Публикации

Развитие воли дошкольников в семье

 Курсовая работа по психологии на тему: Развитие воли дошкольников в семье. В работе рассматриваются вопросы воли, развития ребенка - дошкольника, методов воспитания. 

Введение

  1. Воля: понятие и сущность
  2. Общая характеристика развития ребенка – дошкольника
  3. Развитие воли в дошкольном возрасте
  4. Методы  воспитания воли  у  дошкольников в семье

Приложение 1. Психодиагностика развития воли дошкольников

Заключение

Литература

1. Воля: понятие и сущность.

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в послед­ние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методоло­гической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

Воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфически­ми, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение чело­века реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведе­ния: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Общая характеристика развития ребенка – дошкольника.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо и родителям и воспитателям, для обнаружения в нужный момент отклонений в психическом развитии ребенка, и успешной корректировки его психофизиологических процессов.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, фор­мируется как их техническая сторона, так и мотивационно - целевая.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моде­лирующий характер.

Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгры­вают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражаю­щие взаимосвязи между предметами, когда используют замес­тители вместо реальных предметов. Рисунок является нагляд­ной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создавае­мые конструкции представляют объемные модели предметов.

Важным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе обще­ственных отношений. Если ребенок в конце раннего детства го­ворит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает счи­тать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремле­ние занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более зна­чимую для него деятельность - учебную.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Развитие воли в дошкольном возрасте.

Как мы уже выяснили раньше именно в дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошколь­ник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельнос­ти. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у мла­денца. Он тянется к заинте­ресовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом).

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в ран­нем детстве (в возрасте около 2 лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. Зарождение личных желаний ведет к появлению «внутренней» целенаправ­ленности, обусловленной стремлениями и потребностями самого малыша. Но у преддошкольника целенаправленность проявля­ется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влияни­ем внешних обстоятельств и ситуации малыш легко отказыва­ется от цели и заменяет ее другой.

У дошкольника целеполагание развивается по линии само­стоятельной, инициативной постановки целей, которые с воз­растом изменяются и но содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сию­минутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий. Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний вопросов, советов взрослого или наглядной опоры.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

4. Методы воспитания воли у дошкольников в семье.

Создание внешних опор (например, условных сигна­лов), помогающих ребенку осуществлять саморегуляцию. Для того чтобы помочь ребенку переключаться с одного действия на другое, можно использовать будиль­ник или таймер. «Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1. Ты будешь рисовать до тех пор, пока стрелка не подойдет к цифре 4. Тогда часы зазвонят, и мы будем обедать».

Наделение функциями контролера, функциями носи­теля норм и требований любимую игрушку. «Кто это к нам пришел? Мишка. А что он говорит, давай послу­шаем. Все дети на улице гуляют и Ванечке пора. Вот Миша и кофточку нам принес. Посмотри, Миша, как Ванечка сам одевается»

Соревнования со взрослым. Кубики разбросаны по всей комнате. «Давай-ка посмотрим, кто из нас самый меткий стрелок. Будем забрасывать кубики в коробку, а потом посчитаем, кто больше. Смотри, я уже попала. А теперь ты попробуй. Молодец. А еще, еще. Какой у нас Ванечка меткий».

Выполнение простых поручений (или выполнение действий по инструкции). Здесь могут быть самые раз­нообразные варианты. «Жоржик, принеси бабушке та­почки». И ребенок (11 месяцев!) приносит. Для детей пяти лет имеется следующий тест - «Положи ключи на стол. Дай мне книгу. Закрой дверь». Ребенок выпол­няет подряд три действия после однократного восприя­тия инструкции. Старшие дошкольники воспринимают на слух и действую! без наглядного образца в соответ­ствии с указаниями' «Положи карандаш справа от себя. Положи листок перед собой. Отступи сверху и слева по две клеточки. Поставь точку в середине третьей клеточки. Перейди на один ряд вниз и поставь точку в середине клеточки и в следующей справа. Перейди на один ряд вниз. Проведи горизонтальную линию через середины трех клеточек. Перейди на один ряд вниз. Нарисуй в каждой клеточке по кружочку, всего 4»

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы