Публикации

Теория демократии

 Контрольная работа (реферат) по политологии на тему: Теория демократии. В работе рассматриваются вопросы понятия и измерения демократии, истории, а также, личности и групп в концепциях демократии. 
  1. Понятие и измерение демократии
  2. Древняя и средневековая демократии
  3. Личность, группа и народ в различных концепциях демократии

Раскройте содержание следующих понятий: политическая свобода, политическое равенство, политическая оппозиция, охлократия, гласность.

Логическое задание. Какое, на Ваш взгляд, утверждение точнее отражает смысл демократии и почему:

а) "Называется этот строй демократическим, потому - что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех" (Перикл).

б) "Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет - и поэтому-то она - не будущее. Будущее вне политики..." (А. Герцен).

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

1. Понятие и измерение демократии

Понятие демократии как и сами демократические формы организации политической жизни, формировалось на протяжении многих столетий. Первые демократические формы политической жизни появились одновременно с возникновением государства. Классическим образцом античной демократии считается древнегреческий город-государство Афины, где ключевые вопросы государственной жизни решались голосованием на народных собраниях. Прямой наследницей этого опыта стала Римская республика. Причем римляне не просто переняли у греков механизм демократии, но подвели под него широкую правовую основу. Следующей вехой в становлении демократических форм политической жизни явились институты сословного представительства в средние века. С Новым временем связано появление принципов организации политической жизни, которые составляют основу форм демократии, существующих ныне в большинстве западных страна.

Что же понимается современной политологией под демократией? Сам термин «демократия» появился в Древней Греции. Он составлен из двух греческих слов: demos — народ и kratos — власть, что буквально означает «власть народа». Однако, как известно, власть всегда означает господство одних людей над другими. Поэтому сам по себе термин «демократия» указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия. Следовательно, этот термин сегодня имеет более широкое содержание, чем его этимологическое значение.

В настоящее время в политической науке существует множество определений демократий. Однако преобладающим является понимание демократии как формы государственно-политического устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти. В более развернутом виде определение демократии было сформулировано американским президентом Авраамом Линкольном: «government of the people, by the people, for the people» («правление народа, избранное народом и для народа»). Здесь все три английских предлога выражают различные аспекты и существенные признаки демократии, а именно: демократия исходит «из» самого народа («of»), она осуществляется народом («by») и в интересах народа («for») [4. С.121-122].

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Древняя и средневековая демократии

Как известно, демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия — один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Как свидетельствуют этнографические исследования, недемократические формы организации, основанные на строгой иерархии и подчинении, жестком индивидуальном закреплении управленческих и исполнительных ролей по образу муравейника или пчелиного роя, заводили развитие наших предков в тупик.

Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример — организация управления у американских индейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей — старейшины (сахема) и вождя (военного предводителя). Высшей властью в роде являлся совет — собрание всех его взрослых представителей. Он избирал и смещал сахемов и вождей, решал вопросы войны и мира, принятия в свой род посторонних и др.

Род выступал демократической единицей более сложной организации — союза фратрий — братства нескольких особенно близких друг другу по территории, общению, родственным и иным связям родов, которые при сохранении автономии имели общий советкаквысший орган власти. Несколько фратрий составляли племя. Им руководил совет племени, состоящий из сахемов и военных вождей всех родов. Заседания этого совета проходили открыто, при участии в обсуждении любых членов племени, которые, однако, не имели права голосования. Решения на таких советах обычно принимались по принципу единогласия.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Личность, группа и народ в различных концепциях демократии

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различныпреследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы — государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы