но это было бы крайне сложно в силу следующих причин: во-первых, квартира, в которой предстояло проводить обыск, была четырехкомнатной, но самое главное, в ней было огромное количество разного рода поделок. Поэтому следователь пошёл на применение рефлексивного метода.

Он вызвал к себе в качестве свидетеля друга гражданина Иванова, хозяина квартиры. На столе следователя, на месте, видном свидетелю, было положено расписание следственных действий, в одной из строк было указано: «17:00 — обыск у гражданина Петрова». Естественно, свидетель, покинув кабинет следователя, тут же направился к Иванову, чтобы предупредить его. К тому времени, как он добрался до квартиры Иванова, до предполагаемого обыска оставалось около десяти минут. Иванов, не раздумывая, выбежал из квартиры вместе с бриллиантами, и был арестован.

В данном случае следователь учёл, что Иванову, наряду с хитростью, присуща такая черта характера, как импульсивность, что обуславливает его поведение в критических ситуациях, и это он использовал.

3. В условиях следствия концентрация силы заключается в создании наиболее сильного психического воздействия на личность.

Сильное психическое воздействие появляется в результате воздействия двух факторов:

  • в результате внешнего направленного воздействия;
  • в результате переработки внешнего направленного воздействия самой личностью (внутренне воздействие).

Из этого следует, что воздействие следователя должно быть незаметным для человека, тогда внешнее воздействие, перерабатываясь, будет усиливать внутреннее психическое воздействие. Из-за совершения преступления человек находится в состоянии стресса (у него возникают сомнения, все ли следы им были убраны, если вызван в прокуратуру — то возникает вопрос, что известно прокуратуре? и т. д.)

Пример сильного психического воздействия на личность — дело о пропаже женщины:

Гражданин Петров обратился в правоохранительные органы с заявлением о пропаже жены. Среди прочего им было указано, что в день пропажи жена была в туфлях с серебристыми пряжками.

Следователь обратил внимание на странное поведение Петрова. Коллеги по работе указывали, что Петров очень страдает из-за потери жены, он подавлен; однако другие люди неоднократно видели его ресторане, указывали, что он находился в хорошем настроении. Позже были обнаружены туфли, полностью совпадающие с описанием туфель пропавшей жены. Они были обнаружены у другой женщины, которая сообщила, что их ей отдал Петров, он сказал ей, что его жена погибла.

Следователь вызвал Петрова на допрос. Предварительно он поставил на стол обнаруженные туфли, частично прикрыв их газетой. Петров сразу обратил внимание на туфли. На допросе следователь спрашивал у Петрова о вещах, очевидно не имеющих значения для дела, но не упоминал туфли. Волнение Петрова со временем всё более усиливалось. Через несколько он часов спросил, почему на столе стоят туфли. Следователь ответил ему, что туфли стоят на столе потому, что он убил свою жену. Петров начал кричать, что это абсурд, ложь. Но успокоившись, рассказал о убийстве, указал место захоронения.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

Похожие работы