Публикации

Разрешение хозяйственных споров в международном арбитражном суде при белорусской торгово-промышленной палате

 Разрешение хозяйственных споров в международном арбитражном суде при белорусской торгово-промышленной палате - Курсовая работа 

Содержание

Введение

I. Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате

II. Виды производств
1. Добровольное согласительное урегулирование спора
2. Производство по разрешению споров
2.1. Компетенция и условия рассмотрения спора
2.2. Образование состава суда для разрешения конкретного спора
2.3. Порядок рассмотрения спора

IІІ. Содержание решений Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате

ІV. Порядок исполнения решений Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате
1. Порядок исполнения решений Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате на территории Республики Беларусь
2. Порядок исполнения решений Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате на территории иностранных государств

Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление правосудия по гражданским делам является прерогативой судебной ветви государственной власти. Однако в сфере международной торговли наряду с судебной формой защиты гражданских прав существовали и существуют иные формы, закрепленные в законодательстве различных стран. Защиту гражданских прав осуществляют также арбитражи (третейские суды). Статья 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь объявляет третейский суд органом, компетентным разрешать гражданско-правовые споры.

Необходимым условием активного торгового сотрудничества в международной области является определенность правовой регламентации возникающих гражданско-правовых отношений с иностранным контрагентом. Специфика различных форм международного экономического обмена, сам характер которого отличен от условий внутреннего оборота, предъявляет новые требования к области возможных средств разрешения споров. Вовлечение в единую мировую торговлю стран с различными уровнями развития национальных экономик вызвало необходимость определенной унификации стандартов правовой регламентации международных сделок и разрешения споров, вытекающих из них.

В последние годы в мире отмечается небывалый подъем интереса к МКА. Конечно, это связано с неуклонным ростом числа споров, разрешаемых МКА. Например, "число дел по внешней торговле, рассматриваемых Американской арбитражной ассоциацией, почти удвоилось за период с 1987 по 1992 год. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты провел 7500 арбитражных разбирательств (с 1923 года — года своего основания), из которых 3500 арбитражей имели место в течение последних 10 лет«.1

Увеличение числа арбитражных споров вовсе не свидетельствует об ухудшении положения в области исполнения обязательств. Скорее — об уменьшении латентности споров в области международной торговли. Рост применения МКА был ускорен несколькими факторами:

1) признанием существования глобальной экономики;

2) требованием справедливого и эффективного способа разрешения споров, вовлекающих стороны различной государственной принадлежности;

3) возрастающей поддержкой МКА со стороны государств;

4) доступностью постоянно действующих арбитражных организаций;

5) разработкой механизма признания и принудительного исполнения арбитражных решений;

6) международно-правовой унификацией норм в области МКА;

7) активной деятельностью международных организаций по пропаганде МКА и подготовке рекомендательных актов по арбитражу, предназначенных для использования предпринимателями.

По своей сути и по своему назначению МКА может быть определен как особый метод разрешения специфического круга споров. Под МКА понимается основанное на соглашении сторон разбирательство в негосударственном третейском суде гражданско-правовых споров, возникающих во внешнеэкономической сфере. Третейский (арбитражный) суд — это негосударственный суд, образованный сторонами в порядке, обусловленном их соглашением, для разрешения конкретного спора между ними (третейский суд ad hoc) либо постоянный третейский суд, действующий на основании регламента и созданный при какой-либо негосударственной организации (торгово-промышленной палате, общественном объединении, ассоциации предпринимателей и т. д.). В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третейскому суду происходит только на основе добровольного волеизъявления сторон арбитражного соглашения, именуемого арбитражной оговоркой (если она включена в текст контракта) или по третейской записи, которая представляет собой самостоятельный договор о передаче дела на разрешение третейского суда.

Таким образом, уже в определении МКА можно выделить особенные его черты как альтернативной формы разрешения споров:

1) негосударственный характер МКА и арбитражного процесса;

2) договорной характер подведомственности спора третейскому суду;

3) особый предмет арбитражного разбирательства (гражданско-правовые споры с иностранным элементом);

4) особый порядок формирования третейского суда (на основании соглашения сторон) и его состава (арбитры — частные лица, назначенные сторонами или в порядке, установленном сторонами);

5) не связанность МКА гражданско-процессуальными нормами страны места его проведения.

МКА обладает и другими существенными отличиями, однако главным является то, что он представляет собой негосударственную форму защиты гражданских прав по спорам, возникающим в сфере международной торговли.

I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ

В Беларуси формирование новой системы организации хозяйственных связей, развитие предпринимательской деятельности закономерно сопровождалось изменением в соотношении форм, способов и порядка разрешения споров между участниками зарождающегося свободного торгового оборота. Первым шагом было преобразование системы госарбитражей, не являвшихся судебными органами, в полноценные суды для разрешения хозяйственных споров, которые интегрировались в судебную систему.

Упрощение порядка участия во внешнеторговом обороте, когда каждый белорусский субъект хозяйствования может выступить стороной во внешнеторговой сделке, актуализировало вопрос об альтернативных формах разрешения гражданских споров, возникающих из международных торговых и иных экономических связей. Как показывает международный опыт, наиболее привлекательным для участников внешнеторговых сделок является рассмотрение споров международным третейским судом (коммерческим арбитражем).

Весной 1994 года при Торгово-промышленной палате Беларуси был создан Международный арбитражный суд (МАС при БелТПП). Это огромный шаг в плане перспективы развития третейского суда в нашем государстве. В то же время для успешного функционирования третейского суда необходима хотя бы минимальная законодательная база, в которой закрепляются важнейшие принципы деятельности арбитража, его взаимодействие с государственными судами и иные вопросы. И такая база была создана в июле 1999г. законом Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде». В основу «белорусского» закона был положен Типовой закон ЮНСИТРАЛ, что, учитывая отсутствие национальных правовых традиций в этой области, является наиболее взвешенным и обоснованным решением. Типовой закон регламентирует порядок рассмотрения на национальном уровне вопросов арбитража. Кроме того, типовой закон, будучи компромиссом различных правовых теорий и взглядов на арбитраж, оставляет большую свободу для толкования его положений с учетом национальной специфики. В пользу подобного подхода к решению проблемы правовой регламентации арбитража говорит и тот факт, что к настоящему времени 18 стран с различным уровнем экономического развития и различными системами права приняли законодательные акты об арбитраже, основанные на Типовом законе.

Как показывает практика, иностранные субъекты хозяйствования более заинтересованы в разрешении возникающих между ними споров именно третейским судом, как более беспристрастным, нежели государственные.

Создание в апреле 1994 года МАС при БелТПП объясняется, во-первых, необходимостью исполнения принятых страной международных обязательств. Как известно, Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража: Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Во-вторых, существование подобного органа является, как сказано в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 года № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате», одним «из основных условий осуществления внешнеэкономической деятельности».

Закон «О международном арбитражном (третейском) суде» (не считая конечно постановления Кабинета Министров № 89) является по сути единственным законодательно закрепленным актом, регламентирующим деятельность МАС при БелТПП. В этом постановлении отражены основополагающие моменты и принципы, на которых базируется и которых обязан придерживаться в своей работе МАС при БелТПП.

Помимо норм международного права и вышеуказанных нормативных актов, деятельность МАС при БелТПП регулируется утвержденным Белорусской торгово-промышленной палатой и введенным в действие 12 апреля 1994 года регламентом. Он регламентирует основные процессуальные вопросы организации и компетенции данного арбитражного органа, правила рассмотрения споров и оплату расходов по ним.

В соответствии с законом «О международном арбитражном (третейском) суде» постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Международный арбитражный суд является юридическим лицом и вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит государственной регистрации.

Насколько же сегодня в Беларуси необходим арбитражный суд? Без МАС при БелТПП отечественные субъекты хозяйствования оказались бы в очень сложном положении. И это стало бы серьезным препятствием в развитии внешнеэкономических отношений. Но если бы даже не было никакой арбитражной записи, дело, все равно, пришлось бы рассматривать не в иностранном арбитражном суде, а в иностранном гражданском суде — судиться по месту нахождения ответчика.

Почему МАС при БелТПП и судам, аналогичным ему, доверяют больше? Прежде всего потому, что арбитры — наиболее квалифицированные юристы. В качестве арбитров выступают три профессора, доктора наук, восемь доцентов и виднейшие практики. И, вместе с тем, в списке арбитров есть и соотечественники внешнеэкономических партнеров белорусских субъектов хозяйствования. Следовательно, внешнеэкономический партнер может избрать и назначить в качестве арбитра со своей стороны того, кому он доверяет.

Надо особо отметить и то, что список арбитров, предлагаемый МАС при БелТПП, является рекомендательным, то есть стороны необязательно должны выбирать арбитров из предложенного списка. Арбитром может быть любое совершеннолетнее дееспособное лицо, которому стороны могут доверить представление их в МААС при БелТПП при разрешении данного конкретного спора.

Таким образом, прямо или опосредовано состав суда целиком формируют сами стороны.

Есть и другие обстоятельства, которые сделали международные арбитражные суды во всем мире судами для рассмотрения коммерческий споров и обслуживания внешнеэкономической деятельности экспортно-импортных сделок и споров. Это упрощенная и максимально деформализованная процедура, означающая, как правило, недопустимость обжалований решений по существу спора, что позволяет завершить рассмотрение дела в гораздо более короткие сроки. Причем, арбитражные суды не связаны жесткими процессуальными правилами, цели остаются такими же, как и в любом суде: вынесение законного, обоснованного решения, но без излишнего формализма, в камерной обстановке, которая располагает к доверительной беседе и обеспечивает максимальный эффект. Большую роль также играет конфиденциальность, ведь споры разрешаются обычно в закрытых заседаниях, а не в открытых, как в государственных судах. Любому, кто придет на заседание МАС при БелТПП со стороны, присутствие может быть разрешено лишь в том случае, если не будут возражать стороны.

К числу преимуществ стоит отнести и то, что исполнения решения МАС при БелТПП добиться гораздо легче благодаря Нью-Йоркской конвенции, участниками которой является подавляющее большинство стран мира. Что касается решений Высшего Хозяйственного суда по таким делам, то за рубежом они могут исполняться на условиях взаимности (правда, за исключением СНГ, с также стран, с которыми у Республики Беларусь есть двусторонние соглашения о правовой помощи: Польши, Литвы, Латвии, Китая и Финляндии).

Стоит отметить, что Республика Беларусь является также участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств участников СНГ. Согласно этой Конвенции решения государственных судов стран участниц СНГ должны исполняться в любом государстве СНГ.

Не стоит противопоставлять процедуры рассмотрения дел в арбитражном и хозяйственном судах. Здесь конкуренции быть не должно. Если дело не будет рассмотрено в МАС при БелТПП, оно, как правило, попадает в аналогичный суд за рубежом. В этом случае затраты, связанные с судебным разбирательством, оказываются на порядок выше. Участие в таких процессах белорусских юристов не совсем оправдано еще и потому, что успех дела, помимо знания иностранного языка, во многом определяется знанием особенностей зарубежного законодательства. Услуги же юристов за рубежом стоят очень дорого.

Таким образом МАС при БелТПП является постоянно действуюіим (институционным) независимым органом, осуществляющим правосудие на началах самоокупаемости.

МАС при БелТПП состоит из:

1) президиума,

2) арбитров (третейских судей),

3) секретариата,

4) информационно-консультационного центра, а также Морской арбитражной комиссии.

Президиум Международного арбитражного суда состоит из Председателя, его заместителей, Председателя Морской арбитражной комиссии, его заместителя и членов, назначаемых из числа арбитров. Председатель Международного арбитражного суда и его заместители являются также Председателем и заместителями Председателя Президиума. Председатель Международного арбитражного суда назначается Президиумом Белорусской Торгово-промышленной палаты по представлению ее Президента. Заместители Председателя, а также члены Президиума Международного арбитражного суда назначаются Президиумом Палаты по представлению Председателя суда. Председатель арбитражного суда, его заместители и члены Президиума Международного арбитража назначаются сроком на 5 лет.

Президиум арбитражного суда правомочен принимать решения, если в заседании приняли участие не менее трех его членов. Решение президиума считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих

Председатель Международного арбитражного суда и его Президиум имеют право принимать все решения и совершать все действия, которые необходимы для достижения целей Международного арбитражного суда. Заместители Председателя осуществляют те же функции, которые он им делегировал.

Развитие компьютерных технологий определило новый способ донесения информации до слушателя. Презентация — мультимедийное представление материала при помощи изображения и ключевых выдержек из текста. Портал готовых презентаций — http://prezentacii.com позволяет скачать готовые презентации PowerPoint по различным дисциплинам. Данный ресурс поможет не только сэкономить время на подготовку, но и создать действительно качественную презентацию.

Похожие работы