Публикации

Формирование французской школы «поэтического реализма» и ее связь с периодом Народного фронта

 Курсовая работа по искусствоведение: Формирование французской школы «поэтического реализма» и ее связь с периодом Народного фронта 

Содержание

Введение
Глава 1 Французское искусство в период Народного фронта. Поэтический реализм
Глава 2 Французская школа «поэтического реализма» и ее мастера
2.1 Основная группа режиссеров
2.1 Другие мастера французской школы
Заключение
Литература

Введение

Французский кинематограф занимает исключительное место в мировой культуре в целом. Во Франции были сняты и продемонстрированы первые фильмы, здесь же кино сформировалось как искусство и показало всему миру свое влияние на все формы общественной жизни. Не удивительно, что в такую важную социокультурную сферу окунулись не только кинематографисты, продюсеры, менеджеры, но и художники, поэты, философы, музыканты.

Французский кинематограф глубоко национален в своем художественно-эстетическом видении.

К началу второй мировой войны кинематография Франции была одной из наиболее значительных в капиталистическом мире. Ни в одной стране не было поставлено такого большого количества подлинных произведений киноискусства. Рене Клер, Жан Виго, Жак Фейдер, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, Марсель Карне, Жак Превер, Шарль Спаак, Мишель Симон, Жан Габен, Франсуаза Розе, Луи Жуве, Морис Жобер, Александр Траунер и многие другие мастера французского кино создали гуманистическую и блистательную школу французского кино 30-х годов.

И хотя выделить определенные черты кинематографической школы тяжелее, чем в каком-либо другом виде искусства, можно говорить об, основополагающей тенденции французской школы «поэтического реализма», ее стремлении к поэтическому отображению жизни, которое нашло наиболее яркое воплощение в фильмах в этой школы. Для всех этих мастеров характерным было критическое отношение к буржуазному строю, вызванное усилившимся фашистским давлением, и на этой почве возросшей народной реакцией.

В фильмах этого периода были созданы поэтические образы людей из народа, начиная от старого матроса и заканчивая простым рабочим. Психологическая глубина характеров, достоверность и выразительность обстановки действия, новые объекты отражения действительности, воссоздание мечты и воображения, чистая лирика — подняли французское киноискусство на большую высоту.

Однако, разгром Народного фронта и надвигающаяся война, к которой Франция оказалась трагически неподготовленной, пробуждают в массах настроения пессимизма и обреченности. Эти же настроения подхватывает кинематограф. В 1938–1939 годах беспокойство и отчаяние охватывают большинство мастеров кино, даже тех, кто продолжает верить в непреложные духовные ценности народной души.

Цель курсовой работы — анализ творческого направления во Французском кино 30-х годов ХХ века, получившего название «поэтический реализм» и его связь с социально-политической обстановкой в стране.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • показать становление Народного фронта в условиях социально-политической обстановки во Франции 30-х годов ХХ века; и его влияние на формирование «поэтического реализма»;
  • проследить условия формирования французской школы «поэтического реализма» и ее основные черты;
  • выявить черты «поэтического реализма» в фильмах основных французских режиссеров 30-х годов ХХ века;
  • проанализировать художественные черты «поэтического реализма» в работе других мастеров этого направления.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования данной работы является кинематографическое наследие Франции 30-х годов ХХ века, получившее название «поэтический реализм».

Предметом работы являются художественные методы «поэтического реализма» и их формирование в период Народного фронта.

Методология и методы проведения исследования Теоретико-методологической основой стали основные научные положения искусствоведения, философии, культурологии. Получению научных выводов способствовали общенаучные методы: синтеза, сравнения, обобщения. Для решения основных задач курсовой работы использовался метод искусствоведческого анализа.

Обзор использованной литературы Теоретической базой исследования стали наиболее значительные труды в области истории киноискусства. Структура и содержание курсовой работы были сформированы под влиянием книги «История киноискусства» польского искусствоведа — Ежи Теплица. Большое внимание в ней уделено художественной стороне кинематографа, анализу эстетических и социальных основ киноискусства. В основном для работы был использован третий том этой книги, где автор рассказывает о национальных кинематографиях и творческих направлениях второй половины 30-х годов ХХ в., важным в истории мирового кино годам, наполненных идейно-художественной борьбой. Биографии режиссеров, их отношения с социально-политической атмосферой отражены в книге французского киноведа Пьера Лепроона [?]. Книга содержит большой фактический материал по истории киноискусства Франции и раскрывает некоторые стилистические особенности творческого почерка французских кинорежиссеров.

Еще одним важным трудом по истории зарубежного кино стала книга В. Колодяжной, состоящая из курса лекций читаемых автором во ВГИКе, именно в этой книге кинематографический опыт мастеров французской школы рассматривается в контексте развития социально-политической атмосферы 30-х годов ХХ века. Описание кинематографического наследия мастеров «поэтического реализма» отражено в таких книгах как: «Сто великих зарубежных фильмов», «Из истории французской киномысли», «Франция — кадр за кадром». Часть работ повествует о жизни и творческом пути самих режиссеров, в других рассказывается об основных кинематографических картинах «поэтического реализма».

Глава 1. Французское искусство в период Народного фронта. Поэтический реализм

Во Франции мировой экономический кризис начался в конце 1920 года несколько позже, чем в других капиталистических странах. Но благодаря появлению звука интерес публики к фильмам сильно возрос. Вся кинематография в то время находилась во власти крупных фирм. Коммерческие фильмы усиленно развлекали зрителей. Основу кинорепертуара составляли низкопробные салонные комедии и мелодрамы, детективы и экзотические драмы. Идейно-художественный уровень фильмов в начале 30-х годов заметно понизился.

В этот период французское кино другого направления, по существу, представлял один Рене Клер, если не считать рано умершего талантливого режиссера Жана Виго.

Кинематография Франции находилась в упадке.

Но в этот момент происходит перелом; начинается новый период в истории французского кино, период короткого, но бурного расцвета киноискусства.

Возрождение французской кинематографии было тесно связано с движением народа против растущей фашистской опасности и угрозы войны.

Политическая активность народа резко возрастает; повышается авторитет Французской коммунистической партии. Возникает ряд творческих и общественных движений и организаций: «Народный фронт», «Ассоциация революционных писателей и художников», «Сине-Либерте», группа «Октябрь», направленных в своих целях против фашизма и войны.

Народный фронт явился ответом демократических слоев французского общества на угрозу фашистского государственного переворота.

Пример Германии был слишком красноречив — отсутствие единой платформы для совместных действий между коммунистами и социалистами проложило Гитлеру путь к власти. Первыми призвали к сотрудничеству перед лицом опасности ученые: 17 февраля 1934 года они основали Комитет бди­тельности интеллектуалов-антифашистов. 5 марта Комитет опубликовал манифест, призывавший к солидарности творческой интел­лигенции и рабочего класса в борьбе с фашизмом.

Две рабочие партии Франции — коммунистическая и социалистиче­ская — подписали в июле 1934 года договор о единстве действий. В ноябре того же года Морис Торез призвал к созданию «Народного фронта труда, свободы и мира». В день национального праздника — 14 июля 1935 года — состоялась первая массовая манифестация Народного фронта.

Программа Народного фронта предусматривала роспуск фашистских организаций, заключение международного пакта коллективной безопасности; предполагалось также провести реформы, которые обеспечивали бы помощь крестьянам и улучшили положение рабочих. На выборах в парламент, происходивших в апреле — мае 1936 года, партии Народного фронта одержали победу.

Народный фронт внес в жизнь Франции струю свежего воздуха. Тогдашний социалист Жак Сустель писал в июле 1936 года в еженедельнике «Вендреди»: «Мы имеем дело не только с активным политическим и общественным, но и с самым широким культурным движением. Его девизом могут стать слова: «Откроем двери культуре. Разрушим стену, которая отгораживала от бедняков культуру, словно прекрасный парк, предназначенный для элиты».[12, с. 68]

Ученые и деятели искусства, были охвачены общим подъемом и активно включились в культурную программу, проводимую руководством Народного фронта. Кинематографисты более смело начали высказывать с экрана идеи социальной справедливости. Этому, несомненно, способствовали перемены, происшедшие в литературе и в театре. Французской литературе второй половины 30-х годов присущ острый интерес к общественной проблематике. Историк литературы Пьер де Буадеффр писал: «Происходит смена караула: новое поколение философов занимает место поэтов и романистов». [12, с. 68]

Передовые писатели, режиссеры, художники Франции участвуют в организации Неродного фронта. Особое значение приобретают в это время публицистические жанры: очерк, репортаж и т. д. Жан-Ришар Блок, П Вайян-Кутюрье, Р. Роллан, опираясь на факты, взятые непосредственно из самой действительности, выступают против фашизма и знакомят читателей с жизнью и трудовыми успехами СССР.

Интерес к социальным вопросам, к реалистическому отражению действительности становится знамением времени.

Подлинный расцвет переживает французское киноискусство. Появляются новые таланты, а уже известные мастера создают свои лучшие фильмы. И хотя цензура была здесь неизмеримо строже, чем где-либо в других областях искусства, и в кино не разрешалось, открыто ставить политические или социальные проблемы, фильмы охватывают гораздо более широкий круг явлений, чем прежде.

Своим возрождением киноискусство Франции было обязано небольшой группе, для которых, по определению одного из «новых» — Марселя Карне, «кино — это страсть и религия. Они живут для кино, а такие, как Жан Виго, для него умирают». [12, с. 68] В группу входили сценаристы Шарль Спаак и Жак Превер; опытные кинорежиссеры Жак Фейдер, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье и молодой Марсель Карне; киноактеры Франсуаза Розе, Жан Габен, Луи Жуве; композитор Морис Жобер и некоторые другие. Все эти мастера были различны по своей творческой индивидуальности, но все они стремились раскрывать духовный мир человека, его чувства, чаяния, надежды; всех их объединял интерес к жанру реалистической психологической драмы. Правда, их больше интересовали личные стороны человеческих отношений, они иногда показывали человека не в обществе, а на фоне общества.

Однако в созданных ими фильмах была подлинная правда жизни, пусть и ограниченная сферой личных переживаний героев. Их фильмы отличало также мастерское использование выразительных средств кино, в том числе и тех, которые были разработаны Авангардом.

Появлению этих фильмов способствовало некоторое ослабление диктата монополий, мелкие кинофирмы, сняв 2-3 картины, разорялись. Однако такая нестабильность и раздробленность играла положительную роль: не было стандартизации продукции, творческие работники пользовались большой свободой, которую прежде душили при всякой попытке создать оригинальное, реалистическое произведение. Конечно, как и прежде, случались банкротства и разного рода махинации, но съемки повсюду шли полным ходом. Мелкие продюсеры проявляли больше смелости и активности, чем крупные концер­ны. Они не боялись риска, эксперимента, поиска новых путей. А творческим работникам было легче и проще с ними договориться. Политическая обстановка и ослабление экономического давления — вот факторы, способствовавшие расцвету искусства.

Как писал английский киновед Роджер Мэнвелл: «К счастью, банкротство в 1935 году важнейших кинокомпаний дало возможность независимым постановщикам и режиссерам поставить, хотя и относительно немногочисленные, фильмы, которые легли в основу знаменитой „французской школы“ (ее можно было бы назвать „поэтико-реалистической“)» [3, с. 147].

Термин «поэтический реализм» часто применяется исследователями, характеризующими метод этой «школы». И действительно, во многих лучших фильмах того периода изображение внутреннего мира человека отличалось эмоциональностью, лиризмом; чувства героев преподносились в романтическом, несколько опоэтизированном виде.

«Для меня, как и для Ренуара, Фейдера и многих других, — сказал Марсель Карне,— существовала тогда эта замечательная атмосфера французской реалистической школы, атмосфера, единственная в своем роде в истории нашего кино». [12, с. 79]

Паоло Тромпео рассматри­вает французское кино 30-х годов как третью фазу натурализма. Первая — это романы Золя, его предшественников и последователей. Вторая — театр Антуана и творчество драматургов типа Бека. Третья фаза — это кине­матограф, который старается с максимальной убедительностью воспроиз­вести те черты действительности, которые Бодлер называл «фантастически­ми реалиями жизни». [12, с.79] На формирование нового кинематографического стиля большое влияние оказали поэты во главе с Жаком Превером. Париж­ские предместья, бедные кварталы, уголки и многоквартирные дома стали любимым фоном для экранных драм. Самые простые, самые обыкновен­ные сюжеты обретали на экране поэтические свойства, а зрители в темном кинозале искали не только интересные сюжеты, но и яркие, необычные впечатления. Подлинное искусство перестало быть пугалом для владельцев кинотеатров, оно превратилось в ценную приманку для зрителей.[12, с.70]

Единственная в своем роде атмосфера определялась также совпадени­ем интересов и точек зрения тех сил, которые в прошлом были диаметраль­но противоположны. Постановщики хотят создавать фильмы подлинно художественные, проблемные, а зрители хотят такие фильмы смотреть. В сентябре 1936 года создается Объединение директоров кинотеатров Народного фронта — организация, заботящаяся о репертуарной линии, о продвижении к зрителям произведений прогрессивного киноискусства.

Наиболее законченное выражение «поэтический реализм» получил в фильмах Марселя Карне. Фильмы «Набережная туманов (1938) и «День начинается» (1939) выдвинули его в число ведущих режиссеров, одного из наиболее ярких представителей этого направления. Главные идеи фильмов — одиночество честного и мужественного человека в обществе, где все основано на подлости и предательстве. В образах, созданных Ж. Габеном, ярко выражена трагедия простого человека, сильного и мужественного, но беззащитного перед подлостью и лицемерием.

Французская кинематография достигла в 30-е гг. значительных художественных успехов, отразив в своих лучших произведениях социальную реальность общества и выступая за высокие нравственные идеалы.

Но период подъема Народного фронта продолжался один год — до июня 1937 года, когда ушло в отставку правительство Блюма. Межпар­тийные разногласия, прежде всего по вопросу о невмешательстве в граж­данскую войну в Испании, постепенно разрушали единство. Мюнхен­ский договор, подписанный в октябре 1938 года тогдашним премьер-министром, радикалом Эдуардом Даладье, положил конец существованию Народного фронта. «Правительства, которые с этого момента будут сменять друг друга,— пишет Колет Одри, — только назывались правительствами Народного фронта. В действительности Народного фронта уже не существовало. Война казалась неизбеж­ной».[12, с.101]

Не смотря, на официальную пропаганду во Франции господствовали песси­мистические настроения. Политическая атмосфера сказывается и на кинематографическом твор­честве. Марсель Карне писал: «Я не пессимист. Я не маньяк „черного“ фильма. Но фильмы, которые я снимаю, всегда в определенной степени отражают текущий момент. Годы, предшествовавшие началу войны, не отличались особым оптимизмом. Мир вот-вот должен был развалиться, и мы смутно сознавали это...». [12, с.102]

В атмосфере неуверенности и все возрастающего страха появились «Набережная туманов» и «День начинается».

Фильмы отражали настроение тревоги и депрессии, показывая, социальную ситуацию в стране, где правящая верхушка готова была идти на сговор с фашистами. В этих условиях прогрессивные кинематографисты стремились в своих фильмах отражать объективные картины повседневной жизни, поэтически преображая их.

Война и оккупация прерывают развитие французского киноискусства. При фашистском режиме постановка значительных кинопроизведений почти полностью исключается. Видные мастера кино, в том числе Жан Габен, Луи Жуве, Мишель Морган, Франсуаза Розе, а также все крупнейшие кинорежиссеры, кроме Марселя Карне, покидают Францию.

Французский поэтический реализм, течение во французском кино, представляющее со­бой чрезвычайно сложное явление идейно-эстетиче­ского порядка. Особенности «поэтического реализ­ма» проистекали из особенностей мировоззрения той части французской буржуазии и буржуазной интел­лигенции, которая оказалась в стороне от магист­ральной линии развития политических событий во Франции в 30-х годах, и сложилось под влиянием недолгого, но важного момента формирования Народного фронта.

Он начал развиваться на основах заложенный социально-политической атмосферой Франции в 30-х годах, которая несла в себе сильную политическую активность народа. Именно во время существования Народного фронта взгляды деятелей кинематографии были обращены к наиболее бедным слоям общества.

Под влиянием Народного фронта полностью складываются основные принципы и особенности «поэтического реализма»: интерес к социальным вопросам и реалистическому отражению действительности; стремление раскрыть духовный мир человека; желание показать самые простые сюжеты, которые на экране обретают поэтические свойства.

Наибольшее влияние французская школа оказала на обнов­ление итальянского кино, наступившее сразу после войны. Фильмы из Парижа послужили дрожжами, на которых взошел неореализм. Когда в 1942 году в Риме впервые показали «Человека-зверя» Ренуара, тогдаш­ний критик, впоследствии ставший режиссером, Джузеппе Де Сантис написал: «Надеемся, что „Человек-зверь“ поможет нашим постановщикам не столько открыть что-то в самих себе, сколько откроет им глаза на мир поэзии». [12, с.105] В этом бесспорная и непреходящая заслуга французского кино 30-х годов: оно открыло глаза миллионам зрителей и сотням кинемато­графистов на мир поэзии.

Интересно: Актуальная информация о питерском метрополитене: схема линий Петербургского метро, стоимость проезда и др. На нашем сайте вы узнаете как сократить время поездки при передвижении.

Похожие работы