Публикации

Особенности становления личности в ранней юности

 Курсовая работа по психологии на тему: Особенности становления личности в ранней юности. В работе рассматриваются вопросы юности, воспитания, взаимоотношения с окружающими людьми, самооценки. 

Введение

  1. Юность как этап становления личности
  2. Роль самосознания и самооценки в процессе становления личности в ранней юности
  3. Особенности взаимоотношений с окружающими
  4. Практическая часть

Заключение

Литература

I. Юность как этап становления личности

1.1. Основные психологические новообразования и проблемы ранней юности

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством, и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Тол­ковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более» а«подросток» — как «дитя на подросте», около 14-15 лёт. Л.Н. Толстой хронологи­ческой гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обознача­ло и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.

И тем не менее, не смотря на то что проблема хронологических рамок ранней юности является сложной и дискуссионной в современной психологии, большинство ученых склонны рассматривать этот этап развития личности в промежутке от 14-15 до 18 лет. [6, С.6,66.].

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

II. Роль самосознания и самооценки в процессе становления личности в ранней юности

Совокупность психических процессов, посред­ством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосозна­нием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я».[4. с. 9.]

Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались от­дельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Уже Ж.-Ж. Руссо подчеркивал резкий перелом, ка­ким сопровождается переход от детства к воз­мужалости, и называл юность эпохой «второго рождения». Немецкий психолог Эдуард Шпрангер в 20-х годах построил целую теорию «открытия Я» как главного новообразования юно­шеского возраста, который продолжается, по его мнению, от 13 до 19 лет у женщин и от 14 до 22 лет у мужчин. Л.С. Выготский уточнил, что речь идет не об «открытии» чего-то ранее существовавшего, но неизвестного ребенку, а о  формировании интегративного самосознания, но согласился, что процесс этот составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста, хронологические границы которого он считал подвижными. Практически все советские психологи считают юность критическим периодом формирования самосознания. [4, C.271.]

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и ин­тереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно «з процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к се­бе и своему телу.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

III. Особенности взаимоотношений с окружающими

3.1. Взаимоотношения с родителями

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

IV. Практическая часть

Методика «Несуществующее животное»

Для работы потребуется лист бумаги, простой карандаш и резинка.

Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Обработка результатов.

Старовойтова Анастасия Владимировна, ученица 9 «В» класса, средней школы №4 города Могилева.

Рисунок «Однокрылая сухопутная цапля».

Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности – почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляется, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов).

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.

Округлая форма рта означает боязливость и тревогу.

Ноги с корпусом соеденены точно – это характеризует контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями. Разнообразие в положении ног говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы