Публикации

Сущность и источники прав человека

 Контрольная работа по правам человека на тему: Сущность и источники прав человека. В работе рассматриваются вопросы прав человека и их сущности, краткая история прав человека, источники прав. 

План

Введение

  1. Краткая история «развития» прав человека
  2. Права человека и их сущность
  3. Источники прав человека

Заключение

Литература

1. Краткая история «развития» прав человека

Путь человечества к современному пониманию прав человека был долгим и сложным.

Первые суждения о необходимости основных прав человека встречаются уже у мыслителей античности. Идеи об абстрактном правовом равенстве людей как важнейшем условии справедливости содержатся в учениях пифагорейцев. Всемирно известная формула Протагора "Мера всех вещей — человек" обладала огромным гуманитарным потенциалом и была принята тогдашним обществом. А вот идеи Сократа о соотношении прав гражданина и прав полиса (государства) не были поняты современниками, что привело к осуждению, а затем и гибели великого философа.

Средние века не способствовали развитию гуманизации общества, реализации естественных прав человека. Однако зародившаяся в античности идея всеобщего равенства людей не умерла и под пытками инквизиции. В сложнейших условиях мракобесия родился такой важный документ, как Великая хартия вольностей (1215).

Идеи о правах человека получили дальнейшее развитие в Петиции о праве (1628), "Билле о правах" (1689), Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776), "Билле о правах" (1789—1791), французской Декларации прав человека и гражданина (1789). [6, с. 100]

До сих пор не прекращаются споры о происхождении самого термина «права человека». Наиболее распространенная точка зрения возводит происхождение прав человека к истории США. 12 июня 1776 года в Билле о правах, который явился введением к конституции американской колонии Вирджинии, впервые были провозглашены права человека. Это был первый государственный акт, в которой от имени восставшей колонии было заявлено о правах человека.[3, с. 5]

Содержание Декларации прав человека и гражданина отражало основные идеи, к которым стремились люди, — свободу, равенство, братство, народный суверенитет, общественный договор, авторитет закона, права человека.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Права человека и их сущность

Рождение понятия "права человека" совпало я слилось воеди­но с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так назы­ваемого "естественного права", из которого и проистекал прин­цип "вечности и незыблемости" прав человека. Суть идеи естественного права, если сформулировать кратко, заключается в следующем: наряду с писаным правом, со­стоящим из совокупности законов, над ним или вне его, незави­симо от "буквы", существует некое неписаное моральное право, которое "вдохнула" в нас мать-природа и которое проистекает из самой сущности человека, его разума, отличающего его от ос­тального мира. Это естественное право может соответствовать, а может и не соответствовать писаному законодательству. Значи­тельную часть его содержания составляют правд человека. Пра­вовая материя как бы разделилась на две части: на право земное, «мирское», которое творит государство и на право духовное, ко­торое исходит от природы или от божества. Эта двойственность сопровождала весь процесс развития правовых институтов и сис­тем в разные эпохи, в том числе и института прав человека. Есте­ственное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, это право на свободу, на общение с себе по­добными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

Естественное право представляет собой совокупность идеаль­ных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до государства и может существовать помимо его. Реализация его идей и требований в праве, выраженном в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, предполагает учет, какминимум, следующих двух обстоятельств. Во-первых, существующие в обществе реаль­ные условия жизни, состояние экономики, политики, государ­ственности, правовой системы. Во-вторых, интересы, прежде все­го, законопослушных, ведущих себя правомерно граждан.

Исходя из сказанного выше, можно сделать такой общий вы­вод: права человека могут быть определены, как права, прису­щие ему с рождения и без которых мы не можем существовать как человеческие существа. Это такие права, которые не привязаны к одному какому-либо способу производства, одному естествен­ному строю, не зафиксированы "намертво" только в одной ка­кой-либо системе или типе права и только им свойственны.

Надлежащую «среду обитания» для прав человека создает толь­ко правовое государство и свободное гражданское общество. Права человека - одно из наиболее существенных свойств граж­данского общества. Именно оно создает условия, препятствую­щее нарушению прав человека со стороны власти. Правовое го­сударство и права человека неотделимы: правовое государство - гарантия прав человека в плане их защиты от нарушений со сто­роны аппарата власти, а права человека - одна из целей его суще­ствования. [3, с. 6-7]

 В самом общем виде можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Право во­обще и права человека—это не различные (по своей сути, функ­ции и назначению) феномены, ведущие независимую друг от дру­га жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного ти­па. Права человека — это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права как права вообще, определенный аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регу­ляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека без и вне права.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Источники прав человека

Источник права:

  1. это то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права;
  2. это то, где содержаться нормы права.

Существует несколько видов источников прав:

  • институциональные (гражданское общество, правовая государственность, политический плюрализм);
  • социальный или общественный (индивидуализм);
  • «человеческий» (стремление к свободе, правда, справедливость). [3, с. 8]

Идея прав человека связана со вступлением человечества во «взрослое» состояние и выражает его стремление к утверждению свободы личности, справедливости и гуманности в отношениях между людьми.

Быть свободным человека понуждают особенности его биологической организации, которая рождает особый, только человеку присущий способ приспособления к окружающей среде. Люди лишены необходимой связи с природой, материальным миром и вынуждены создавать для себя "вторую" природу, — культуру, свой духов­ный и материальный мир.

Будучи предпосылкой существования человеческого мира, свобода становится и его составной частью. Она выступает одним из основных слагаемых "человеческой природой". Человеческая природа — относительно самостоя­тельное явление не только по отношению к природному, или материальному миру, но и по отношению к миру социальному. Она имеет свою динамику и выступает актив­ным фактором социальной эволюции.

Важнейшую черту человеческой природы составляет стремление к свободе как необходимое условие любого развития, и именно в этом качестве осознается людьми. Свойство этого же плана — стремление к правде и справедливости. Справедливость и правда являются главными орудиями борьбы за свободу и развитие.

Таким образом, необходимой для формирования прав человека предпосылкой служит сама человеческая природа, которой присущи стремления к свободе, правде, справедливости, т. е. к утверждению и обеспечению тех принципов и ценностей, реализации которых служат права человека.

Социальным фактором генезиса прав человека служит такая свойственная истории человечества тенденция в изменении характера связи общества и личности, которую можно обозначить как прогресс индивидуализма. Рассмотрим индивидуализм и коллективизм в социологическом аспекте.

Коллективистское общество культивирует "социальных личностей", понуждает человека постоянно находиться в "социальной роли", порабощает его, всецело подчиняя общественным интересам. Коллектив, общество, общественные интересы выступают здесь как цель, а человек — как средство. Предел же индивидуализма общество, главной целью которого является личность, дающее ей максимальные возможности для самореализации, всецело подчиненное интересам ее развития. Человек, индивидуальность выступают здесь как цель, а общество, социальная организация — средством.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Похожие работы