Публикации

Методы государственного регулирования экономики

 Курсовая работа по экономике на тему: Методы государственного регулирования экономики. В работе рассматриваются вопросы государственного регулирования экономики, сущности гос. регулирования, регулирование в РБ. 

План

Введение

1 Понятие государственного регулирования экономики

1.1 Основные исторические этапы государственного регулирования экономики

1.2 Сущность государственного регулирования

2. Методы государственного регулирования

3. Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь

3.1 Становление государственного регулирования экономики Республике Беларусь

3.2 Бюджетно-налоговая политика

3.3 Денежно-кредитная политика

3.4 Ценовая и антимонопольная политика

Заключение

Литература

1 Понятие государственного регулирования экономики

1.1 Основные исторические этапы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогрес­са общества, охватывающего длительный период. В этой связи живой интерес вызывает генезис этого регулирова­ния, важнейшие экономические теории и взгляды, обосно­вывающие его формы, методы и программы, социально-экономические последствия и эффективность. Без такого метеорического подхода нельзя представить себе в полной мере государственное регулирование современной экономи­ки и перспективы его развития. [4, с. 308]

Еще в начале III тыс. до н. э. в Древнем Шумере существо­вало государственное хозяйство, где велся тщательный учет рабочей силы и средств производства.

Формы государственного контроля экономической деятель­ности населения существовали в Старовавилонском царстве (ре­гулирование цен, процентов в денежной и натуральной формах, размер оплаты за наемный труд) в XX — XVIII вв. до н. э.

В Хеттском государстве (в XVI  в. до н. э.) законодательство сделало огромны и шаг в регламентации экономической жизни населения, подчинив его целям создания военной монархии.

В Древней Индии во II  в. до н. э. — III  в. н. э. был написан трактат «Артхашастра», который, с одной стороны, отражал познания в области ведения хозяйства, а с другой — давал рекомендации по управлению идеальным государством и прежде всего по организации налогообложения и другим аспек­там финансовой политики.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Методы государственного регулирования

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством различных методов, обеспечивающих выра­ботку различных вариантов достижения целей социально-эконо­мического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов его выполнения.

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность всю совокуп­ность методов, с определенной степенью условности, можно раз­делить на административно-распорядительные и экономические, на прямые и косвенные.

Административно-распорядительные методы базиру­ются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения.

Экономические методы влияния государства на хозяйствен­ную деятельность реализуются через систему экономических ре­гуляторов, которые можно представить через три группы:

1) налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены, льготное кредитование;

2) финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);

3) государственные ограничения (лицензии, квоты, государствен­ные заказы).

Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирова­ние (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (до­тации) и т. д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредован­но, например, через налоги, кредитование. [1, с. 21]

В зависимости от цели меры «косвенной» экономической политики могут быть направлены на: стимулирование капиталовлажений и восстановления равновесия Между сбережениями и инвистициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и другие цели.[5, с. 304]

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь

3.1 Становление государственного регулирования экономики Республике Беларусь

Необходимо отметить, что роль государства Великого княжества Литовского, в состав которого входила и Беларусь, была про­тиворечивой. В XV -XVI вв. на территории современной Бе­ларуси возникло много городов -центров ремесла, торговли, внутреннего рынка, в которых велась внешняя и внут­ренняя торговля. «Вечный мир» 1346 г. между Великим кня­жеством Литовским и Польшей предусматривал свободу пере­движения своих и чужих купцов.

По фискальным соображениям великие князья стали при­глашать в города немецких, польских, еврейских поселенцев-ремесленников, купцов, ростовщиков.

Рынок создавал новые возможности для более полного удовлетворения возросших потребностей феодалов в дорогих товарах, что вызывало стремление к получению от крестьян денег вместо продуктов.

Сельскохозяйственная продукция Великого княжества Литовского пользовалась значительным спросом в Западной Ев­ропе. Рос экспорт зерна. Это способствовало расширению ма­лоемкого, слабого внутреннего рынка и развитию товарно-де­нежных отношений в Великом княжестве Литовском. Однако во второй половине XVI в. в Великом княжестве Литовском, а при подписании Люблинской унии в 1569 г. в Речи Посполитой происходит свертывание товарно-денежных отношений, а соответственно и тормозится процесс роста внут­реннего рынка. Причина такого свертывания кроется в том, что с середины XVI в. произошло возвращение от денежной ренты к натуральной и отработочной — к более архаичным формам.

Используя тяжелое политическое и экономическое поло­жение в Великом княжестве Литовском в результате ведения войн с Россией, литовские феодалы добились от Великого князя привелеев беспошлинной торговли без посредничества купцов и усиления налогового пресса по отношению к городам, а также натуральной ренты с крестьян.

Результатом этого к XVIII в. были деградация сельского хозяйства и подрыв экономической силы городов, их опусте­ние, утрата ими даже того небольшого политического значе­ния, которое они имели ранее.

Подрыв городов, их разорение отняли у Великого княжест­ва Литовского в составе Речи Посполитой возможность созда­ния и развития промышленного производства, продолжения процесса формирования внутреннего рынка и класса буржуа­зии как противовеса феодальному дворянству.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы